Получи документы

Проект «Юный исследователь»

лариса марьенкова
Проект «Юный исследователь»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 города Пугачева Саратовской области».

Проект

по опытно - исследовательской деятельности на тему:

«Юный исследователь»

Воспитатели: Марьенкова Л. А.

г. Пугачев 2011-2012 учебный год

Эксперимент проводился на базе МДОУ «Детский сад №3 г. Пугачева Саратовской области», в нем участвовало 35 детей подготовительной группы.

Тема нашего проекта :

Публикация «Проект „Юный исследователь“» размещена в разделах

«Способы организации опытно – экспериментальной деятельности как средства познания окружающего мира старших дошкольников».

Цель: сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путем.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с разнообразием предметов окружающего мира и их свойствами. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Развивающие:

развивать визуальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.

Воспитательные:

воспитывать уважительное отношение к неживой природе.

Суть эксперимента: состояла в том, что мы использовали разнообразные способы организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, где углубляли представления живой и неживой природы.

Актуальность проблемы:

Интеллектуально-личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности. Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослого. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично экспериментировать, исследовать, проявлять творчество.

Предварительная работа:

Занятия познавательного цикла, игры, упражнения, опыты, эксперименты, наблюдения направленные на закрепления полученных знаний и получения новых, применяя исследовательские методы и приемы.

Создавали условия для проведения исследований, развевающую среду – лабораторию, микроцентры оснащенные специальным оборудованием.

Например: Уголок «Знайки» - учили детей работать самостоятельно, накапливать познавательный опыт.

Оборудование: литература, муляжи, рисунки, энциклопедии, чтение, слушание.

Лаборатория «Почемучка» - осваивали разные способы действий: обследование, наблюдение, опыты, эксперименты.

Оборудование: воронки, линзы, глина, резиновые груши, песок, камни, магниты, вода, природный материал.

Ход проекта:

1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

Дети получают письмо от Незнайки, который просит познакомить с разнообразием предметов окружающего мира и их свойствами.

2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила очень необычное письмо. На конверте написано: «Детский сад. Детям подготовительной группы». Давайте откроем его и прочитаем.

Дорогие ребята!

Пишет вам друг – Незнайка. Я очень хочу узнать много нового о неживой природе. Я надеюсь Вы мне не откажите в моей просьбе и поможете познакомиться о разнообразии предметов окружающего мира и их свойствами. До встречи! Ваш друг Незнайка!

- Что же, ребята, раз нас Незнайка просит о помощи поможем ему, вы согласны.

Дети: Да, согласны.

3. Поэтапное решение проблемы:

I неделя: Воздух

Беседа на тему: «Поможем природе»

Цель беседы. Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности дошкольников по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.

Игра-занятие «Воздух –невидимка»

Цель занятия: Знакомство с понятием «Воздух»

Задачи:

• Показать способы обнаружения воздуха;

• Познакомить с свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений;

• Развивать интерес к познавательной деятельности, высказывать свои предложения, мнения.

Материалы и оборудование:

• Целлофановые мешочки;

• стаканы большие и маленькие;

• стаканы с водой и трубочки;

• микроскопы;

• Воздушные шары;

• Сказочный персонаж кукла - Незнайка

День загадок.

Цель: В занимательной форме активизировать мыслительную деятельность детей. Углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.

• Рисунки – загадки.

• Пластилиновые загадки.

Наблюдение в природе: «У природы нет плохой погоды»

Цель: побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений; закрепить знания о неживой природе.

Игра «Воздух, земля, вода»

Цель: Закрепить знания детей о принадлежности того или иного свойства для окружающего мира.

Материал: мяч.

II. Неделя: Камни

Игровое занятие «Как человек использует камни»

Цель: Познакомить с наиболее распространенными декоративными камнями и изделиями из них, формировать эстетическое восприятие окружающего. Воспитывать бережное отношение к драгоценным камням.

Материал: образцы полезных ископаемых, морковка; гном.

Дидактическая игра «Что для чего»

Цель: Научить детей подбирать к каждому камню картинки с изображением сделанных из него предметов.

Материал: Карточки с изображением различных изделий из камня (памятники, дома, украшения и т. п., различные камни (кирпич, гранит, каменный уголь и др.)

Работа с родителями «Выставка камней»

Цель: Показать, какую роль в жизни человека играют камни, которые человек использует для своих нужд с давних времен.

Опыты с камнями

Цель: Познакомить детей со свойствами камней. Развивать речь, мышление. Воспитывать бережное отношение к природе.

По экологической тропинке (сочинение рассказов и сказок о камнях)

Цель: Развивать у детей логическое мышление, воображение, память.

III. Неделя: Растения

Беседа на тему : Чудеса природы»

Цель: Развивать умение детей обобщать и анализировать; активизировать речь детей по теме; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материал: браслеты – «лучики»; ваза с ветками; волшебная палочка; иллюстрации природы; таз с водой; обручи.

Комплексное занятие «Растения – наши друзья»

Цель:

1. Закрепить представления о том, что растения-живые, используя модели;

2. Способствовать обобщению представлений о растениях.

3. Развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, доказательно строить свои суждения, используя модель.

4. Расширить и уточнить знания о функциях некоторых частей растений (корень, стебель)

Трудовые поручения (уход за растениями в уголке природы)

Цель: Воспитывать желание помочь растениям, если им требуется помощь; трудолюбие.

Совместная работа с родителями – рисование рисунков на тему: «Наш друг-природа»

Цель:

Праздник: «Здравствуй, матушка – природа!»

Цель: дать детям представление о том, какие действия человека могут нанести вред природе; развивать у детей любовь и бережное отношение к растениям и животным.

Пальчиковый игротренинг: «На лужок»

Цель: закрепить названия животных, растений; развивать моторику рук, поднять настроение ребенку.

Наблюдение в природе за растениями

Цель: формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; Воспитывать бережное отношение к растениям.

IV Неделя: Вода

Игровое занятие «Волшебница –вода»

Цель: уточнить и расширить представления детей о значении воды в нашей жизни; познакомить с некоторыми свойствами воды; активизировать речь детей, обогатить словарь; воспитывать умение работать в коллективе, помогая друг другу.

Материал: иллюстрации с изображением водоемов, стаканчик с водой, молоко, сосуды разной формы, краски. Кисточки, тряпочки, куб, трубочки, глобус.

Опыты с водой.

Цель: ознакомление детей со свойствами воды; развивать навыки проведения лабораторных опытов; закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Материал: прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы, фильтрованная бумага, вещества, которые растворяются в воде (соль, сахар, мука, краска, крахмал, травяной настой календулы или ромашки, растительное масло); предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка; электронагреватель воды.

Чтение художественной литературы «Путешествие Капельки» (круговорот воды)

Цель: познакомить детей с новым произведением, дать элементарные знания о круговороте воды в природе, развивать память, логическое мышление, прививать бережное отношение к воде.

«В гостях у водяного» - экологическое развлечение.

Цель: развивать коммуникативные навыки: сотрудничество; умение строить партнерские отношения эффективной сферы: осознание своих чувств и чувств партнера; умение действовать по правилам.

Оборудование: ванная или большой таз, желуди, плавающие игрушки, мелкие камни, соломка для коктейля.

V Неделя: Бумага

Интегрированное занятие «Бумага – выращенная в лесу»

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах бумаги, её видах и назначении, развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение4 Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Оборудование: игрушечный почтовый ящик с письмом внутри, комплекты для опытно-экспериментальной деятельности, магнитофон, кассета с записью песни «Почтальон», комплекты для изготовления журналов.

Индивидуальная работа- конструирование из бумаги «Венок»

Цель: Формировать потребности в создании собственной поделки; закрепить умение сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и противоположные стороны; закрепить способы работы различными инструментами: ножницами, иглами, трафаретами.

Дидактическая игра «Что бывает из бумаги»

Цель: прививать детям сообразительность, находчивость, способность быстро реагировать и выполнять необходимые действия в определенной ситуации; развивать мышление и умение ориентироваться в помещении при помощи полученных команд.

Театр оригами

Цель: Развитие творческих способностей и художественного вкуса, желание создавать персонажи декорации для театрализованной деятельности.

VI Неделя: Магниты

Интегрированное занятие «Удивительный магнит»

Цель: закреплять представления о магните и его свойстве притягивать предметы; развивать мыслительные операции, умение делать выводы; активизировать словарь детей.

Игра «Рыбалка»

Цель: учить детей с помощью магнитов «вылавливать» различные предметы.

Опыты с магнитом

Цель: продолжать знакомить со свойствами магнита, развивать способность детей вести целенаправленную деятельность – отыскивать предметы, свойства которых отвечают предметным требованиям (притягивают к магниту).

Материал: большие и маленькие магниты, иголка, емкость с водой, кусочек пенопласт, металлические и неметаллические предметы, магнитная доска, компас.

4. Презентация.

Изготовление стенгазеты «Юный исследователь»

В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:

«Расскажи – и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

Публикации по теме:

Анатация к проекту по адаптации «Легкое перышко»Анатация к проекту по адаптации «Легкое перышко» С поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение в его жизни происходит множество изменений, и чтобы пребывание ребенка в.

Организация совместной деятельности с детьми через технологию проектирования игротек. .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Юный исследователь»
Опубликовано: 18 октября 2012 в 20:07
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД