Лучший педагог года

Проект экологической тропы «В гости к Берендею»

Елена Иванова
Проект экологической тропы «В гости к Берендею»

Реализация инновационного проекта МА ДОУ

Экологическая тропа гости к Берендею"

«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству. Л. Леонов

Раздел работа с дошкольниками.

Аннотация

Публикация «Проект экологической тропы „В гости к Берендею“» размещена в разделах

В проекте предлагается творческое решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе через организацию в детском саду экологической тропинки.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников чувство ответственности за судьбу природы - обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего города, но и всей страны в целом.

Введение в проект.

Актуальность

Последние десятилетия ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения.

Можно ли в наше время переоценить важность и необходимость экологического воспитания? Его основная и конечная цель – вернуть людям нормальное, естественное экологическое чутье. И начинать это воспитание необходимо, безусловно, с самого раннего возраста, с детского сада. По данным Минобразования РФ, детские дошкольные учреждения (ДОУ) посещают более половины малышей России.

Эффективная работа ДОУ по формированию основ экологической культуры детей и родителей требует грамотного подхода в этом направлении со стороны педагогов детского сада. Надо тренировать в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание. Каждый выход на улицу для ребенка должен оборачиваться увлекательной прогулкой, дающей возможность наблюдать, познавать, запоминать!

Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды в детском саду – экологическая тропа, которая позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.

Работу на экологической тропе можно построить интересно и содержательно, чтобы решить практически все задачи экологического образования детей дошкольного возраста. Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга и т. Д.

Планирование работы на экологической тропе, мы осуществляем с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.

Таким образом, с помощью экологической тропинки можно грамотно использовать земельный участок детского сада в экологическом образовании детей. В идеале эта территория должна быть зоной максимальной экологической безопасности, обеспечивая на современном уровне следующие функции:

Оздоровительную;

Рекреационную;

Учебно-просветительскую.

Все эти функции позволяют отнести территории дошкольных образовательных учреждений в ведение федерального закона «об особо охраняемых природных территориях». К сожалению, в существующей редакции закона упоминание о доу отсутствует. Но общими усилиями можно сделать каждый детский сад действительно цветущим садом.

Тип проекта : Долгосрочный, познавательный.

Участники проекта : Реализация проекта проводилась совместно: заведующая дет. с. "Теремок" Ткачева О. Н., воспитатель группы "Колобок" Иванова Е. Н. с участием детей и родителей.

Цель проекта : Обогащать и систематизировать экологические знания дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.

Задачи проекта :

Уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды,

Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие, взаимодействие с другими объектами природы,

Развитие интереса к миру природы;

Воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувства милосердия и умения сопереживать;

Формирование основ экологической культуры личности путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.

Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка.

Гипотеза проекта : Реализация проекта позволит повысить экологическую культуру детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.

Ожидаемые результаты.

Дети:

Сильные эмоциональные проявления, радость от общения с растительным миром;

Интерес к познанию живого;

Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Родители:

активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментального - познавательного, трудового, экскурсионного характера.

Педагоги:

обогащение мелодической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления;

Презентация проекта на метод. совете ;

повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний детей.

Механизм выполнения.

Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

Экологическая тропа - одна из современных форм воспитания и образования детей, представляющая собой работу в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты.

Знакомясь с различными растениями и животными, их строением, развитием, средой обитания и особенностями природных ландшафтов, дети и взрослые расширяют свой кругозор, обогащаются знаниями, практикуются в создании благоприятных условий для живой природы.

Проект «экологическая тропа» нацелен на внедрение и развитие вариантных форм работы с детьми дошкольного возраста в течение четырёх времён года.

Для осуществления воспитательно-образовательной работы в весенне-летний период в детском саду имеется участок с достаточно большим количеством разнообразных природных объектов.

Новизна проекта заключается в содержании и в форме организации экологической работы с детьми. А это: цикл экскурсий, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Проект «экологическая тропа» открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.

При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремлением к взаимодействию с миром природы.

К реализации проекта активно привлекаются родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.

В апреле на общее родительское собрание в детский сад заглянул старичок Берендей. Посетовал на засушливое лето и на холодную зиму. Многие растения погибли. Попросил помощи: починить мосток, вскопать землю, посадить лекарственные растения. Родители с большим удовольствием откликнулись на просьбу. На экологической тропе появились : Адонис душистый, Марьин корень, Сон трава (подснежник луговой) и многие другие растения нашего края. Тропинки отсыпали просеянной галькой. А какой получился водоем!1070*70*50.

Работа в рамках проекта проводится регулярно, ненавязчиво, поддерживается интерес детей и их любознательность в тесном контакте педагогов и воспитанников.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные эмоции и переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Теремок» расположен в п. Селенгинск МО «Кабанский район» республики Бурятия.

Экологическая тропа расположена на территории детского сада, это позволяет детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.

Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки:

Огород

Цветник (многолетние цветы)

Дикорастущие цветы

Лекарственные растения

Лужайка

Кустарники и деревья

Муравейник

Перспективный план работы с детьми НОД по маршруту экологической тропы

Таблица №1

Название объекта Цель Объект деятельности

Огород 1. Продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними. Огородные грядки;

Семена;

Рассада;

Плоды овощных культур.

Цветник 1. Уточнить представление детей от цветника, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста. Многолетние и однолетние цветущие растения.

Дикорастущие цветы 1. Уточнить представление детей о цветах в природе. Многолетние цветущие растения.

Лекарственные растения 1. Расширить и закрепить знание детей о лекарственных растениях, развивать умения рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.

2. Учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятиях в холодное время года. Деревья и кусты;

Цветущие растения и травы.

Лужайка 1. Воспитывать чувства прекрасного.

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их названия, учить находить различия у растений "стебель, цветок, листья" Одуванчики;

Ромашки;

мать-и-мачеха и др.

Кустарники и деревья 1. Закрепить название деревьев и кустов, их строение, внешние признаки;

2. Учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;

3. Систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;

4. Воспитывать бережное отношение Береза;

хвойные деревья (ель, сосна);

сирень;

черемуха и др.

Муравейник Сформировать представления о роли муравьев в жизни леса.

Воспитывать бережное отношения к муравьям. Муравейник

Публикации по теме:

Экологическая тропинка в ДОУ «Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости,.

Экологический конкурс «Эколето»Экологический конкурс «Эколето» Мне хотелось бы поделиться материалом развивающей среды на территории нашего детского сада. Познание окружающего мира в целом невозможно.

Автор публикации:
Проект экологической тропы «В гости к Берендею»
Опубликовано: 5 февраля 2015 в 09:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД