Проект «Загадка как средство обогащения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

Анна Якомаскина
Проект «Загадка как средство обогащения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

Пояснительная записка.

На современном этапе в логопедии проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов, несмотря на многочисленные опыты и работы специалистов. Это подтверждает большое количество детей дошкольного и школьного возраста, требующих дополнительного логопедического воздействия.

У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи словарный запас имеет значительные отклонения от нормально развивающихся сверстников, как в количественном, так и в качественном плане. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Наблюдается незнание многих слов и оборотов, неумение отобрать из имеющегося лексикона и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Владея крайне ограниченным словарным запасом, ребёнок не понимает значений некоторых даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает. В связи с этим встаёт важная задача накопления, обогащения, уточнения словарного запаса старших дошкольников.

Дети дошкольного возраста обладают особым языковым чутьем, позволяющим через игру включиться в активный творческий процесс. Развитие словесного творчества значительно увеличивает возможности ребенка, позволяет усвоить новые формы сотрудничества с окружающими.

В практике педагогов, работающих с детьми с различными нарушениями речи, широко используется одна из распространенных форм устного народного творчества – загадка, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.

Работа с загадками в практике педагогов традиционно основывается на их отгадывании, причем отгадывают их самые смышленые воспитанники, а остальные пассивно наблюдают и запоминают ответ.

Поэтому необходимо научить дошкольников самих придумывать загадки, находить особые признаки и свойства, присущие только загадываемому предмету.

В связи с этим возникла необходимость создать проект «Загадка как средство обогащения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

Проблема для логопеда: дети с ОНР отличаются бедностью словарного запаса и нет готовых научно-практических разработок по проблеме.

Цель: обогащение словарного запаса у детей подготовительной к школе группы с ОНР.

Задачи:

- расширение и активизация лексики детей словами, обозначающими качество, признаки, состояния предметов и их действий;

- формирование представления о переносном значении слова;

- развитие умения находить характерные признаки предметов и явлений;

- овладение приемами сравнения, сопоставления, обобщения;

- упражнение в дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и явлений;

- совершенствование грамматического строя речи;

- развитие сенсорной сферы;

- расширение кругозора детей;

- развитие познавательно-исследовательской деятельности;

- развитие образного мышления, речи, памяти, внимания, воображения.

- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

- стимуляция умственной активности.

Вид проекта: творческий.

Проект групповой, долгосрочный (сентябрь-май).

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы с ОНР, учитель-логопед,родители.

Тема: «Домашние животные»

Проблема для детей: собрать материал о загадках, изучить особенности домашних животных, научиться придумывать загадки, представить результаты совместной с родителями деятельности.

Направляющие вопросы:

Что такое загадки? Как они появились?

Какие виды загадок бывают?

Сложно ли самим придумать загадку?

Конечный продукт: книжка-самоделка «Загадки о домашних животных»

Планируемые результаты: мы считаем, что проведение занятий с использованием загадок как средства обогащения словаря поможет детям научатся по-новому смотреть на предметы, явления, выделять особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету, научаться сравнивать, обобщать, анализировать, станут более наблюдательными.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный (информационный).

Задачи:

- проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;

- провести мониторинг словаря у детей подготовительной группы с ОНР;

- расширить осведомленность детей о загадках;

- развить любознательность, познавательные интересы.

2 этап – организация работы над проектом.

Задачи:

- обобщить знания о повадках домашних животных, их внешних особенностях, чем питаются и т. д. ;

- научиться анализировать зрительный образ;

- развить умения находить характерные признаки домашних животных;

- овладеть приемами сравнения, сопоставления, обобщения;

- упражнять в дифференциации существенных и несущественных признаков.

3 этап – реализация проекта.

Задачи:

- составить алгоритм составления разных видов загадок;

- создать памятку для родителей «Придумывание загадок вместе с детьми»;

- придумать с детьми загадки о домашних животных.

4 этап – заключительный.

- создание книжки-самоделки «Загадки о животных».

Содержание педагогической работы по проекту:

1 этап – подготовительный (информационный).

Деятельность логопеда и детей:

-Беседа «Что такое загадки?», «История загадок», «Какие бывают загадки?».

-Беседа-рассуждение «В чем польза загадок?»

-Отгадывание загадок разных народов.

Деятельность детей и родителей:

-Поиск загадок разных народов.

2 этап – организация работы над проектом.

Деятельность логопеда и детей:

-Рассматривание иллюстраций с домашними животными, описание их характерных черт.

-чтение художественной литературы К. Ушинского «Конь», «Скотный двор», «В коровнике», «Семья овцы», «В конюшне»

-Беседа о прочитанном.

-Игра «Отгадай, чья тень»

-Д/и «Что бывает таким же?» (назвать по 3 предмета, которые могут сочетать 2 названных признака. Напр., пушистый-зеленый, сильный-добрый; назвать 2 предмета, которые бы обладали сразу тремя признаками. Напр., гладкий-черный-тихий, темный-тяжелый-шумный.)

-Лото «Домашние животные» (необходимо закрыть картинки с изображением животных на карточке, отгадывая загадки)

-Прослушивание звукозаписи голосов домашних животных.

-Игра «Кто где живет?»

-Игра «Лишнее слово» (корова, овца, лошадь, кошка)

-Рисование «Любимое домашнее животное»

-Игры «Найди отличия», «Поиск общего».

Деятельность детей и родителей:

- Отгадывание вместе с детьми загадок, рассуждения о том, какие слова в загадке помогли ее отгадать;

- съездить в деревню;

- посмотреть мультфильмы о животных;

- Составить сюжетный рассказ (Представь, что на какое-то время ты можешь стать домашним животным. Что бы ты ел? Чем бы занимался днем? Кто был бы твой хозяин и как бы к тебе относился? Где бы ты спал? Какой приятный сюрприз ты бы хотел получить от хозяина?

3 этап – реализация проекта.

Деятельность логопеда и детей:

- Составление алгоритма придумывания загадок с использованием методик: А. А. Нестеренко, О. Н. Сомковой, В. Д. Прокопьевой, Д. Родари

- Памятка для родителей «В мире загадок»

Деятельность детей и родителей:

- Придумывание загадок о домашних животных с использование алгоритма.

4 этап – заключительный.

Дети совместно с родителями создают странички с иллюстрированными загадками о домашних животных, из которых учитель-логопед делает книжку-самоделку «Загадки о животных».

Публикации по теме:

Использование произведений детского фольклора в процессе работы по обогащению словарного запаса детей младшего возраста Методическая разработка проекта (исследование) на тему: Использование произведений детского фольклора в процессе работы по обогащению словарного.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Космос
  • Транспорт
Автор публикации:
Проект «Загадка как средство обогащения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
Опубликовано: 7 апреля 2013 в 16:42
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий театрализованной деятельности «Сказка о белой козочке»
Театрализованная деятельность в средней группе СКАЗКА « О БЕЛОЙ КОЗОЧКЕ» СКАЗОЧНИЦА - Никто не может сказать точно, где и когда произошла эта история....
Сценарий театрализованной постановки «Сказка «Пых» на новый лад»
Сказка «Пых» на новый лад Автор: С. А. Базанова, воспитатель МАДОУ «Компас» г. Перми ( Герои: бабка, дедка, внучка, петрушка, морковка, репка, картошка,...
Краткосрочная образовательная практика «Чудеса цвета»
Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для освоения их детьми...
Проект для воспитанников старшего дошкольного возраста «Профессия пожарный»
Проект «Профессия пожарный». Автор Олеся Петровна Пиянзина воспитателем 1 квалификационной категории, филиала МБДОУ – детского сада «Детство» детского сада...
Картотека народных подвижных игр
Картотека народных подвижных игр. Цели: - развитие у детей определённых умений и навыков, сообразительность, быстроту реакции; - воспитание воли,...