Папки-передвижки

Проект «Юный смолянин». Ознакомление с родным городом Смоленском

Васильева Марина Владимировна
Проект «Юный смолянин». Ознакомление с родным городом Смоленском

ПРОЕКТ «ЮНЫЙ СМОЛЯНИН»

(Ознакомление с родным городом, как средство нравственно-

патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)

Содержание проекта:

1. Общие положения (название проекта)

2. Актуальность выбранной темы

3. Цели и задачи проекта

4. Участники проекта. Сроки реализации проекта

5. Обеспечение проектной деятельности

6. Предполагаемые результаты (гипотеза)

7. Этапы проведения и реализации проекта

Публикация «Проект „Юный смолянин“, Ознакомление с родным городом Смоленском» размещена в разделах

8. Библиографический список изучаемой литературы

9. Приложение

Актуальность

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно - развивающая среда в группе. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим родным краем, своей великой страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

В. В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах родного города, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.

Проблема

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Цель проекта: Воспитание исторического сознания - основы культуры человека, любви к своей малой Родине, гордости за нее.

Задачи:

Формировать первоначальные представления о малой Родине - из истории и культурного наследия Смоленска и России.

Воспитывать уважение к своему народу его истории, традициям, культуре.

Воспитывать любовь и заботливого отношения к природе родного края.

Воспитывать уважительного отношения к Государственным символам РФ, своего края.

Познакомить детей с музейными коллекциями (отдельными предметами, дающее возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего своего народа. Воспитывать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе, чувство гордости за своих земляков.

Развивать у детей познавательные процессы и мыслительные операции посредством занятий, игр и упражнений, осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города. Расширять и углублять знания детей о родном крае с установкой на поисковую деятельность.

Развивать речь, внимание, наблюдательность, познавательный интерес, память, мышление, эстетический вкус, воображение, творческие способности.

Создавать развивающую среду в группе способствующую развитию детей, на основе народной культуры, с опорой на краеведческий материал удовлетворяющей потребности ребенка в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты (уголок «Родина моя…», полочка любования, полочка настольных игр по патриотическому воспитанию, альбом «Наш Смоленск, и мы»).

Привлекать детей к участию в групповых, общесадовских мероприятиях, посвященных празднованию Дня города Смоленска.

Продолжить просветительскую работу среди родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

По доминирующей деятельности проект: информационный, исследовательский, творческий.

Проект по количеству участников: групповой. В проекте участвуют воспитатели, музыкальный руководитель ДОУ, дети и родители старшей группы № 2 «Совята»; привлекаются сотрудники центральной детский библиотеки имени А. В. Мишина.

Проект по продолжительности: среднесрочный

Принципы работы над проектом

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан альбом «Смоленск – давно, Смоленск – сейчас».

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеем города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Смоленска.

Необходимые условия реализации проекта:

интерес детей и родителей;

методические разработки, интернет ресурсы

интеграция со специалистами детского сада и центральной детский библиотеки имени А. В. Мишина.

Прогнозируемый результат

Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

Разработка методического и дидактического сопровождение по данному разделу.

Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Смоленск, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный

• Изучение интереса детей для определения целей проекта.

• Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

• Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический

Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом

Совместные мероприятия с семьями воспитанников

Совместные мероприятия с детьми старшей группы № 2 «Совята»

Совместные мероприятия с детьми других групп

Виртуальные экскурсии по городу (Россия, Смоленск (Яндекс карта, панорама)

Пополнение развивающей среды

Выставки детских работ, семейных фотогазет.

III. Заключительный

Творческий конкурс рисунков и поделок «Поздравляю тебя мой город родной, мой город родной – Смоленск дорогой!»

(совместно с центральной детской библиотекой имени А. В. Мишина).

Общесадовский конкурс на лучшее прочтение стихотворений о Смоленске (в исполнении детей)

Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Смоленска доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Библиографический список изучаемой литературы

1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М. : ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.

2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2004. – 156 с.

3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.

4. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

Приложение 1

Семья и наши земляки

1. Анкетирование среди родителей (анкета прилагается) (сентября)

2. Беседа с детьми об обязанностях членов семьи.

3. Развлечение «День рождения детского сада «Золотой петушок». (4 сентября 2019 года)

4. НОД «Федор Конь и Смоленская стена»/ конспект + Презентация. (2 неделя сентября)

Родной город Смоленск и Смоленский край

1. Беседа о природе родного края (подборка познавательной литературы о растениях и животных нашего края, альбомы, открытки и т. п.). Центральная детская библиотека имени А. В. Мишина – совместное мероприятие с сотрудниками библиотеки. (1 неделя сентября)

2. Экскурсия в лесопарк Реадовка – «Природа осенью». (1 неделя сентября)

3. Совместная деятельность. Рассматривание с детьми физической карты Смоленщины

(электронный интернет вариант и бумажный, показать с помощью условных обозначений места природных ландшафтов, которые создаются волнистым рельефом, долинами многочисленных рек, озерами, лесами. (1 неделя сентября)

4. Беседы: Обмен впечатлениями о лете. Предложить детям вспомнить:

Как они провели лето? Где были? Что интересного узнали, увидели? Обратить внимание на

рассказы детей, связанные с отдыхом в Смоленской области. Найти на Географической карте

места отдыха детей. Фотогазета «Хорошо отдыхать на Смоленщине» (1-2 недели сентября)

5. Беседа «Город Смоленск и его река Днепр». (слайды: Виды Смоленска с высоты птичьего

полета; достопримечательности города). Познакомить дошкольников с историей возникновения родного города; его достопримечательностями, воспитывать интерес к истории родного города, страны. (2 неделя сентября)

6. НОД «Каменное ожерелье города и его история» (конспект + презентация). (2 неделя сентября)

7. Беседа и виртуальная экскурсия по мостам Смоленска над Днепром. (2 неделя сентября)

8. Рассказ воспитателя: Гончарное производство (Гнездовская керамика). (1-2 недели сентября)

9. Рассказ воспитателя о Кургане Бессмертия в парке Реадовка. (3 неделя сентября)

10. Торжественное развлечение, посвященное Дню города. (4 неделя сентября)

11. Поход к Мемориальному комплексу, расположенному на улице Зои Космодемьянской в

Смоленске и посвященный памяти советских граждан, погибших в концентрационном

лагере № 126. (Лагерь находился здесь во время оккупации города фашистами с лета 1941-го и до осени 1943-го годов.) и возложение цветов к его подножию. (4 неделя сентября).

12. Путешествие в прошлое «Дни войны на Смоленщине» (интернет ресурсы) (3 неделя сентября)

13. НОД. Рисование: «День рождения города». «Подарки любимому городу». (2-3 недели сентября)

14. Изготовление совместно с детьми макета части улицы, на которой находится наш детский

сад «Золотой петушок». (3-4 недели сентября)

15. Ознакомление детей с песнями о Смоленске. (весь сентябрь)

16. Чтение детям и разучивание с ними стихотворений о Смоленске. (весь сентябрь)

Уголок «Родина моя…»:

1 неделя: Места отдыха в Смоленске.

2 неделя: Смоленская крепость (сменяемость видов: карта Смоленской крепости, разные башни).

3 неделя: Памятники защитникам Смоленска.

4 неделя: Знаменитые люди Смоленска – наши земляки.

Русская народная культура

1. Предложить родителям посетить с детьми «Городок мастеров» в рамках праздника города. Полюбоваться творениями смоленских народных умельцев.

2. Полочка любования:

Выставка предметов гнездовской керамики (при активном участии родителей).

(1-2 неделя сентября).

«Выставка ремесел России». Вспомнить с детьми знакомые детям ремесла России: матрешка, «дымка», хохлома. Вспомнить названия и особенности народных промыслов. (3-4 недели сентября).

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Знакомство ребенка с родным городом» Живут в России разные Народы с давних пор: Одним тайга по нраву, Другим степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд, Один.

Фотоотчет «Знакомство с родным городом»Фотоотчет «Знакомство с родным городом» Мы живем в небольшом городе Моздок, который находится в Северной Осетии. В этом году, нашему городу исполняется 255 лет! Несмотря на то,.

Конспект занятия в виде игры-путешествия «Знакомство с родным городом» «Знакомство с родным городом»Цель:- Познакомить детей с достопримечательностями родного города; - Закрепить знания детей о правилах дорожного.

Консультация для родителей «Как знакомить детей с родным городом» Консультация для родителей. «Как знакомить детей с родным городом» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного.

Ознакомление с родным городомОзнакомление с родным городом .

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом № Тема. Программные задачи. Сентябрь. Тема. «Детский сад наш так хорош - лучше сада не найдешь». 1 НОД «Мой детский сад». Расширять ориентировку.

Проект в средней группе «На большом воздушном шаре мы над городом летим! С юбилеем Великие Луки поздравить спешим!» 1. Паспорт проектаНаименование проекта: «На большом воздушном шаре мы над городом летим! С юбилеем Великие Луки поздравить спешим!» Интеграция.

Проект «Юный изобретатель» Проект «Юный изобретатель»Паспорт проекта Название проекта «Юный изобретатель», техническое моделирование и конструирование из бросового.

Проект «Юный патриот России»Проект «Юный патриот России» Тема проекта: «Юные патриоты» Автор: Сануева Д. А. Марченко А. В. Вид проекта: познавательно – информационный, творческий. Продолжительность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Юный смолянин». Ознакомление с родным городом Смоленском
Опубликовано: 20 августа 2021 в 08:20
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД