Получи документы

Проект «Экологическая тропа» в группе для детей с системными нарушениями речи

Татьяна Широкова
Проект «Экологическая тропа» в группе для детей с системными нарушениями речи

В ходе реализации данного проекта интегрирована коррекционно-развивающая работа логопеда и комплекс мероприятий по формированию экологической культуры у дошкольников с системными нарушениями речи в летний период.

Цель проекта :

Формирование системы экологических знаний и представлений у детей с речевыми нарушениями различной этиологии.

Задачи:

1. Совершенствовать умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

2. Формировать умение проводить простейшие опыты с природными объектами в соответствии с правилами безопасности.

Публикация «Проект „Экологическая тропа“ в группе для детей с системными нарушениями речи» размещена в разделах

3. Формировать у детей осознанно – бережное отношение к объектам природы.

4. Воспитывать любовь к природе родного края, расширять кругозор.

5. Совершенствовать понимание закономерностей биологических и других естественных процессов.

6. Формировать чувство ответственности за сохранение окружающей среды.

7. Развивать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах

8. Развивать сенсорные качества каждого ребенка;

9. Вызвать у детей интерес к речевой деятельности.

10. Формировать правильное звукопроизношение и словопроизношение:

• Воспитывать орфоэпически правильную речь, т. е. умение говорить согласно нормам литературного произношения.

• Формировать навыки умелого использования интонационных средств выразительности речи, т. е. умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом, ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

• Воспитывать культуру речевого общения как части речевого этикета.

• Контролировать собственные речевые высказывания.

Аннотация проекта :

Экологическая тропа, как уникальный способ формирования экологических представлений, стала неотъемлемой частью всех дошкольных учреждений.

Сопоставив содержание логопедических занятий по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий, я обнаружила множество точек соприкосновения в их специфике с тематикой занятий цикла «Экологическая тропа».

Об эффективном воздействии природной среды на речевое развитие детей дошкольного возраста указывается в трудах многих педагогов и теоретиков дошкольного образования.

• Я. А. Коменский видел в природе «источник знаний, средство для развития речи, ума, воли и чувств»;

• К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», сообщать им все доступное и полезное для их умственного и речевого развития.

• " Близость с природой возбуждает эмоции, улучшает речевую активность"- так считает Рыжова В. А.

В связи с этим, коррекционно-развивающая работа по использованию возможностей природно-развивающей среды для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи, в летний период проходит по маршруту экологической тропы на свежем воздухе.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведения ребенка, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

Экологическая тропа включает в себя интересные места для наблюдений на территории ДОУ. Есть карта, маршрут, экологический паспорт, перспективный план наблюдений и экскурсий на экотропе. Созданы следующие объекты:

• игровые площадки;

• спортивная площадка;

•центр творчества «Палитра»- созданы условия для организации театрализованной деятельности, концертов, конкурсов.

• поляна сказок – созданы условия для рассказывания и инсценировки сказок, игр на разные темы.

• игротека;

• птичья столовая- созданы условия для подкормки птиц.

• автогородок - созданы условия для игр с транспортными средствами

• зона воды (фонтан) - созданы условия для игр с водой

• огород (овощной, фитоуголок) – созданы условия для выращивания овощных, ягодных и плодовых культур.

• цветник «разноцветный островок»;

«альпийская горка»

«зеленая аптека»

Этапы реализации проекта :

I Подготовительный.

На данном этапе идет изучение методической литературы, составление планов занятий по маршруту экологической тропы, подбор речевого материала для проведения логоритмических упражнений, пальчиковой гимнастики, автоматизации и дифференциации проблемных звуков, стихов для инсценировок в соответствии с тематикой занятий, ознакомление с произведениями художественной литературы; а так же подготовка объектов экологической тропы к летнему оздоровительному сезону (ремонт построек, изготовление новых интересных поделок с привлечением родителей, высаживание рассады на огороде и цветов в цветниках)

II Основной

Этап практической реализации поставленных задач по намеченному перспективному плану:

Название цикла Цель Объекты наблюдения

«Краски лета» -закрепить знание основных летних примет и летних месяцев

-развивать наблюдательность, способность видеть прекрасное в окружающей действительности

-ознакомительная экскурсия по экологической тропе

«Деревья и кусты» - закрепить название деревьев и кустов, их строение, внешние признаки;

-учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;

-систематизировать представления о лиственных деревьях;

-воспитывать бережное отношение - дуб;

- тополь;

-береза

-липа

-акация

- жасмин;

-сирень;

.

«Золотой луг» -побуждать детей радоваться первым цветам, закрепить их название,

-учить находить у растений стебель, цветок, листья;

- воспитывать чувство прекрасного. - одуванчики.

«Огород» -продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними;

-вызвать интерес к выращиванию овощных культур. - огородные грядки;

-семена, рассада, плоды овощных культур.

«Цветник» -уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста.

-учить понимать пользу и значение природы для хорошего самочувствия

- многолетние и однолетние цветущие растения

«Насекомые» -расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и назначении насекомых

-учить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения;

-воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете. Объекты экологической тропы

«Альпийская горка» -формировать представления

об «альпийской горке»,

как разновидности цветника;

-дать детям знания о составляющих частях «альпийской горки»

(сочетание объектов живой и неживой природы). -«Альпийская горка»

(цветущие и вьющиеся

растения)

«Зеленая

аптека» - расширить и закрепить знания

детей о лекарственных растениях;

- развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;

- учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года. -цветущие растения и травы

«Царство удивительных пеньков» - предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок, знакомить с окружающим миром, показать детям возможность второй второй жизни старых вещей -пеньки

«Песчаные прииски царя Гвидона» -дифференциация понятий «живая и неживая природа»

-изучение свойств песка, воды и глины -игровая площадка

«Наш общий дом-сохраним чистоту в нем» - Развивать чувство эмпатии к объектам природы

-воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы, любовь к родному краю, уважение к труду людей

-поляна сказок

Итоговое занятие Экологическая викторина

«Знатоки природы» Обобщать полученные знания о живой и неживой природе;

- Развивать мыслительные навыки: обобщение, систематизация, потребность проявлять заботу о растительном и животном мире.

-Формировать познавательные умения: умения задавать вопросы, доказывать, рассуждать, иметь целостное представление о природном сообществе;

-Актуализировать представление о растениях и насекомых, внешнем облике и образе жизни растений и насекомых на участке.

Формировать представления о развитии корневой системы растений.

- развивать представление о том, как растения переносят суровые условия зимы воспитывать бережное отношение к природе. -центр «Палитра»

Вся идея данного экологического проекта была направлена на решение основной цели работы в группе для детей с ОНР – это комплексная подготовка детей к школе. Были учтены специфика и направленность работы в логопедической группе, а также принцип интеграции образовательных областей в соответствии ФГОС ДО.

Формы и методы работы на экологической тропинке :

экологические беседы;

экологические экскурсии;

• уроки доброты;

• уроки мышления;

экологические конкурсы;

• КВН, аукцион, марафон, викторина, «Поле чудес»;

• обсуждение и проигрывание ситуаций;

• трудовой десант;

• зелёный патруль;

• клуб исследователей природы;

• лаборатория юного эколога;

• составление экологических карт;

• коллекционирование;

экологические праздники и фестивали;

экологические игры : (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.) ;

экологические сказки;

экологические тренинги;

• инсценировки, театрализации

В реализации проекта активное участие принимали родители. Одна из главных задач- помощь детям в поиске и сборе информации. Были представлены поделки из природного материала, оформление фотогазеты, выставка рисунков детей и родителей.

Накопленная детьми информация, помогала им в составлении рассказов и выстраивании логических цепочек, понимания, что все живые существа приспособлены к совместному существованию и у каждого уникальная роль.

III Итоговый этап

Предусматривает анализ результативности работы, проделанной за летний оздоровительный период по проекту, корректировку планов на следующий год.

Системное знакомство с миром природы позволяет развить важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.

Реализуя возможности экологической тропинки в коррекционно-развивающей работе, достигнуты следующие результаты:

• Увеличился словарный запас, появились связные высказывания, правильность звукопроизношения, связность изложения, умение составлять предложения, навык пересказа небольшого текста.

• Желание и умение детей правильно разговаривать в соответствии с языковыми литературными нормами.

• Развитие у детей речевой моторики.

• Умение детей пользоваться разнообразными средствами выразительности, изменять в зависимости от содержания высказывания высоту, силу голоса, темп и ритм речи, контролировать собственные речевые высказывания.

Вывод.

Опыт реализации проекта «Экологическая тропа» позволяет сделать вывод о том, что систематичное использование этого метода учителем-логопедом позволяет повысить эффективность работы по коррекции речевых нарушений, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, оказывает положительное влияние на формирование активной жизненной позиции.

Публикации по теме:

«Экологическая тропа в разное время года» для детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Экологическая тропа в разное время года» для детей дошкольного возраста. Фотоотчет Борисова Анна В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяется больше внимания. Почему эти проблемы.

Презентация «Проект по экологии «Экологическая тропа» Актуальность Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный.

Проект для работы с детьми старшего дошкольного возраста «Экологическая тропа» Этапы реализации проекта: В начале работы я определилась с целью и поставила задачи. Цель: Создание благоприятных условий на территории.

Проект «Экологическая тропа» Проект «Экологическая тропа в детском саду» Коняшкина Елена Игоревна «Человек был и всегда остается Сыном природы, и, то, что Роднит.

Познавательно-исследовательский проект «Экологическая тропа» ПРОЕКТ «Экологическая тропа»Мы в любое время года Ходим тропами природы. Любим природу мы изучать. Будем очень много знать. Вид проекта:.

Проект «Экологическая тропа в детском саду» Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Экологическая.

Проект «Зимняя фантазия» для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 6–7 летПроект «Зимняя фантазия» для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 6–7 лет Тема проекта: «Зимняя фантазия» Сроки реализации: долгосрочный (декабрь – февраль) Возраст детей: группа компенсирующей направленности для.

Долгосрочный проект «Экологическая тропа ДОУ» Проект на тему: «Экологическая тропа ДОУ» Проект долгосрочный: 3 года Участники проекта: дети от 2 до 7 лет, воспитатели, родители, специалисты.

Экологическая тропа в средней группе Описание точек Природа наш общий друг. Хозяин тропы- Лесовичок Точка 1. Большинство видов берёз - деревья высотой 30-45 м, с обхватом ствола.

Экологический проект «Экологическая тропа» Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Экологическая тропа» в группе для детей с системными нарушениями речи
Опубликовано: 30 мая 2018 в 12:32
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД