Проект для детей старшего дошкольного возраста «Юный эколог»

Альбина Муллагильдина
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Юный эколог»

Пояснительная записка

Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры, понимая необходимости реализации принципов устойчивого развития. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. И вместе с тем должно вестись полноценное развитие и укрепление здоровья детей.

Новизна пректа

Проект «Юный эколог» разработан на основе программы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» С. Н. Николаевой в целях подготовки детей к умению:

- Объяснить экологические зависимости.

- Устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

- Различать природные объекты: растительности леса, луга, поля; домашних и диких животных, птиц.

- Заботится о живых существах, о природе родного края.

Цель проекта

Формирование элементарной системы знаний о живой и неживой природе (умение различать «живое», «неживое», некоторых существенных особенностях растений и животных как живых организмов, влияние факторов внешней среды на их жизнь, взаимодействие растений и животных в условиях экосистемы (лес, луг, поле и другое, взаимоотношениях человека и природы; подведения детей к пониманию и установлению доступных для этого возраста разнообразных связей и зависимостей, существующих в природе.

Задачи

- Уточнить и углубить знания о растениях, животных и природных явлениях родного края.

- Формировать знания о жизненно необходимых проявлениях человека, животных и растений (рост, развитие, питание).

- Формировать потребности заботится об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, посёлка и т. д.

- Развивать умение правильно взаимодействовать с природой.

- Воспитывать гуманное отношение к людям.

Отличительные особенности проекта

Материал данного плана рассчитан на комплексные занятия, игровые, беседы, экскурсии, экспериментальные, рассказы воспитателя. Преобладают занятия в виде бесед и игровых занятий. Особенность игровых занятий заключается в том, что они построены на совместном творчестве педагога и ребёнка. Они нетрадиционны, стимулируют познавательную и творческую активность детей.

Срок реализации проекта

Данный проект рассчитан на 1 год обучения.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность 25 минут. Объём 34 занятия в год.

Принципы реализации проекта

Системности, сезонности, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Учебно – тематический план

1 Вводное занятие

2 В гостях у лесных жителей

3 Доктора нашего леса

4 Юные исследователи

5 Сюжетно – ролевые игры

6 Знатоки природы

Содержание программы

[b]«Вводное занятие» (3 часа)[/b]

Показать детям взаимосвязь человека с миром природы. Подвести детей к пониманию того, что для жизни и деятельности человеку необходимо создавать вокруг себя благоприятную обстановку.

Дидактическая игра «Четыре стихии».

Дать детям знания о естественной природе; о преобразованной человеком природе родного края; о рукотворном мире, созданным человеком.

Дидактическая игра «Кто знает, пусть продолжает»

Закрепить представление детей об первых изменениях в природе. Развивать творческое воображение, наблюдательность.

Игра «Расскажи без слов»

«В гостях у лесных жителей» (3 часа)

Закрепить понятие домашние животные. Учить составлять описательные рассказы о домашних животных. Учить находить признаки сходства у домашних животных с дикими. Развивать логическое мышление детей, воспитывать доброе отношение к животным.

Уточнить и расширить представление об образе жизни лесных зверей родного края. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывание пищи.

Дидактическая игра «Кто, где живёт»

Закрепить знания детей о животных родного края.

«Доктора нашего леса» (3часа)

Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в живой и неживой природе. Закрепить знания детей о птицах, которые помогают сохранить лес от вредных насекомых.

Упражнять в умении классифицировать птиц по принципу «зимующие», «перелётные». Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Аудиозапись «Голоса птиц».

Закрепить знания о птицах, которые прилетают на участок детского сада. Воспитывать интерес к жизни птиц, стремление наблюдать за ними. Уточнить знания детей о том, что для жизни птиц необходим корм. Научить детей правильно их кормить. Показать детям взаимоотношения между птицами и человеком. Увидеть, что птицы нуждаются в помощи человека.

Игра «Перелёт птиц»

Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни. Сформировать представление о роли муравьёв в жизни леса. Воспитывать бережное отношение к муравьям. Познакомить детей со строением жучка, назначением и использованием для полёта лапок и крылышек.

«Юные исследователи» (18часов)

«Что такое пар и когда его можно увидеть»

Доказать детям, что такое пар – это вода очень маленькая капелька. Она легче воздуха, поэтому водяной пар поднимается вверх. Вода в тепле превращается в пар и испаряется. Когда воду нагревают сильно, она испаряется быстро.

Загадка: «И не снег, и не лёд, а серебром деревья убирает. (иней).

Игра «Мороз – красный нос».

Показать детям, что пар становиться заметным, когда его очень много или когда рядом находятся холодные предметы. Обратить внимание, что человек выдыхает пар, который всегда тёплый, так как тело человека тёплое. Пар в помещении невидим, так как тепло, но хорошо виден на холоде.

«Снег, какой он»

Показать детям от чего зависит цвет снега. Объяснить зависимость состояния снега от температуры воздуха. Загадка: «На дворе горой, а в избе водой» (снег). Давайте поймаем снежинку и полюбуемся ею. Посмотрите на неё и скажите, какая она? Откуда падает снег? Давайте посмотрим на снег, какой он? Убедить детей в том, что даже самый белый снег грязнее водопроводной воды. Чистый снег – это грязная талая вода, не пригодная для питья человека. Талой водой хорошо поливать растения, её можно давать пить животным.

«Как из снега получить воду»

Доказать детям, что снег – тоже вода, только замершая в виде кристаллов – снежинок. Показать способы превращения снега в воду.

Игра «Снежная карусель».

Закрепить знания детей, что воду можно заморозить на улице в мороз, в холодильнике, в морозильной камере она превратиться в лёд: он твёрдый, холодный, прозрачный, имеет форму сосуда в разной окраски, сделать цветные льдинки.

Познакомить детей с обитателями пруда. Показать зависимость жизнедеятельности людей от пруда. Воспитывать интерес и желание больше узнавать об обитателях пруда. Познакомить детей со свойствами воды в пруду, её отличиями от водопроводной. Показать значимость воды в жизни животных и человека.

«Наблюдения за цветущими ветками»

Показать детям, что для пробуждения деревьев от сна необходимо тепло. Уточнить знания о том, что ветки деревьев отличаются друг от друга размером, толщиной, строением и расположением почек. Срезать веточки и поставить в воду.

Учить детей замечать изменения, происходящие с живыми объектами. Закрепить знания о том, что необходимо для роста и развития растений. Учить детей делать выводы и умозаключения при проведении наблюдений за объектами живой природы. Воспитывать у детей интерес к опытной работе.

Учить детей любоваться красотой живой природы, радовать приходу весны. Отмечать изменения, которые происходят с ветками. Познакомить с тем, что у ветки есть листовые и цветочные почки; они у каждого вида деревьев свои и отличаются, формой, размером, цветом, запахом.

«Зелёный лук»

Определить с детьми условия, при которых лук – репка будет расти на зелень. Уточнить представление о луке – репке. Воспитывать желание у детей наблюдать за ростом растений на примере лука.

Учить детей замечать изменения в состоянии луковицы, отражать их в своей речи, связывать изменения лука с наличием условий для роста. Отражать наблюдения в календаре. Закреплять знания о вкусовых свойствах лука.

«Комнатные растения»

Закрепить знания детей о комнатных растениях (названия, родина, особенности каждого растения в связи с местом обитания, особенности ухода за растениями). Учить детей описывать внешний вид растения, правильно используя названия частей растений (корень, стебель, лист, цветок); сравнивать растения, находить общее и различия.

Познакомить детей с новым комнатным растением герань. Рассказать о родине этого растения, о правилах его содержания. Закрепит знания детьми моделей, умение использовать их при доказательстве (форма листа, поверхность, размер, цвет, контур, расположение листьев). С помощью моделей закрепить знание о способах ухода за растениями, их размещением (светолюбивые – теневыносливые).

Сюжетно – ролевые игры (5 часов)

1. «Зоопарк»

2. «Айболит»

3. «Овощехранилище»

4. «Зоомагазин»

5. «Спасатели»

«Знатоки природы» (2часа)

Закрепить знания детей о природе. Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение.

Задания: «Подбери слова», «Загадки», «Пантомимы», «Составь пейзаж», «Правила посещения леса», «Ответь на вопросы».

Публикации по теме:

«Любить — значит знать!» Консультация для воспитателей "Природа-это единственная книга каждая страница которой полна глубокого содержания".И. В. Гете. Ознакомление дошкольников с природой – это.

«Экологическое воспитание детей подготовительной к школе группы» Сегодня у нас в школе проходили открытые мероприятия в рамках реализации проекта Европейской комиссии посвященные теме "Экологического воспитания".

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Юный эколог»
Опубликовано: 3 марта 2014 в 21:06
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...