Лучший педагог года

Проект «Экологическое воспитание дошкольников»

Анна Клиновицкая
Проект «Экологическое воспитание дошкольников»

Тематический план младшей группы

по экологическому воспитанию.

Сентябрь.

1. Мы на клумбу с лопатой пришли.

2. Чудесные корзиночки (рассматривание овощей).

3. Листопад «Золотой ковер» (наблюдение за листопадом).

4. На птичьем дворе.

ОКТЯБРЬ.

1. Домашние животные.

2. Царство

3. У меня живет цветок (наблюдение за геранью)

4. Снег идет

Ноябрь.

1. Неприятные животные.

2. Синий - синий иней.

3. Наблюдение за елочкой.

Публикация «Проект „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

4. В гостях у бальзамина.

Декабрь.

1. Кто в лесу живет.

2. Кто мяукает у дверей.

3. Как по снегу, по метели.

4. Кормушка (рассматривание картинок «зимующие птицы»).

Январь.

1. Белый снег пушистый.

2. Посадка лука.

3. Зимующие птицы (наблюдение за сороками).

4. Наблюдение за золотой рыбкой.

Февраль.

1. К. Чуковский Айболит.

2. Февраль.

3. Наблюдение за снегирем.

4. Сравнивание комнатных растений герани и бальзамина.

Март.

1. Лилия - комнатное растение.

2. Огород на окне.

3. Заюшкина избушка.

4. Капель. Ознакомление с природным явлением.

Апрель.

1. Птицы прилетели.

2. Дождик - дождик пуще.

3. Посев гороха.

4. Травка зеленеет.

Май.

1. Весна в лесу.

2. Посадка цветов.

3. Радуга. Ознакомление с природным явлением.

4. Насекомые - наши друзья.

Перспективный план младшей группы

по экологическому

воспитанию

Сентябрь.

ЗАДАЧИ:

1. Формировать представления детой о первых осенних изменениях в природе: изменения о погоде (идет дождь, стало холоднее, изменения в живой природе (листья на деревьях и кустарниках постепенно желтеют, краснеют, птицы начинают улетать на юг, насекомые прячутся под кору).

2. Познакомить с основными видами овощей и фруктов.

3. Развивать умение анализировать структуру объектов природы (растения и животные.)

4. Воспитывать способность переживания чувства радости, удовольствия от рассматривания растений и общения с домашними животными.

ЗАНЯТИЯ:

1. Мы на клумбу с лопатой пришли.

2. Листопад. Золотой ковер.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ

• Наблюдение за солнцем.

• Наблюдение в пасмурный день.

• Наблюдение за дождем.

• Наблюдение за цветами.

• Наблюдение за кленом и березой (какого цвета листья, ствол)

• Наблюдение в "Уголке Природы" за поведением рыбки в аквариуме.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ :

• Угадай растение по описанию.

• Найди листок какой покажу (клена, тополя, березы).

• Чудесный мешочек (овощи и фрукты).

• "Узнай на вкус" (овощи и фрукты).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ;

1. "Расскажи про осень".

2. "Измени слово". "Вершки-корешки».

"Что растет на огороде?" "Что растет в саду»? "Чего не стало?"

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

1. "Воробышки и кот".

2. "Наседка и цыплята",

3. "Кот и мыши".

ЧТЕНИЕ ХУДОВЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. "Угадай, что в руке?"

2. «Где спрятался Ванька-встанька?»

3. «Найди такой – же»

СЛОВЕСНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

1. "Доскажи словечко"

2. "Зайчик в беде".

3. "Помоги белке".

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

1."Кто живет в лесу?"

2."Подбери слово".

3."Чьи детки?"

4."Что одеваем?"

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Найди растение, похожее на травку?

2."Научи мишку мыть растение".

3. Угадай, чей хвост? (с элементами моделирования, 243 упр.)

ФОЛЬКЛОР

• Загадки о лесных зверях,

• потешки "Шла Лисичка по мосту", "Сидит белка на тележке". "Волчок-волчок".

БЕСЕДЫ:

• "Что изменилось в вашей одежде?"

• Беседы о жизни зверей в лесу (с рассматриванием иллюстраций).

ТРУД В ПРИРОДЕ

• Протирать крупные листья комнатных растений.

• Помогать воспитателю в уборке сухих листьев на участке и среди комнатных растений.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

ИЗО. Привлекать детей к отражению признаков осени в свободном рисовании.

УГОЛОК ПРИРОДЫ

Поместить модели трудового процесса, динамические модели "Белка в дупле", "Медведь в берлоге".

КНИЖНЫЙ УГОЛОК

• Поместить иллюстрации осенних пейзажей.

Выложить в свободное пользование игры: "Ботаническое лото".

Сложи картинку: "Кто во что одет?" (с элементами моделирования).

Октябрь

ЗАДАЧИ:

1. Формировать представление об изменениях в природе: становиться холоднее, идет первый снег, с деревьев облетает листва, птицы улетели на юг, насекомые спрятались под кору.

2. Знакомить детей с трудом взрослых на участке детского сада, в группе поливать комнатные растения, ухаживать за ними.

3. Воспитывать любовь к животным, уход за ними в уголке природы (рыбками)

4. С. Маршак "Усатый-полосатый", В. Сутеев "Кто сказал мяу", К. Ушинскмй "Васька".

ФОЛЬКЛОР

Песенки-потешки: "Как у нашего кота", "У кота ли у кота",

• "Загадки о котах", "О цветах", "О солнце", "О дожде", "Об осени".

Сказки: "Кот, петух и лиса" (русская). "Почему кот моется после еды" (литовская).

• Беседа; "Расскажем кукле Катюше, кто к нам приходили гости (беседа о котенке).

ТРУД В ПРИРОДЕ

Совместно с воспитателем на участке собирать природный материал семена цветов: календула, васильки, космея, настурция в коробки по видам. Оказывать воспитателю помощь в подготовке корма для животных на зиму собирать срезанную траву, раскладывать на солнечном месте. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

1. Изобразительная деятельность.

2. Поощрять детей отражать природные изменения в рисунках и аппликациях.

3. Уголок природы.

4. Поместить модели строения тела котенка, строения растения (корень, стебель, листья, цветок).

КНИЖНЫЙ УГОЛОК

Поместить кн. С. Маршака "Усатый-полосатый", В. Сутеев "Кто сказал мяу".

Ноябрь.

ЗАДАЧИ;

1. Формировать представление об изменениях в неживой и живой природе поздней осенью (стало еще холоднее). Изменения в одежде. Все листья с деревьев опали, звери в лесу готовятся к зиме.

2. Познакомить детей с компонентами трудового процесса на примере мытья комнатного растения (цели) предмет труда, материал, инструмент трудового действия, результат. Закрепить названия частей растения).

3. Воспитывать желание участвовать в труде. Формировать интерес к жизни зверей в лесу.

ЗАНЯТИЯ:

• Рассказ воспитателя : "Как звери в лесу готовятся к зиме".

• Мытье комнатного растения.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ.

• Продолжить наблюдения за солнцем, ветром, за первым снегом.

• Рассмотреть строение снежинки через увеличительное стекло.

• Начать знакомство со свойствами снега.

• Рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит.

• Начать знакомство со свойствами льда (наблюдения и опыты).

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

• "Овощи и фрукты" (лото с элементами моделирования).

ЗАНЯТИЯ:

1. Домашние животные.

2. «У меня живет цветок» (наблюдение за геранью).

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

1. Наблюдение осенним солнцем, за ветром, за дождем.

2. Наблюдение за первым снегом. Объяснить детям, почему снег идет.

3. Начать знакомство за снегом (наблюдение и опыты).

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

1. Посади огород.

2. Чудесный мешочек.

3. Что растет в саду, что в огороде.

4. Что сначала, что потом.

СЛОВЕСНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

1. Назови ласково.

2. Что растет.

3. Помоги пчелке.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

1. Подбеги к дереву, какое я назову.

2. Овощехранилище.

3. Где детки.

4. Что одевают.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

1. Шур-шур-шур.

2. Солнышко и цветочки.

3. Ветерочек.

ФОЛЬКЛОР

1. Загадки о грибах и ягодах.

2. Солнышко-колоколнышко.

3. Дождик-дождик.

Беседы

1. В гостях у пчелки.

2. Викторина об овощах.

ТРУД В ПРИРОДЕ

1. Протирать листья алоэ, менять комнатные растения.

2. Помогать воспитателям в уборке листьев на участке.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

1. ИЗО. Привлекать детей к отражению признаков осени в свободном рисовании.

2. Уголок природы. Поместить модели трудового процесса «белка в дупле», и «зайцы в лесу».

3. Книжкин уголок. Разместить иллюстрации осенних пейзажей. Выложить в свободное пользование игры «ботаническое лото», сложи картинку «кто во что одет» (с элементами моделирования).

Декабрь.

ЗАДАЧИ:

1. Формировать представление детей о зимних изменениях в природе: все покрыто снегом, вода в лужах замерзла, часто идет снег (снегопад, солнце светит, но не греет.

2. Развивать умственную операцию сравнения, используя природный материал.

3. Продолжать развивать умение анализировать структуру объектов природы.

4. Формировать представление о потребности растений во влаге (поливка растений).

5. Продолжать развивать умение выделять основные компоненты трудового процесса (цель, объект, материал, орудия труда, трудовые действия, результат).

6. Воспитывать желание ухаживать за растениями, развивать любознательность.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ:

1. Наблюдение за снегопадом, наблюдение за свойствами снега (снег от тепла тает, снег бывает липким и рассыпчатым).

2. Наблюдение за зимующими птицами (строение тела, повадки). Повесить кормушки с кормом для птиц, рассмотреть следы на снегу. Чьи следы?

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

• Кто во что одет? (лото с элементами моделирования).

• Сложи картинку изображения кошки и кролика.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

• Лиса и зайцы",

• "Зайка серенький сидит",

• "Помоги листочку найти свое растение".

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

• А. Аким "Первый снег".

• З. Александрова "Зимняя песенка", "Снежок".

• О. Высоцкая "Снежный кролик".

• А. Веденская "На лыжах".

• И. Токмакова "Как на горке снег, снег".

• А. Барто "Снег".

• Л. Квитко "Кисонька".

• К. Д. Ушинский "Васька" .

• В. Чарушин "Кролик".

• Э. Лившиц "Кролик".

• В. Степанов "Как вы кролики живете?"

ФОЛЬКЛОР

• Загадки о лесных зверях, о зиме, поговорки о зиме,

• песенки-потешки "Сел на ветку снегирек".

Беседы: "Как мы играем зимой?", "Твоя любимая зимняя игра? "Как можно играть с котенком и щенком?"

ТРУД В ПРИРОДЕ

• Поливка комнатных растений под руководством взрослого.

• Подкармливание птиц.

• Расчистка дорожек от снега во время прогулки.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

1. ИЗО деятельность: Поощрять желания детей, отражать в рисунках впечатление о зиме (обводки, трафареты).

2. Уголок природы. В уголке природы поместить модели трудового процесса (поливка).

3. Книжная полка. Поместить книги и иллюстрации зимних явлений природы.

4. Игры: "Угадай, чей хвост? "Кто во что одет?"

Январь.

ЗАДАЧИ:

1. Закрепить представление детей о зимних явлениях в неживой природе: реки замерзают и покрываются льдом, снегопад, мороз. Знакомить со свойствами льда и снега. Продолжить развивать умственную операцию сравнения, используя природный материал (карась и золотая рыбка).

3. Формировать представление детей о потребностях растений в земле. Закреплять умение анализировать трудовой процесс, выделяя его основные компоненты.

4. Воспитывать интерес к оказанию помощи животным и растениям.

ЗАНЯТИЯ:

1. Сравнение и рассматривание золотой рыбки и карася.

2. Посадка лука.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

• Наблюдения и опыты.

• Наблюдения за снегопадом.

• Рассмотреть льдинки, сравнить снег и лед.

• Вместе с детьми продолжать подкармливать птиц.

• Наблюдение за работой дворника (чистит дорожки, посыпает песком).

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

1. "Кто во что одет?", "Кто, где живет?" (лото)

3. Сложи картинку (сложить из четырех частей)

4. "Где спряталась рыбка?" (изображение рыбки, луковицы с корешками).

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

• "Караси и щуки", "Лохматый пес"»

• Хороводная игра "Зайка беленький сидит".

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

• Н. Байрамов "Влбка", Л. Берг "Рыбка",

• И. Токмакова "Где спит рыбка?"

• Л. Екимцев "Чего хочется рыбке?"

ФОЛЬКЛОР

1. Песенки-потешки: о морозе, шотландская нар. песенка "Купите лук".

2. Загадки о снеге, льде, рыбке, луке.

3. Беседы: Новогодний праздник дома, Зимние развлечения на улице.

ТРУД В ПРИРОДЕ

1. С помощью воспитателя посыпать дорожки песком.

2. Подкормить птиц на прогулке.

3. Очистить от снега вместе с воспитателем место для игр.

4. Подкормка рыбок в аквариуме.

5. Поливка лука.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

1. Изобразительная деятельность. Поощрять детей отражать в рисунке зимние изменения в природе.

2. Уголок природы. Поместить модели существенных признаков строения рыбы и последовательного трудового процесса посадки лука.

3. Книжный уголок. Поместить книги:

• И. Токмаковой "Где спит рыбка?", "Как на горке снег, снег!",

• А. Барто "Снег".

4. Выложить в свободное пользование игры: "Кто во что одет? (лото)

5. Сложи картинку (изображение рыбки).

6. Ботаническое лото "Где что растет?" (лото с элементами моделирования).

Февраль.

ЗАДАЧИ:

1. Развивать умение анализировать структуру объекта, вычленяя яркие признаки внешнего вида птиц: крылья, тело, покрытое перьями…

2. Закреплять эти признаки с помощью моделей. Продолжать развивать умение сравнивать, выделяя контрастные признаки различия некоторого сходства.

3. Воспитывать любознательность и интерес к объектам природы, желание трудиться вместе.

ЗАНЯТИЯ:

1. Рассматривание снегиря.

2. Сравнение комнатных растений - китайской розы и бальзамина.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ. Наблюдения и опыты.

1. Наблюдение за солнцем, оно появляется все чаще, с каждым днем светит ярче. Опыт.

2. Наблюдения за первыми сосульками (сравнение). Опыт.

3. Наблюдения за снегом. В конце месяца начинает таять снег. Обратить внимание на первое, веселое щебетание птиц.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

1. "О зимней столовой'.

2. "Птички".

3. "Узнай по голосу".

4. Угадай растение по описанию (бальзамин, китайская роза).

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

• А. Барто "Птичка",

• В. Жуковский "Птичка" (отрывок).

• Прокофьев "Снегири".

ФОЛЬКЛОР

• Загадки про снегиря.

• Песенки - потешки (материал прилагается).

БЕСЕДЫ

"Если птичка живет дома" "Холодно ли птицам зимой?" "Живые ли деревья зимой?"

ТРУД В ПРИРОДЕ

• Подкормка птиц на прогулке и кормление птиц в группе.

• На прогулке, совместно с воспитателем, собирать в кучи снег и свозить для построения снеговика.

• Принимать участие в мытье поддонов и кашпо для растений.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

1. Изобразительная деятельность. Поощрять детей в отражении зимних изменений в природе с помощью различных изо средств.

2. Уголок природы. Поместить модели строения растения.

3. Книжный уголок. Поместить книги:

• А. Барто "Птичка"

• А. Прокофьева "Снегири".

4. Выложить в свободное пользование игры:

• "Кто, где живет?" с элементами моделирования.

• Сложи картинку (изображение птицы).

Март.

ЗАДАЧИ:

1. Формировать представление детей о первых весенних изменениях в природе (солнечных дней стало больше, стало теплее, снег начинает таять, гололед). Умение развивать, сравнивать объекты природы по признакам сходства и различия.

2. Совместно с воспитателем составлять короткий описательный рассказ о растениях, развивать связную речь. Формировать навык пользования моделями.

3. Развивать интерес к жизни комнатных растений и птиц.

ЗАНЯТИЯ:

• СРАВНЕНИЕ СНЕГИРЯ И ВОРОНЫ.

• СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА О КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЯХ.

• СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ :

Наблюдения и опыты:

1. Продолжить наблюдение за солнцем (первые признаки весны, солнце стало ярким,

2. Что такое тень? Опыт.

3. Наблюдение за небом.

4. Наблюдение за воробьями.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ :

1. "Вороны".

2. "Через ручеек".

3. "Воробышки и кот"

4. "Солнышко и дождик".

5. "Найди, что потерялось?"

6. "Кто, где живет?"

7. "Угадай по описанию".

8. "Загадайте, а я отгадаю".

УГОЛОК ПРИРОДЫ.

• Поместить модели птиц и модели комнатных растений.

Разместить модели признаков весны: сосулька, капель, солнце, снег с дождем, проталины.

КНИЖНЫЙ УГОЛОК.

1. Поместить книги:

• А. Барто "Птичка",

• С. Я. Маршака "Весенняя песенка", иллюстрации весенней природы.

2. Выложить в свободное пользование игры:

• "Кто, как двигается?

• "Угадай, чей хвост?",

• "Кто, где живет?" (лото с элементами моделирования).

• "Кто во что одет?"

• Сложи картинку (изображение птиц).

• "Ботаническое лото".

Апрель.

ЗАДАЧИ:

1. Продолжать формировать у детей представление весенних изменений в

неживой природе. Показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных. На ветвях набухают почки, появляется первая травка, первые цветы, звери меняют окраску, просыпаются после зимней спячки, из теплых стран прилетают птицы. Учить находить общие признаки у деревьев и кустарников. Развивать умение сравнивать.

2. Закреплять знания детей о строении растений, их основных частях.

3. Воспитывать интерес к весеннему пробуждению природы, желание любоваться ею.

ЗАНЯТИЯ:

1. Путешествие в весенний лес.

2. Сравнение дерева и кустарника.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ.

Наблюдения и опыты:

• Продолжить наблюдение за солнцем, снегом и небом (опыт).

• Обратить внимание на набухание почек (опыт).

• Выбрать и отметить ветку тополя (посадить в банку, наблюдать за первыми листочками,

• Наблюдение за грачами и пробуждение мух ото сна.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Подвижные игры: "К дереву беги",

• "Через ручеек",

• "Кто быстрее найдет березу, ель, клен",

• "Угадай по описанию".

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

• Т. Александрова "На солнышке согрелась ель",

• И. Токмакова "Осинка", "Дуг" (стихи,

• Л. Толстой "Пришла весна".

ФОЛЬКЛОР

• Песенкк-потежки,

• загадки о деревьях (см. приложение).

БЕСЕДЫ:

• "Какие растения живут у тебя дома"

• Мамы a их малыши (Появление детенышей у диких животных).

ТРУД В ПРИРОДЕ.

• Уборка мусора на участке.

• Посев крупных семян гороха, бобов, настурции.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

1. Уголок природы.

• Поместить модели строения дерева и кустарника, динамическую модель "Заяц меняет окраску шерсти".

2. Книжный уголок. Поместить обводки зверей и птиц.

3. Предложить детям цветные мелки для рисунков на асфальте.

4. Выложить в свободное пользование игры:

• "Угадай по описанию",

• "Загадайте, я отгадаю".

Май.

ЗАДАЧИ:

1. Закреплять представление детей о весенних изменениях в неживой природе: много солнечных дней, снег совсем растаял, солнце стало греть сильнее. Показать детям связь, как изменения в неживой природе влияют на жизнь растений и животных: в жизни растений происходит бурный рост травка подросла, раскрылись почки, появились первые листочки, у зверей появились детеныши, прилетели с теплых краев птицы (грачи, скворцы, ласточки, оживились воробьи, проснулись после зимней спячки насекомые.

2. Познакомить со свойствами воды (теплая, холодная) и свойствами песка (сухой песок - сыпучий, сырой - липкий).

3. Развивать наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного.

ЗАНЯТИЯ:

1. Сравнение одуванчика и тюльпана.

2. Посадка гороха в уголке природы.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ.

Наблюдения и опыты:

• Наблюдение за солнцем (опыт);

• Наблюдение за облаками;

• Наблюдения в живой природе за набуханием почек, за цветением деревьев (черемухи, сирени);

Рассмотреть первые цветы: мать-мачеха, одуванчик;

• Обратить внимание на появление насекомых. Рассмотреть майского жука, бабочку,

Наблюдение за перелетными птицами: грачами или скворцами.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

Изобразительная деятельность.

• Поощрять детей отражать в рисунках свои впечатления о весне.

УГОЛОК ПРИРОДА.

1. Поместить модели строения гороха.

2. КНИЖНЫЙ УГОЛОК. Поместить книги:

• З. Александрова "Одуванчик».

• И. Токмакова "Стихи".

• И. Бунин "Ясным утром".

3. Выложить в свободное пользование игры:

• "Кто, как двигается?"

• "Собери цветок из частей".

Ознакомление дошкольников с природой

Вторая младшая группа

I КВАРТАЛ

Сентябрь

Деятельность детей на прогулке

1. Поддерживать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день.

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнатку,

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

А. Барто

2. Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно (чистое, голубое, подставить ладошки лучам солнца и поиграть с солнечным «зайчиком». Охарактеризовать погоду (хорошая, солнечная).

3. В дождливую погоду проводить наблюдения из окна.

К нам на длинной

Мокрой ножке

Дождик скачет

По дорожке,

А на лужице круги —

Это дождика шаги.

3. Александрова

4. Предложить детям послушать, как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода по стеклам, какие на дорожках лужи. Отметить, какая погода (дождливая, ненастная).

5. Обратить внимание ребят на одежду людей (на них надеты плащи, на ногах сапожки, в руках зонты). Спросить детей, почему люди так одеты.

6. Посмотреть, есть ли на небе солнышко, тучи. Что сделали тучи (закрыли солнце, отметить, какое небо (хмурое, какая погода (пасмурная).

Дуют ветры,

Ветры буйные.

Ходят тучи,

Тучи темные. А. Кольцов

7. Наблюдать, как раскачиваются деревья, гнутся ветки, летят с деревьев листья. Спросить у детей, почему так неспокойно ведут себя деревья.

Дует, дует ветер.

Дует, задувает.

Желтые листочки.

С дерева срывает.

8. Обратить внимание детей на красоту расцвеченной листвы. Предложить им потрогать белый ствол березы. Обратить внимание, что дерево высокое и, чтобы его рассмотреть, надо высоко поднять голову. Понаблюдать, как, медленно кружась в воздухе, листья падают на землю.

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад,

Желтые, красные листья.

По ветру вьются-летят.

М. Ивенсен

9. Предложить детям побегать по опавшим листьям (в начале месяца они сырые, а в конце месяца — сухие, шуршащие). Рассмотреть опавшие листья, найти зеленый, красный, желтый, большой, маленький, круглый, удлиненный.

10. Провести дидактические игры: «Найди самый красивый», «Найди самый большой», «Найди такой же» (по цвету, величине). Использовать листья в сюжетных играх, составлять из них букеты для украшения группы, гирлянды.

11. Обратить внимание ребят на траву, спросить, что надо сделать, чтобы рассмотреть ее (низко опустить голову, что надо сделать, чтобы увидеть все дерево (высоко поднять голову). Порадоваться травам, продолжающим цвести,— подорожнику, мокрице. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям (не рвать, не топтать).

12. В цветнике порадоваться цветущим настурциям, ноготкам, анютиным глазкам. Срезать несколько цветов для составления букета в группе. Учить детей различать стебель, листья, цветок. Выкопать несколько цветущих растений, чтобы наблюдать продолжение цветения в уголке природы. В присутствии детей с их посильной помощью провести посадку луковиц тюльпанов, нарциссов. В конце месяца собрать семена цветов.

13. Понаблюдать за появившимися на участке в солнечный день бабочками-крапивницами и летающими на паутинке паучками.

14. Посмотреть, как работают дети старших групп на огороде (сбор урожая овощей)

15. Во фруктово-ягодном саду рассмотреть деревья со спелыми плодами яблок и груш. Аккуратно сорвать плоды, дать детям их потрогать, погладить. Взять плоды в группу, угостить ими детей.

16. Наблюдать за работой взрослых по посадке деревьев.

17. Игры с песком. Обратить внимание на то, что сухой песок рассыпается, а если его полить (или если он после дождя, то песок становится влажным и из него можно лепить пирожки для кукол.

18. Игры с ветром. Если погода ветреная, взять с собой на прогулку бумажные ленточки, вертушки, бумажные самолетики на ниточке. Спросить детей, почему ленточки развиваются, шуршат, вертушки вертятся, самолетики летают.

19. Наблюдать за птицами. Отметить их внешний вид, голоса, поведение (как передвигаются, клюют корм, пьют воду).

Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Перышки взъерошены,

Хвостик распушил. А. Барто

20. В результате наблюдений сделать с детьми вывод:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

М. Ходяков

Деятельность детей в уголке природы

1. Наблюдать за рыбкой, как она плавает, хватает корм. Дать детям индивидуальные поручения — подать баночку с кормом, высыпать корм с ложечки в кормушку.

2. Наблюдать за птичкой, рассмотреть ее внешний вид, отмечать особенности поведения — перелетает с жердочки на жердочку, клюет зернышки, песок, пьет воду, купается, чистит перышки. Привлекать внимание детей к уходу за птичкой, дать индивидуальные поручения насыпать зернышки в кормушку, налить воду в поилку.

3. Привлекать внимание детей к комнатным растениям и растениям, пересаженным из цветника (какие они красивые, как украшают группу). Найти цветущие комнатные растения, ухаживать за ними (правильно поливать т. д.).

4. Провести дидактические игры: «Найди пару», «Найди растение с большими или маленькими листьями».

5. Украсить группу букетиками цветов и листьев. Поместить в уголке природы различные овощи.

6. Провести с ними дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Узнай по описанию».

7. Поместить в уголке природы картинки с изображением наблюдаемых предметов и явлений в сентябре.

8. В конце месяца провести дидактическую игру: «Покажем Мишке наш уголок природы».

Занятия по ознакомлению детей с природой Занятие 1.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Программное содержание. Уточнить представления детей о характерных признаках овощей (морковь — продолговатая, красная, крепкая, сладкая; луковица — круглая, гладкая, крепкая, желтая; репа — круглая с хвостиком, сладкая, желтая). Научить узнавать овощи на вкус, на ощупь.

Занятие 2. Рассматривание клумбы

Программное содержание. Учить детей различать и называть два цветущих растения по окраске цветка, по высоте; учить обследовать (показывать рукой высокое и низкое растение, нюхать, обращать внимание на окраску цветка); воспитывать у детей умение радоваться красивому, бережно относиться к растениям.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по экологическому воспитанию дошкольников. Анкета для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Уважаемые родители! Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации.

Система экологического воспитания дошкольников. 5 лет я работала над темой моего самообразования " Экологическое воспитание дошкольников". Я изучала много литературы. разрабатывала дидактические,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Экологическое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 18 апреля 2013 в 06:57
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД