Проект «Здоровьесбережение детей 6–7 лет в нашей группе»

Светлана Пантелеева
Проект «Здоровьесбережение детей 6–7 лет в нашей группе»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Санаторный»

Проект

«Здоровьесбережение детей

6 – 7 лет в нашей группе»

Воспитатели: Пантелеева С. В.,

Демичева Н. В.

г. Бор

2012г.

Структура проекта.

1. Направления проекта. Актуальность.

2. Показатели здоровья воспитанников (мониторинг).

3. Цели. Задачи.

4. Участники процесса.

5. Направленность развития деятельности.

6. Тип проекта.

7. Продолжительность.

8. Результат.

9. Этапы работы (содержание работы)

10. Литература.

11. Приложение.

Направления проекта

1. Экспериментально – проектное.

2. Мониторинг здорового образа жизни.

3. Методическое сопровождение.

4. Практическое (трансляция опыта и обучения).

1. Актуальность.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования также стало сбережение и укрепление здоровья дошкольников, выбор образовательных технологий, соответствующих возраста, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей.

В ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделено две образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура».

Именно содержание этих образовательных областей направлено на достижение цели охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.

Чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, где строится здоровьесберегающий педагогический процесс.

Здоровье детей - главное достояние нации, критерий духовного, политического и социально- экономического развития общества.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, обеспечивающим единство его физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития.

Слово «здоровье», пожалуй, самое частое в повседневном общении людей. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и т. д. Правильное понимание здоровья человека даёт представление о его социально-биологической сущности.

На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается. Поэтому воспитание должно быть не изнеживающим, а закаливающим, тренирующим, повышающим активность растущего организма.

Дошкольное образовательное учреждение имеет потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Усилия работников ДОУ направлены на оздоровление каждого ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.

Одним из средств решения обозначенных задач становится применение

здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Ознакомившись с картами здоровья,

мы провела диагностику исходного уровня развития детей.

2. Показатели здоровья воспитанников группы на 2012 – 2013 учебный год

Количество детей Девочки Мальчики

18 человек 8 человек 10 человек

Группа здоровья Группа по ФИЗО Нарушение опорно – двиг-го аппарата

1 2 3 о с п осанка стопа

- 18 человек - 18 человек - - 6

человек 10 человек

В процессе диагностики мы использовали диагностическую систему исследования представлений дошкольников о здоровье и здоровом образе жизни (по И. М. Новиковой) в которую входят:

- опрос в беседе;

- диагностическое задание;

- проблемные ситуации;

- рисуночный текст;

- наблюдение за детьми в специально организованной игровой деятельности, в ходе режимных моментов и свободного общения.

Показатели Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

сентябрь май сентябрь май сентябрь май

Физическая культура -- 94% 65% 6% 35% --

Усвоение культурно – гигиенических навыков

38%

70%

50%

30%

12%

--

Сформированные представления о ЗОЖ

10%

65%

55%

35%

35%

---

Изучив полученные результаты, мы определили цель, задачи и наметили план

дальнейшей работы.

3. Цели.

- Создать условия в группе для полноценной работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

- Научить дошкольников использовать полученные знания в повседневной жизни.

- Создание модели учебно - воспитательного процесса на основе введения в практику здоровьесберегающих технологий при организации работы с детьми дошкольного возраста.

Мы создали у себя в группе такую здоровьесберегающую среду, которая обеспечивает воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, формирует у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учит использовать их в повседневной жизни. Умело используем в работе с детьми здоровьесберегающие технологии, которые помогают в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основы базовой культуры личности, лучшему усвоению знаний детей и способствуют их гармоничному и всестороннему развитию.

Всю свою педагогическую деятельность мы строим в соответствии с психофизическими особенностями каждого ребенка, что позволяет осуществить контроль за здоровьем детей и полнее раскрыть их творческий потенциал.

НАШИ ПРАВИЛА:

1. Научиться правильно, реагировать на любую сложившуюся ситуацию в течение рабочего дня;

2. Не требовать от ребенка чего-то сверхъестественного;

3. Позитивный настрой, хорошее настроение;

4. Уверенность в обучении и воспитании, спокойствие;

5. Научиться быть наблюдателем ситуации;

6. Хорошо подготовленное занятие, - один из

методов здоровьесбережения ребенка.

3. Задачи проекта

1. Просветительная работа по формированию З. О. Ж. воспитанников

2. Создание здоровьесберегающего образовательного процесса за счет введения здоровьесберегающих технологий.

3. Повышение сопротивляемости и защитных свойств организма, создание условий для организации закаливания детей

4. Создание условий для организации двигательной активности детей, совершенствование физического развития

5. Обеспечение эмоционального настроя детей

6. Своевременная диагностика эффективности здоровьесберегающей деятельности

7. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, предупреждение травматизма

8. Взаимодействие с семьей воспитанников и иными участниками образовательного процесса (специалистами ДОУ)

4. Участники процесса.

1. ДЕТИ

2. РОДИТЕЛИ

3. ПЕДАГОГИ

4. СПЕЦИАЛИСТЫ

дети.

Родители реализация деятельности по направлениям.

Педагоги группы осуществляют практикующую деятельность по этапам.

Специалисты (психолог, инструктор Физо, медицинская сестра) диагностические данные.

Социум участие в физкультурно - оздоровительных мероприятиях учреждений образования и спорта.

Основные направления физкультурно – оздоровительной работы

Педагогические мероприятия и формы Взаимодействия с

родителями Взаимодейст

вия с

социумом Взаимодействия со

специалистами

1. Изучение уровня физ-го здоровья и физ-кой подготовл-ти детей.

2. Работа по инд-ым планам в зависимости от патологии детей.

3. НОД с детьми по программе «Основы безопасности детей дошк-го возраста» Р. Б. Стеркина.

С- П 2012 г.

4. Физкульт. НОД,

5. Физ. минутки.

6. Самомассаж игровой, точечный.

7. Подв/ игры, дид/игры по ЗОЖ.

8. Гимнастика пробуждения.

9. Спортивные досуги,

развлечения.

10. Разв-ия по ЗОЖ.

11. Серия бесед с детьми «Уроки здоровья»

12. Введение в рацион лука и чеснока

(осен. – зим. период).

13. Аромомедальоны (чеснок).

14. Гимнастика нарушения осанки и проф-ки плоскостопия.

15. Проф-ая гимнастика: дыхательная, пальчиковая, коррекция зрения, звуковая, психогимнастика

1. Анкетирование родителей на запрос по оздоровлению детей.

2. Оформление уголка «Здоровья».

3. Родительские собрания.

4. Консультации.

5. Дни здоровья.

6. Оформление информационных стендов.

7. Семинары.

8. Дни открытых дверей.

9. Физкультурные развлечения и праздники.

10. Посещение детьми оздоровительных кружков в ЦВР «Алиса», ФОК.

1. Участие в культмассовых мероприятиях по ЗОЖ.

2. Участие в мероприятиях БЦДП стадион «Водник», «Спартак», ЦВР «Алиса». 1. Изучение состояния здоровья.

2. Обследование врачами – специалистами.

3. Физиотерапевтические мероприятия: ингаляции, КУФ, ДПУ «Здоровячок».

4. Психолого – педагогическое изучение развития детей.

5. Работа в комнате психологической разгрузки детей «Дом Капитошки».

6. Тип проекта

Информационный

7. Продолжительность

Один учебный год

8. Ожидаемые результаты

1. -снижение случаев заболеваемости каждым ребёнком;

2. -с удовольствием выполнять различные движения на открытом воздухе в любую погоду; (потребность в движении)

3. -повышение уровня физической подготовленности; (прирост физических качеств)

4. -повышение уровня показателей ЗОЖ;

5. -повышение уровня культурно-гигиенических навыков;

6. - повышение уровня заинтересованности родителей в сохранении и укреплении здоровья детей.

9. Этапы работы (содержание работы)

Этот проект имеет здоровьесберегающую направленность.

Этапы

проекта Деятельность педагога Деятельность детей

1 этап

Подготовите

льный

выбор цели проекта

- Формулирует проблему (цель).

- Выбор группы участников.

- При постановке цели определяется и продукт проекта.

- Вводит в игровую ситуацию.

- Формулирует задачу.

- Анализ проблемы, определение источников информации.

- Выбор критериев оценки результатов - Вживание в

З. О. Ж.

- Принятие задачи.

- Дополнение задач

проекта.

2 этап

организационный

разработка проекта - Сбор и уточнение информации по теме.

- Помогает в решении задачи.

- Планирование деятельности

- Организация деятельности. - Объединение

детей в рабочие группы.

3 этап

практический

выполнение

проекта - Практическая помощь.

-Выполняется практическая

часть проекта. - Формирование

специфических

знаний, умений и навыков.

4 этап

итоговый

подведение итогов

- Анализ выполнения проекта,

достигнутых результатов

- Подготовка к презентации.

- Презентация.

- Проводится "разбор полетов",

оценка результатов.

- Представление

продукта

деятельности.

Используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге формируем у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышаем результативность воспитательно-образовательного процесса, формируем у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

п/п Перечень

технологий Время проведения в режиме дня Краткая аннотация

1

Самомассаж Ежедневно

5 минут

15.10 – 15.17. Воздействие на биологические точки с помощью круговых движений подушечек пальцев. Массаж ушных раковин, кистей рук, рефлексогенных зон стопы.

2 Массаж биологически активных точек Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время.

3 – 5 минут Пальцевой точеный массаж биологически активных зон кожи.

3

Загадки-шутки Ежедневно

3 минуты Способствуют переключению с

одного вида деятельности на другой.

4 Ароматерапия 5- 7 минут Использование эфирных масел пихты, лаванды, апельсина.

5

Пальчиковая гимнастика

Ежедневно перед НОД

3 минуты

8.57 – 9.00

Игры с участием рук и пальцев поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии, улучшают память, устраняют эмоциональное напряжение, нормализуют деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, развивают координацию движений.

6

Психогимнас-

тика

2 раза в неделю

10 – 15 минут Курс специальных занятий, этюды игр, упражнений, направленных на развитие различных сторон психики ребенка.

7 Пластические

этюды

1- 2 раза в неделю

2 – 3 минуты Позволяют расслабиться, снять

эмоциональное напряжение.

8 Дыхательная

гимнастика Ежедневно

3-5 минут Позволяют расслабиться, улучшает кровообращение организма.

9 Имитационные

упражнения Ежедневно

8 минут

В течении дня Развивают воображение, снимают напряжение.

10

Релаксация Ежедневно после первой НОД

2 – 3 минуты

9.30 – 9.33 Положительно влияют на физическое состояние детей и на эмоциональную атмосферу, снимают напряжение и усталость.

11 Использование разных динамических пауз Во время занятий

2 - 5 минуты по мере утомляемости детей Для снятия эмоционального

напряжения

12

Минутки радости Ежедневно

2 – 3 минуты Для снятия психо-эмоционального напряжения.

13 Тренаж со зрительными метками (геометрические зрительные траектории, симметрические рисунки Ежедневно

2 минуты

10.10 – 10.12.

Для активизации организма,

Снятие зрительного напряжения.

14 Музыкальные

переменки 2 раза в неделю

2-3 минуты Для снятия эмоционального

напряжения

15 Использование элементов музо и цветотерапии 1-2 раза в неделю

2-3 минуты Для эмоционального настроения,

расслабления после занятия

16 Использование рече-

двигательного компонента.

Детское хоровое пение

2 – 4 раза в месяц

Народные песни, подпевки,

стихи-миниатюры.

17 Физкультурное НОД 25 минут вторник,четверг, пятница. НОД проводятся в соответствии программой.

18 Гимнастика пробуждения Ежедневно

10 минут

15.00 – 15.10

Форма проведения различна: упражнения на кроватках. Обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам.

19

Подвижные и спортивные игры

Ежедневно 2 раза по 9 -10 минут

Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем ее проведения.

Вариативность применения здоровьесберегающих технологий в организованной деятельности

Начало деятельности

Середина деятельности Конец деятельности

Массаж биологических точек

Растирание пальцев рук

Растирание ушных раковин

(хорошо повышает работу головного мозга Тренаж со зрительными метками

(для активизации организма, снятия зрительного утомления)

малышам – яркие игрушки

старш. – цифры, буквы, геомет. фигуры

Использование элементов музо и цветотерапии

(для эмоционального настроения, расслабления после занятия)

Симметричные рисунки

(улучшают зрительно-моторную координацию)

Дети рисуют в воздухе обеими руками и следят глазами Имитационные упражнения

(Развивают воображение, снимают напряжение)

Элементы психогимнастики

(«Улыбнись», «Дружба», «Передай настроение») Пальчиковый игротренинг

(для развития мелкой моторики)

Загадки – шутки

(способствуют переключению с одного вида деят-ти на другой)

Упражнение «живые горчичники»

(способствует сопереживанию, успокаиванию) Пальчиковый игротренинг

(для развития мелкой моторики)

Музыкальные переменки

(для снятия эмоционального напряжения)

Использование речедвигательного компонента

(попевки, стихи-миниатюры) Использование различных динамических поз:

сидя, стоя, и в движении Пластические этюды

(позволяют расслабиться, снять эмоциональное напряжение)

Таким образом, используем в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии, мы способствуем сохранению и укреплению здоровья детей, что является приоритетной задачей в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Работу в данном направлении непрерывно продолжаем, расширяем и углубляем, и она дает неплохие результаты.

10. Используемая литература.

1. Аверина И. Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ. -М: Айрис-Пресс, 2006.-136с

2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.

3. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры, которые лечат от 3 до 5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 80с.

4. Береснёва, З. И. Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш». М. Творческий Центр Сфера, 2005г. - 31с.

5. Борисова Е. Н. Система организации физкультурно-здоровительной работы с дошкольниками. Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007. - 112с.

6. Лазарев М. Л. Здравствуй!: предшкольная подготовка: - М: Мнемозина, 2007.- 279с.

7. Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках. - М.:Просвещение. -1999.-221с.

8. Терновская, С. А. Теплякова, Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист. - 2005. - №4. - С. 61-65.

9. Яковлева Т. С. Здоровьеобеспечивающие технологии воспитания в детском саду, - М., Школьная пресса, 2007 г. -136с

10. Гладышева О. С. Реализация направления образовательной деятельности «Здоровье» в ДОУ, - Н. Н. Нижегородский институт развития образования, 2012 г. - 39 с.

Приложение.

Использование элементов музо и цветотерапии.

Цветотерапия связана с музыкотерапией (лечебное воздействие

через восприятие музыки). Коррекция психоэмоциональных нарушений осуществляется при синтезе музыкального и зрительного восприятия. Совсем недавно возник новый вид в интегративной музыкотерапии – это вид музыкотерапии, сочетающий в своей методологии подходы рецептивной и активной музыкотерапии, как музыкоцветотерапии. Музыкоцветотерапия – это вид интегративной музыкотерапии, который способствует восстановлению первоначального свойственного человеческому организму энергетического равновесия, нарушенного болезненным состоянием, с помощью синтеза музыки и цвета. Музыкальное восприятие в сочетании с активизацией зрительных образов (просмотр видеозаписей красивых картин природы, шедевров мировой живописи на фоне музыки) обеспечивает моделирование, реконструкцию психоэмоционального состояния, оказывает сильнейшее психотерапевтическое воздействие на человека, помогает ему выйти из конфликтной ситуации, потрясений. Такие сеансы отвлекают пациента от травмирующих его переживаний, помогает увидеть красоту окружающего мира, которая за переживаниями становится незамеченной. Рациональное использование цвета обеспечивает коррекцию психофизиологического и психоэмоционального состояния. В сочетании с музыкой это воздействие усиливается. Исследования Е. Б. Рабина позволяют установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благоприятно влияющих на человека: это зеленый, желто – зеленый, зелено – голубой цвета. В. С. Лобзон и М. М. Решетников предлагают учитывать воздействие цвета на психоэмоциональное состояние человека при проведении сеанса.

Темпера

мент Цвет Вкус Муз. нота Муз-ная пьеса Картина

-сангвиник,

-холерик,

-меланхо-

лик,

-флегматик

Синий

Черный

Серый

Белый

Зеленый

Красный

Оранжевый

Желтый

Щелоч-

ный

Кислый

До

Ре

Ре-диез

Ми

Соль

Ля

Ля-диез

си Муз-ые пьесы в миноре

и

мажоре. «Лунная ночь на Капри» И. К. Айвазовский, «Лунная ночь» И. К. Айвазовский,

«Украинская ночь» А. И. Куинжи,

«На Тверском озере» В. Д. Поленов.

Все картины Шишкина и В. М. Васнецова, В. А. Серова и И. И. Левитана,

«Масленица»

А. К. Саврасов.

Картины с преобладанием желтых и золотистых цветов.

«Троица» А. Рублев.

«Вихрь» Ф. А. Малявин, «Красавица» Б. М. Кустодиев,

«Гости» А. Е. Архипов.

Музыкальные переменки.

Способ

воздействия Название произведения Автор Время

Моделирование настроения (при переутомлении и нервном истощении). «Утро»

«Полонез» Э. Григ

Огнинский 2-3 мин.

3-4 мин.

При угнетенном, меланхолическом настроении. «К радости»

«Аве Мария» Л. Ван Бетховен

Ф. Шуберт 4 мин.

4-5 мин.

При выраженной раздражительности, гневности. «Хор пилигримов»

«Сентиментальный вальс» Р. Вангер

П. Чайковский 2-4 мин.

3-4 мин.

При снижении сосредоточенности, внимания. «Времена года»

«Лунный свет»

«Грезы» П. Чайковский

К. Дебюсси

Р. Дебюсси 2-3 мин.

2-3 мин.

3 мин.

Расслабляющее воздействие. «Баркарола»

«Пастораль»

«Лебедь»

«Вечер»

«Элегия»

«Прелюдия № 1»

«Прелюдия № 3»

«Мелодия» П. Чайковский

Бизе

Сен–Санс

Д. Леннон

Форе

И. С. Бах

И. С. Бах

К. Глюк 2-3 мин.

3 мин.

3-4 мин.

3-4 мин.

3-4 мин.

2 мин.

4 мин.

4 мин.

Тонизирующее действие. «Чардаш»

«Кумпарсита»

«Аделита»

«Шербинские зонтики» Монти

Родригес

Пурсело

Леграна 2-3 мин.

3 мин.

2-3 мин.

3-4 мин.

Публикации по теме:

Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Государственное.

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лето
  • Лето
Автор публикации:
Проект «Здоровьесбережение детей 6–7 лет в нашей группе»
Опубликовано: 19 июня 2013 в 10:01
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...