Проект «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Юлия Пискова
Проект «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Проект "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

Здоровьесберегающие технологии – это система мер включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

В оздоровительные технологии входит и пальчиковая гимнастика о которой я хочу вам рассказать, которую использую перед каждым занятием:

Кончики пальцев — есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни.

Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать. Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку — как подпевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Особое место занимают «пальчиковые сказки» — знакомую дошкольникам- «Рукавичка»,» Теремок»,» Колобок» и др. адаптируются для возможности их показа движениями рук и чаще всего имеют стихотворную форму.

Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и сказок:

• стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;

• совершенствует внимание и память;

• формирует ассоциативно-образное мышление;

• облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

Пальчиковая гимнастика с трёхгранными карандашами.

Для выполнения упражнений необходимы незаточенные трехгранные карандаши, валик.

Упражнение №1 «Ходули»

С помощью двух карандашей изобразить, как передвигаются на ходулях:

Человечек не скучает,

По тропиночке шагает,

Он к болоту подошел

И по кочкам всем прошел.

(можно предложить нарисованную дорожку. См. ниже)

Упражнение №2 «Перехваты»

Перехватывать карандаш согнутыми указательными пальцами левой и правой рук

Словно ловкими жучками,

Пальчиками, как крючками,

Перехватим карандаш.

Упражнение №3 «Дудочка»

Взять карандаш большим и указательным пальцами и, не помогая себе другой рукой, перехватить его большим и средним пальцами, большим и безымянным и т. д.

Пальчики не отдыхают,

Карандаш перебирают,

Как на дудочке играют.

Упражнение №4 «Согреваем ладошки»

Сжать валик между ладонями при счете от 1 до 5, затем под счет от 6 до 10 расслабить руки, удерживая валик; на счет 1 сильно сжать валик между ладонями, на счет 2 расслабить руки, удерживая валик. Повторить несколько раз.

Катать валик или карандаш:

по столу ладонями;

по столу подушечками пальцев;

между ладошек:

Карандаш, в руках катаем

И ладошки согреваем.

Очень быстро мы катаем,

Никогда не замерзаем.

Силу нажима и темп вращения следует постепенно увеличивать.

Упражнение №5 «Собираем брёвнышки»

Поднять со стола карандаш или счетную палочку: большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем

Братья помогают папе,

Старший братик и меньшой,

Очень ловко и умело,

Поднимают груз большой.

одними и теми же пальцами разных рук;

одной рукой за два конца (счётные палочки).

Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после чего двумя руками одновременно.

Упражнение №6 «Дрова»

Необходимо собрать одной рукой как можно большее количество карандашей или счетных палочек

Грузовик привез дрова,

Соберем их со двора.

Повторить упражнение второй рукой.

Упражнение №7 «Дятел»

Держать карандаш большим и средним пальцами и постучать по нему указательным

Дятел, дятел постучи.

Где сидишь ты? Покажи

Упражнение №8 «Точилка»

Зажать в левом кулаке один конец карандаша, а пальцами правой руки крутить другой конец карандаша. Прокручивание карандаша можно делать двумя пальцами, меняя их. Затем руки поменять:

Мы точилочку берем,

Карандаш в нее кладем.

Будет острым наш

Синий карандаш.

Упражнение №9 «Колодец»

Необходимо взять из кучки карандашей один из них двумя пальцами так, чтобы остальные не передвинулись;

Возможно введение игрового элемента в упражнение при наличии двух и более участников, которые по очереди достают карандаши. Если карандаши передвинулись — игрок пропускает ход. Выигрывает участник, у которого по окончании игры окажется больше карандашей. Заключительным этапом игры может стать построение колодца:

Ровно брёвнышки кладём,

Мы колодец соберём,

Чтоб была у нас всегда.

Очень чистая вода.

или выкладывание различных фигур из собранных карандашей.

Упражнение №10 «Маятник», «Качели»

Необходимо взять карандаш поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним и т. д., расположить ее вертикально и начать раскачивать – «маятник»

взять карандаш за его середину большим и указательным пальцами и начать его раскачивать — «качели»;

Упражнение №11 «Учусь правильно писать»

• покрутить карандаш большим, средним и указательным пальцами одной руки, затем другой, после чего двумя руками одновременно (для детей 4 лет);

• положить карандаш на ладошку и прокрутить его всеми пальцами руки, не помогая себе другой;

• взять трехгранный карандаш, расположив большой, указательный и средний пальцы на разных гранях (как при письме). Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, затем:

а) поочередно отрывать пальцы от карандаша под счет от 6 до 10;

б) стучать по карандашу поочередно указательным, большим и средним пальцами

Учусь я карандаш держать,

Чтоб буквы правильно писать.

Упражнение № 12 «Гусеница»

Передвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами:

Гусеница вверх и вниз ползет —

С веточки не упадет.

• постучать по карандашу поочередно указательным

большим и средним пальцами;

• подвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами;

Упражнение выполняется сначала ведущей рукой, затем другой, после чего

двумя руками одновременно.

Еще проводятся в нашем саду а именно в моей практике пластический балет

Цель:

Укреплять здоровье детей и развивать их физические качества.

Задачи:

- Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания и кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма, опорно-двигательного аппарата.

- Формировать правильную осанку и укреплять мышечный корсет.

- Развивать гибкость, пластичность, грациозность и изящество в движениях.

- Закаливать организм.

- Содействовать творческому самовыражению детей.

совершенно очевидно, что сегодня у большинства детей дошкольного возраста имеются проблемы, связанные со здоровьем, и чаще всего- с двигательным развитием.

В последние годы заметно возросло количество ослабленных новорожденных детей из-за травм шестого, поясничного отдела практически нет, а так же черепно-мозговых травм, получаемых во время родов. Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители очень увлекаются интеллектуальным развитием ребёнка (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков по подготовке к школе). Именно поэтому у детей дошкольного возраста нарушается осанка.

Система физического воспитания в детском саду позволяет повысить интерес к физическим занятиям и стимулировать их двигательную активность без ущерба для здоровья.

В настоящее время в связи с тревожной тенденцией ухудшения здоровья детей существует потребность в успешной интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательный процесс ДОУ.

Одной из важнейших проблем физкультурно-оздоровительной работы ДОУ является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий. Острота проблемы состоит в том, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтён весь комплекс систематических и интеллектуальных проблем.

Большая нагрузка физического развития ложится на физкультурные занятия. Но несмотря на это физкультурных занятий порой не хватает, чтобы глубже развить физические качества детей. Поэтому было решено создать кружок физического развития «Стрекоза». Для организации и проведения работы за основу была взята педагогическая технология «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Н. Н. Ефименко. Ключевыми позициями являются строгое следование законам природы и всеобъемлющий игровой метод.

В рабочей программе представлена нетрадиционная форма работы по оздоровлению детей.

Горизонтальный пластический балет-это новая система физического воспитания, спортивной тренировки коррекции, оздоровления и творческого самовыражения детей. Стиль работы оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие. Выполняя программу горизонтально- пластического балета, занимающиеся как бы погружаются в особый мир движений, музыки, образов, порождающих соответствующие ассоциации.

Новизна данной физкультурно-оздоровительной программы заключается в комплексном решении задач оздоровления. Программой предусмотрено построение образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей

(физическая культура, здоровье, социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, музыка) как одного из важнейших принципов организации работы с дошкольниками в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

Применение в физкультурно-образовательной работе ДОУ методики горизонтального пластического балета гарантирует детям правильное развитие функциональных систем организма, красивую осанку, лёгкую походку, является профилактикой нарушения осанки.

Методика этой технологии заключается в том что все упражнения выполняются в лежаче – горизонтированных позах (упражнения в положении лёжа на спине, на животе, ползание по-пластунски, на средних и высоких четвереньках, упражнения в положении сидя, на низких и высоких коленях). Не исключаются движения и в положении стоя. Таким образом в этой форме работы акценты переносятся с традиционных танцевально-оздоровительных движений – в горизонтированный, четырёхопорный вектор, относительно медленный, плавный стиль движений под музыку. В горизонтально-пластическом балете естественная красота движений, изящество, законченность, выразительность. Все упражнения сопровождаются текстом-сказкой, которая позволяет тренировать тело, развивать интеллект и формировать у детей необходимые духовные качества. Суть данной программы заключается в том, что педагог вместе с детьми при помощи движений, их рисунка показывают окружающий нас мир.

Программа предусматривает вовлечение родителей в образовательный процесс через участие в открытых занятиях, физкультурных праздниках, организациях фоторепортажей.

Пластический балет «Весеннее настроение».

Задачи: Содействовать развитию и совершенствованию органов и систем организма детей. Формировать правильную осанку. Содействовать умению согласовывать движения с музыкой. Содействовать творческому самовыражению. Закреплять знания об окружающем мире.

Звучит запись пения птиц. Затем включается медленная, волнующая музыка, на фоне которой звучат слова педагога (педагог вместе с детьми выполняет все упражнения):

С наступлением весны природа просыпается. Пригревает солнце.

Подул ласковый ветерок. Из набухших почек появляются листочки, стелется мягкая, сочная трава. Любуются своей красотой и первыми лучами солнца весенние цветы.

1. «Спящий цветок «. И. п. лёжа на спине, сгруппироваться.

2. «Цветок просыпается «. И. п. из группировки выпрямиться, руки поднять вверх.

Интересно стало цветочку, есть ли кто рядом?

3. «Любопытство «. И. п. из положения лёжа на спине поворачивать голову вправо – влево.

И увидел он вокруг зелёную, сочную траву, слегка шевелившуюся от дуновения весеннего ветерка.

4. «Травушка –муравушка «. И. п. лёжа на спине волнообразные движения руками.

Дуновение ветра коснулось и зелёных листьев берёзы.

5. «Листочки из почки «. И. п. лёжа на животе, руки вперёд, прогнуться.

И вдруг, услышав сладковатый запах берёзовой листвы, муравьи поползли вверх по дереву друг за другом.

6. «Муравьи». И. п. стоя на низких четвереньках, ползание друг за другом.

На раскрывшийся цветок присела пчёлка-труженица.

7. «Пчёлка-труженица». И. п. стоя на средних четвереньках, подняться на высокие четвереньки.

Запыхтел майский жук, пытаясь взлететь после спячки.

8. «Майский жук.» И. п. сидя спиной в круг подняться на задние четвереньки и раскачиваться вперёд –назад.

Пролетавшая мимо бабочка, словно смеясь над неуклюжим жуком, замахала своими крылышками.

9. «Бабочка-красавица «. И. п. сидя на полу, плавные движения руками и ногами.

Увидело весеннее солнышко резвящихся насекомых и решило пощекотать их своими лучами

10. «Лучики.» И. п. сидя, ноги врозь, упор руками сзади – различные маховые движения ногами.

Вдруг заметило солнышко нежный весенний цветок, который смотрел на него, улыбнулось, и цветок протянул к нему свои лепестки.

11. «Ласковый взгляд «. И. п. сидя на низких коленях – потянуться за руками вперёд- вверх и прогнуться назад.

Обрадовался цветочек, что солнышко заметило его, и стал подставлять ему свои щёчки-листочки.

12. «Щёчки- листочки «. И. п. стоя на высоких коленях топтание на месте, руки имитируют движения листочков.

Паря высоко в небе, щебечут птицы.

13. «Птицы». И. п. стоя, слегка пружинить ногами, руки выполняют движения крыльев. Глядя на такую красоту, хочется собрать все цветы и подарить их всем людям на земле.

14. «Собирающие цветы «. И. п. отойдя назад, развести руки в стороны и сходясь в круг, плавно скрестив руки поднять их вверх и в стороны.

Собравшись вокруг цветов в весенний хоровод весело закружились бабочки, стрекозы, жуки, пчёлы и птицы, восхваляя весну.

15. «Весенний хоровод». И. п. стоя в кругу, выполнять кружения с различными движениями рук.

Фрагменты фото моего пластического балета «Весенние настроение»

Проект «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Публикации по теме:

«Хромотерапия» (здоровьесберегающие технологии) Значение здоровьесбережения дошкольников. История развития хромотерапии как науки. Тема презентации: «Хромотерапия». 1 слайд – Хромотерапия.

Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие технологии—это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Здоровьесберегающие технологии (Слайд 1) Ведущая: Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек.

Проект для средней группы  «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» Проект по укреплению физического и психического здоровья детей средней группы «Здоровье сберегающие технологии в детском саду». 1. Тип проекта.

Современные здоровьесберегающие технологии На основании анализа состояния здоровья детей по данным массовых медицинских обследований ухудшается. Сказывается отрицательное влияние.

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга» Сообщение на тему: Современные.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на.

Здоровьесберегающие технологии в ДОО Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Вторая группа раннего возраста (из опыта работы). Автор: Заварыкина Татьяна Алексеевна воспитатель.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Обучай-ка»Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Обучай-ка» Дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья. В этот период человек проходит огромный путь развития,.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Проект «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Опубликовано: 13 мая 2016 в 19:12
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Прогулка выходного дня»
Уважаемые коллеги! Вчера несколько детей из нашей группы вместе с родителями собрались погулять в Парке Победы, что располагается на реке Кубань в городе...
Досуг по формированию элементарных математических представлений «Маша и Медведь»
Д О С У Г по формированию элементарных математических представлений у среднего дошкольного возраста «МАША И МЕДВЕДЬ» Задачи: • Закрепить названия...
Конспект занятия по лепке в подготовительной группе «Усатый-полосатый»
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Тема "Усатый полосатый". Цель: - Использовать умение и навыки работы...
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебная лаборатория»
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие. Цель : Продемонстрировать свойства магнита. Программные...
Дидактическая игра «Яблоко с секретом»
Дидактическая игра «Яблоко с секретом» Подготовила воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Аширова Надия Харрясовна Возраст...