Получи документы

Проект «Юные инженеры»

Анна Абрамова
Проект «Юные инженеры»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

детский сад №1 «Улыбка»

Ростовская область, с. Песчанокопское

ПРОЕКТ :

«Юные инженеры»

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Абрамова А. А.

Апрель 2022г.

Мы живем в «век высоких технологий». Многие современные профессии требуют от человека творческий подход и решение профессиональных задач. Воспитать мобильную, креативную личность, таков новый социальный заказ государства. А для того, чтобы выполнить социальный заказ государства в ДОУ применяются инновационные технологии, которые позволяют воспитать всесторонне развитую личность.

Публикация «Проект „Юные инженеры“» размещена в разделах

В соответствии с Концепцией этой программы перед системой образования ставится проблема подготовки «инновационных инженеров» способных внедрять новые технологические решения, управлять крупными техническими проектами.

Поэтому, был разработан проект «Юные инженеры», куда входят разделы:

экспериментально-исследовательской деятельность «Школа волшебников»;

конструктивная деятельность;

робототехника.

Проект : «Юные инженеры»

Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.

Форма организации проекта : индивидуально- групповая.

Срок реализации: сентябрь-май (2021-2022г.)

Участники проекта : дети подготовительной группы, родители воспитанников, социальные партнеры: районная детская библиотека, краеведческий музей, детская школа искусств, центр дополнительного образования.

Руководители проекта : Абрамова А. А., Лыкова К. И – воспитатели подготовительной группы.

Новизной данного проекта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детской познавательно-исследовательской деятельности.

Цель – способствовать формированию компетентности детей дошкольного возраста посредством современных конструктивных технологий, обеспечивающих условие для развития детей в познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи проекта :

для педагога:

совершенствование условий для эффективного познавательно-исследовательского образования дошкольников, способствующего развитию логического и творческого мышления детей, конструктивной, познавательной инициативы ребенка в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

создание системы элементарных представлений в познавательно-исследовательской деятельности, доступных пониманию дошкольника.

для детей:

развивать познавательный интерес ко всему живому и неживому, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование, конструирование в процессе поисково-познавательной деятельности;

воспитание осознанного, целесообразного отношения к познавательно-исследовательской деятельности, культуры общения с окружающим миром, труду других людей.

способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

для родителей:

содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково- познавательную деятельность;

систематизировать знания родителей по основам познавательно-исследовательской деятельности, посредством вовлечения в творческую активность по благоустройству жизненного пространства в группе.

Ожидаемые результаты для детей:

Сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

Сформированное у детей ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

Овладение воспитанниками навыками к основам начальных естественнонаучных представлений в познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности.

Сформированы представления о профессии – инженера, конструктора, изобретателя.

Ожидаемые результаты для родителей:

активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, экспериментированию, конструированию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.

Ожидаемые результаты для педагогов:

повышение уровня компетентности в осуществлении инновационной деятельности;

повышение профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста.

Методы, используемые в реализации проекта :

Практические: опыты, проблемные вопросы, наблюдения.

Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, схемы, макеты, живые и неживые объекты, театральное представление.

Словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, словесные инструкции.

Принципы составления проекта :

Принцип научности:

-предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

-содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип активного обучения:

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Новизной данного проекта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.

Ресурсное обеспечение проекта :

1. Зона опытов и экспериментирования «Школа волшебников» в группе.

2. Зона «Конструкторского бюро» в группе.

3. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты ООД, сценарии развлечений и т. д.).

4. Библиотечка юного эколога и инженера.

5. Подборка научной и художественной литературы “Познавательное чтение”.

6. Подборка опытов и экспериментов “Опыты Экоши”.

7. Строительный ресурс (конструкторы, строительный и природный, бросовый материал).

Этапы проекта

1 этап (сентябрь)

Предварительная подготовка: • Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.

• Экскурсии и целевые прогулки.

• Наблюдения за объектами и явлениями природы.

• Создание условий для детского экспериментирования (исследовательский центр, центр игровой деятельности и пр.).

• Тематические беседы «Инженер - какой он, «Школа Самоделкиных» и др.

• Рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием, детских энциклопедиях.

• Знакомство с материалами мини-центра «Школа волшебников».

Практическая часть 2 этап (октябрь – апрель)

1. Взаимодействия с детьми

• Вводная диагностика предпочитаемых видов деятельности дошкольников, выявление места детского экспериментирования в предпочтениях.

• Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми.

• Проведение познавательных занятий, в основе которых лежат методы исследовательского, конструктивного, познавательного обучения.

• Чтение тематической, художественной литературы

Игровой центр:

- игры словесные;

- развивающие игры и упражнения.

• Мини-центры «Школа волшебников» (экспериментальный уголок, «Конструкторское бюро».

• Копилка «нужных ненужных» вещей;

• Плановые опыты

• Опыты из серии «Открытие дня» (проведение опытов, необходимость в которых возникает при эвристических беседах);

• Оформление альбомов по проведенным опытам и экспериментам,конструктивной деятельности (в виде зарисовок и фотографий).

2. Взаимодействия с семьей

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала.

Акция «Вместе с ребенком» (еженедельно).

Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

Семейный клуб «Добрые зернышки».

«Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной, познавательной деятельности» .

Поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям и медалей «Хочу все знать!» ребенку.

Тематические консультации для родителей: «Движущие силы исследовательского поведения ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» и др.

Индивидуальные консультации по осуществлению акций.

Оформление наглядной информации в родительском уголке.

Результат проектной деятельности

3 этап (май)

Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

Открытые мероприятия на родительском собрании.

Открытые мероприятия для педагогов.

Обобщение педагогического опыта работы.

Список используемой литературы:

1. Баранова Е. В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. - Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с. : ил. – ( Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).

2. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).

3. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

4. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших

Дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1

5. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

6. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.

7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. :АРКТИ, 2003. – 64с.

8. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.

9. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание. 2005. №1.

10. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.

11. Интернет сайты.

12.«Большая энциклопедия для дошкольника», энциклопедия «Все обо всем» .

Раздел №1 «Школы юных инженеров»

Экспериментально-исследовательской деятельность «Школа волшебников»

Одно из направлений разделов «Школы юных инженеров» - это экспериментально-исследовательской деятельность «Школа волшебников» (опыты, эксперименты).

Ребёнок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но, в то же время, интересный и непредсказуемый. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представления о мире, видит многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, с другой, – вырабатывает способность самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Цель раздела : развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирования начальных естественнонаучных представлений в познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

-Создать благоприятные условия для детского экспериментирования.

-Развивать логическое и творческое мышление детей, познавательную инициативу ребенка (любознательности, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений.

-Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к решению поставленной проблемы, основополагающим культурным формам упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных, пространственных и временных отношений.

-Расширить кругозор детей посредством практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

-Привлечь родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе: помочь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

В своей работе опираемся на принципы :

Принцип научности:

-предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

-содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип активного обучения:

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Раздел №2 в «Школе юных инженеров» -это конструктивная деятельность.

Конструирование во ФГОС ДО определено как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

Цель раздела: формирование предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального моделирования и развитие конструктивных умений и способностей дошкольников.

Задачи:

-Организовать целенаправленную работу по применению конструкторов в образовательной деятельности с детьми подготовительной группы;

-Пополнить центры конструирования методическими и дидактическими пособиями (картами, схемами, алгоритмами, иллюстративным материалом, конструктами НОД);

-Повысить уровень владения педагогами технологиями конструирования и робототехники;

-Повысить интерес родителей к разным видам конструирования через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

Основные принципы:

-проблемность — реализуемая, как постановка научно-творческой задачи, имеющая, может быть не одно возможное решение;

-наглядность, объективно вытекающая из самой сути занятий по робототехнике: чертежи, схемы, реальные механизмы и конструкции;

-активность и сознательность обучающихся в процессе обучения — обеспечивающаяся самостоятельным переводом теоретических положений в готовый технический продукт – модель робота;

-доступность — как вариативность в выборе уровня сложности решаемой технической задачи;

-прочность обучения и его цикличность, проявляющаяся в проверке достигнутого на каждом последующем этапе изготовления робота;

-научная обоснованность и практическая применимость, необходимых на каждом новом этапе

единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения, реализующихся через коллективный интеллектуальный труд, общение с педагогами, заинтересованное отношение ученых к данному виду деятельности и поддержка родителей;

-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Раздел №3 в «Школе юных инженеров» - «Робототехника».

Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн.

Благодаря этому вопрос внедрения робототехники, в педагогический процесс образовательных организаций, начиная с дошкольных учреждений достаточно актуален. Если ребенок интересуется данной сферой с самого младшего возраста, он может открыть для себя много интересного и, что немаловажно, развить те умения, которые ему понадобятся для получения профессии в будущем.

Цель раздела: развитие познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества ребенка посредством робототехники.

Задачи:

-Развитие индивидуальных способностей ребенка;

-Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

-Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

-Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

-Развивать операции логического мышления,

-Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;

-Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;

-Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Работая с робототехникой индивидуально, парами, или в командах, воспитанники имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать идеи, возникающие во время работы, воплощать их в постройке, планировать их усовершенствование и т. д. Совместная и индивидуальная творческо-продуктивная деятельность способствует созданию ситуации успеха, что повышает самооценку ребёнка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в себе и своих силах. В результате повышается самооценка ребёнка.

Становится очевидным, что образовательная робототехника отражает все грани научно-технического творчества в настоящее время и является уникальной образовательной технологией, направленной на поиск, подготовку и поддержку нового поколения молодых исследователей с практическим опытом командной работы на стыке перспективных областей знаний.

Анализ мнений родителей по внедрению конструктивной деятельности, лего-конструирования и робототехники в образовательном учреждении показал высокую социальную востребованность данного направления работы и необходимость его развития, т. к. родители желают видеть своего ребёнка технически грамотным, общительным, умеющим анализировать, моделировать свою деятельность, социально активным, самостоятельным и творческим человеком, способным к саморазвитию.

Публикации по теме:

Краткосрочный проект по пожарной безопасности «Юные пожарные» с детьми старшей группыКраткосрочный проект по пожарной безопасности «Юные пожарные» с детьми старшей группы Цель проекта: создание условий, для формирования у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности,.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Творческий проект в средней группе «Мы юные флористы»Творческий проект в средней группе «Мы юные флористы» ВПознавательно — исследовательский, творческий, долгосрочный ид проекта: Познавательно – исследовательский, творческий, долгосрочный. Участники.

Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Проект в средней логопедической группе №4 «Юные исследователи» Руководители проекта: воспитатели Краковская Надежда Александровна, Шлейгер.

Проект «Юные огородники» для старшего дошкольного возрастаПроект «Юные огородники» для старшего дошкольного возраста Состав проектной группы: воспитатель и воспитанники группы, родители воспитанников. Проблема проекта: Можно ли вырастить овощные культуры.

Проект «Юные садоводы»Проект «Юные садоводы» Проект "Юные садоводы" во второй младшей группе. ПАСПОРТ ПРОЕКТА: ВИД ПРОЕКТА: познавательно –исследовательский, творческий. ТИП.

Проект «Юные строители» (младший дошкольный возраст) Тип проекта:творческий,краткосрочный. Вид проекта: внутригрупповой. Участники проекта: воспитатели,дети группы. Срок реализации :2 месяца.

Проект «Юные защитники природы» .

Экологический проект «Юные защитники природы»Экологический проект «Юные защитники природы» Экологический проект «Юные защитники природы» Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно.

«Юные защитники природы». Экологический проект«Юные защитники природы». Экологический проект Детский сад сегодня – это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Юные инженеры»
Опубликовано: 16 мая 2022 в 09:37
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД