Проект «Здоровый ребенок»

Оксана Савлукова
Проект «Здоровый ребенок»

Проект «Здоровый ребенок»

«Педагогический проект «Здоровый ребёнок» предусматривает валеологическое просвещение детей старшего дошкольного возраста и их родителей: развитие представлений о важности двигательной культуры, формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, о средствах его укрепления, а так же использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.

Взяв тему проекта «Здоровый ребенок», видя ее актуальность и сложность, я стала искать пути решения этой проблемы.

Я проработала ряд научной и методической литературы, изучила основные документы, определяющие функционирование системы образования дошкольников в области физической культуры

В своей работе я опираюсь и на программу В. Г. Алямовской «Здоровье», которая включает 4 основных направления развития и воспитания ребенка-дошкольника:

- обеспечения психологического благополучия;

- охрана и укрепление здоровья детей;

- духовное здоровье;

- нравственное здоровье, приобщение к общечеловеческим ценностям.

В свою работу я беру ряд занятий из серии «Забочусь о своем здоровье».

В свою работу я беру алгоритм программы «Здоровье»:

от удовольствия к привычке, от привычки к потребности.

Я познакомилась с программой Змановского Ю. Ф. «Здоровый дошкольник», которая носит комплексный характер и рассчитана на индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.

Я проработала методическое пособие Глазыриной Л. Д., Овсянкина В. Д. «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста», М. 2000.

В своей работе я использую программу Князевой О. М, Стеркиной Р. Б. «Безопасность» и методические пособия к ней. В занятия с детьми дошкольного возраста я включаю материал по обучению детей безопасному поведению в детском саду, дома и на улице.

Основные цели и задачи:

I.ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ:

1. Обеспечивать всестороннее и гармоническое развитие физических качеств дошкольников.

2. Способствовать функциональному развитию органов (сердце, легкие и др.)

и систем организма (сердечнососудистая, дыхательная и др.).

3. Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы.

4. Закаливать организм, используя естественные факторы природы (солнце, воздух и вода, различные традиционные и современные методы закаливания.

5. Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.

II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

1. Формировать и совершенствовать у дошкольников жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т. д.).

2. Сделать достоянием каждого ребенка элементарные базовые знания по гигиене, анатомии и физиологии человека, валеологии.

III. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

1. Воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями.

2. Способствовать развитию воли, целеустремленности.

3. Формировать позитивные качества характера.

4. Способствовать эмоциональному развитию детей.

Решение задач.

Для решения поставленных задач необходимы определенные условия. В нашем детском саду есть хорошо оборудованный спортивный зал, где проводятся утренняя гимнастика и физкультурные занятия, спортивные праздники и развлечения. Зал оснащен современным физкультурным и нетрадиционным оборудованием. Есть хорошая спортивная площадка на территории детского сада, где проводятся физкультурные занятия на воздухе и различные формы активного отдыха детей. В ДОУ есть оснащенный медицинский кабинет, где проводится лечебно-профилактическая работа с детьми педиатром и медицинским персоналом, осмотры детей специалистами (окулистом, невропатологом, ортопедом и др.). Также функционируют хорошо оборудованные кабинеты психолога и логопедов.

В группе мы постарались создать физкультурно-игровую среду, которая способствует развитию детей.

В группе создан физкультурный уголок с современным физкультурным и нетрадиционным оборудованием. В уголке есть мячи, скакалки, обручи, гимнастические палки, шнуры, разноцветные флажки и ленты, мешочки с песком, кегли, ребристая доска, яркие атрибуты для подвижных игр в соответствии с возрастом детей. Все пособия и оборудование расположено в доступных для детей местах.

Также мы подбираем для детей демонстрационный материал и развивающие игры по валеологии, оформили альбомы по ознакомлению детей с различными видами спорта. Мы собираем много наглядного материала для проведения с детьми занятий и бесед по безопасности поведения в детском саду, дома и на улице.

В нашем микрокабинете в группе много методической литературы по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, наглядных пособий и диагностических методик по физкультурно-оздоровительному направлению.

Основные формы и средства формирования ЗОЖ.

Важным фактором формирования у детей ЗОЖ в дошкольном детстве является организация и систематическая реализация комплексного закаливания. С детьми мы проводим различные виды закаливания в соответствии с возрастом – полоскание горла прохладной водой, обширное умывание, ходьба по мокрым дорожкам. Также используем контрасно-воздушное закаливание, солнечные ванны, босохождение и др. Использование одежды, не перегревающей детей в помещении и на открытом воздухе, - непременное условие эффективного закаливания. Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того, чтобы она действительно давала эффект, я стараюсь менять последовательность видов деятельности детей на прогулке в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий

В работе с детьми дошкольного возраста я использую разнообразные формы двигательной активности: подвижные и спортивные игры, упражнения. Благоприятное предметно-пространственное окружение призвано способствовать обогащению двигательного опыта и стимулировать решение детьми разнообразных двигательных задач, содействовать мобилизации их волевых усилий.

Также я увеличиваю динамический компонент различной деятельности детей: ввожу физминутки во время занятий, двигательных разрядок во время игр, динамических пауз между занятиями.

В течение дня я использую физические нагрузки различной степени интенсивности. В режиме большой интенсивности я провожу с детьми народные, подвижные, спортивные игры, физкультурные досуги и спортивные праздники совместно с руководителем физического воспитания ДОУ на прогулке и в спортивном зале. В группе я провожу с детьми игры средней и малой подвижности.

Помимо традиционных форм организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми я использую систему познавательно-игровых занятий, позволяющих сформировать у дошкольников сознательное отношение к собственному здоровью. Познавательный материал я использую на занятиях серии «Забочусь о своем здоровье», также и в любых режимных моментах: во время утреннего приема, бесед с ребенком, между занятиями, во время игровой деятельности.

С детьми я провожу пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики.

Для укрепления здоровья детей и профилактики нарушений осанки и плоскостопия я с детьми провожу оздоровительные игры и упражнения, которые беру из методических пособий Галанова «Игры, которые лечат».

С детьми провожу упражнения, цель которых научить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног.

* «Гусеница» - сгибание и разгибание пальцев ног, продвижение стопы вперед, выпрямляя колени.

* «Барабанные палочки» - постукивание пальцами ног.

* «Пальчики поссорились и помирились» - размыкание и смыкание пальцев ног.

* «Пальчики играют» - волнообразные движения пальцами ног.

* Захватывание, поднимание и перекладывание мелких игрушек.

В закаливающие мероприятия я включаю ходьбу по ребристой доске.

Некоторые массажеры мы делаем сами из бросового материала: из пробок, старых фломастеров и т. д.

Также провожу с детьми массажные упражнения, цель которых научить элементам самомассажа пальцев рук и ног, других частей тела.

Задачи валеологического образования я решаю на занятиях кружка «Здоровячок». В основу планирования кружковой работы я беру опыт работы педагогов «Учите детей быть здоровыми» (г. Тамбов, методическое пособие Шукшина С. Е. «Я и мое тело».

Использование здоровьесберегающих технологий.

В воспитательно-образовательной работе с детьми я использую здоровьесберегающие технологии:

- оздоровительные – закаливание, самомассаж биологически активных зон;

- развивающие – элементы ТРИЗ, моделирование, кроссворды, лабиринты, ребусы и т. д. ;

психотехнические (элементы цветотерапии, сказкотерапии, психогимнастики);

- динамические (дыхательную и пальчиковую гимнастику, упражнения на релаксацию и др.).

Использование в комплексе всех здоровьесберегающих технологий позволяют развивать ребенка физически, умственно, психически и духовно.

Свою работу выстраиваю в тесном контакте с семьей, так как основы здоровья закладываются в семье. Без помощи со стороны семьи физкультурно-оздоровительная работа, организуемая в ДОУ, не может быть успешной. Проблема состоит в нахождении побудительных стимулов, заставляющих родителей по-иному взглянуть на здоровье и физическое развитие своих детей.

Я считаю, что для решения этой проблемы необходимо дать родителям полное представление о динамике физического развития и состояния здоровья каждого конкретного ребенка. Только на этой основе возможна консолидация усилий семьи и детского сада и выработка общей стратегии в воспитании у ребенка потребности к ЗОЖ.

В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывает анкетирование.

Анкетирование помогает мне больше узнать о ребенке, его физическом развитии в семье, а также наметить наиболее важные и эффективные формы педагогической пропаганды.

В работе с родителями использую традиционные формы работы (родительские собрания, конференции, консультации, информация в родительском уголке, в папках-передвижках, выставки методической литературы, а также новые: деловые игры, родительский лекторий, семейные гостиные.

Эффективность работы по формированию у детей основ ЗОЖ можно увидеть по результатам диагностики уровня физического развития детей и наличия у детей валеологических знаний и умений.

Такой подход к воспитанию здорового ребенка позволил снизить заболеваемость и добиться высоких результатов в области физического и валеологического развития детей.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

План работы по самообразованию. Тема: «Изучение и внедрение здоровьесберегающих технологий в пространство ДОУ» МБДОУ №15 «Золотой петушок» Г. Пролетарск Ростовская область. Инструктор по физической подготовке Близнюкова Надежда Александровна План.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Проект «Здоровый ребенок»
Опубликовано: 10 марта 2014 в 15:27
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Встречи на тропе сказок». Фото отчёт.
Новогодняя сказка на «Вотчине Деда Мороза» начинается прямо от главных ворот. На «Тропе сказок» гостей Деда Мороза встречают жители сказочного леса,...
Письмо детям от Деда Мороза.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Дети в нашей средней группе очень ждали Деда Мороза и каждый день спрашивали:"А когда Дед Мороз к нам придёт? ". Как же...
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...