Проект «Жизнь людей на Руси»

Татьяна Гаврилюк
Проект «Жизнь людей на Руси»

Творческий проект

"Жизнь людей

на Руси"

Подготовила и провела воспитатель группы: Гаврилюк Т. И.

Творческий проект «Жизнь людей на Руси» посвящен изучению истории русского быта, устройства деревенской избы, различных обычаев и поверий, существовавших в русских семьях, оберегах. Выбор темы вызван интересом детей к образу жизни русского народа, к разнообразию старинных предметов домашнего быта, к разделению труда в семье, к традициям русского народа в воспитании мальчиков и девочек.

Цель проекта:

1. Исследование истории русского крестьянского быта и его влияния на гендерное воспитание.

2. Формирование уважения к русской народной культуре.

Задачи проекта:

ОО «Познание»

1. Познакомиться с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.

2. Познакомить детей с одним из явлений русского народного искусства –оберегом.

3. Исследовать, сравнить и выделить различия в воспитании мальчиков и девочек на Руси.

4. Исследовать, сравнить и узнать об оберегах на Руси.

5. ОО «Коммуникация»

1. Провести опрос детей по модели трех вопросов: «Что я знаю? Что хочу узнать? Где это можно узнать?», с целью выяснения знаний названий и назначения предметов.

2. Провести опыты по применению предметов старинного русского быта в современных условиях.

ОО «Труд»

1. Изготовить макет старинной русской избы с интерьером.

2. Изготовить оберег для дома «День-ночь».

ОО «Социализация»

1. Закреплять умение работать в мини-группах.

2. Оказывать помощь друг другу.

ОО «Музыка»

1. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русскому фольклору.

Предварительная работа с детьми:

1. Знакомство детей с декоративно-прикладным народным искусством (керамическими изделиями, игрушками, росписями, русским национальным костюмом).

2. Чтение и разучивание произведений художественной литературы и фольклора.

3. Разучивание русских народных игр с использованием русского фольклора.

4. Проведение бесед и занятий на тему «Культурно-историческое наследие нашего народа».

4. Показ мультипрезентаций «Внутренний мир русской избы», «Обереги» по данной теме.

5. Организация работы по созданию макета русской избы.

Предварительная организационная работа педагогов.

1. Планирование и разработка темы «Народное творчество».

2. Создание презентаций «Внутренний мир русской избы», «Обереги».

3. Подбор подвижных игр, художественной литературы, фольклорных текстов.

4. Составление примерного перечня работ для детского творчества.

Итог проекта:

1. Показ открытого мероприятия, день открытых дверей «Загадки русской избы».

2. Изготовление оберегов «ДЕНЬ - НОЧЬ».

3. Изготовление макета для режиссерской игры «Русская изба».

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА:

Занимаясь в группе по теме «Народное творчество», мы всегда рассматривали убранство «русской избы». Проект «Жизнь людей на Руси» включил в себя организацию и проведение экскурсий, игровых программ, практических занятий. Ребятам предоставилась возможность поиграть в народные игры, отгадать загадки, поучаствовать в конкурсе пословиц и поговорок, изготовить своими руками обереги для своего дома.

Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания.

Проект начинался с того, что в группе начали создавать музейный уголок русской избы. В его создании принимали участие родители воспитанников, коллеги.

В этом уголке проводилась тематическая непосредственная деятельность, ознакомительные экскурсии и беседы, разучивание народных потешек, пословиц, поговорок, чтение сказок, слушание песен, потешек народного фольклора. У детей возникло желание создать еще и мини-музей русской избы для режиссерской игры. Предметы старины дети лепили из соленого теста, рассписывали мебель, используя элементы городецкой росписи.

Большой интерес вызывало у детей, знакомство с предметами старины, что особенно влияет на воспитание патриотических чувств, вызывает гордость за свой народ. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети проникаются уважением к народному мастерству. Дети познакомились с разнообразными росписями посуды, игрушек. Создали в группе мастерскую «Город мастеров», в которой, проходили занятия по расписыванию посуды (гжельская роспись, хохломская роспись, мебели (

городецкая роспись, игрушек (дымковская и филимоновская росписи).

Много узнали о быте крестьян. Помогали узнавать нам и родители: дома искали и подбирали информацию о жизни на Руси, и дети рассказывали об этом на утренних и вечерних кругах.

Дети узнали, что в древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах. Изба (деревенский дом) – самая распространенная постройка того времени. Крестьянин ставил дом прочно, на века. Избу крестьянин строил сам или нанимал опытных плотников. Иногда организовывалась «помощь», когда вся деревня работала для одной семьи.

Какова же была там обстановка? Какая была мебель, посуда?

Из энциклопедий мы узнали, что жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела. Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать. Вот мы в избе. Центральное место занимает печь. От расположения печи зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу. На шестке у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестком хранили инвентарь, дрова. В печи были маленькие ниши для сушки рукавиц, валенок.

«Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. «Матушка – печка, укрась своих детушек», - говорила хозяйка при выпечке хлеба, пирогов. В нашей квартире нет такой печи, ее нам заменила плита, но в деревнях бабушки до сих пор любят печь пироги в русской печке.

Мы печем свои игрушки-тестушки в духовке, но тоже приговариваем: «Матушка – печка, укрась своих детушек». Она нас слышит и радует румяными изделиями.

Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.

На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи».

Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.

Другой угол около двери был мужским. Он назывался «коник». На лавке делали узор в виде конской головы. На этой лавке работал хозяин. Иногда он на ней и спал. Свои инструменты хозяин хранил под лавкой. В мужском углу висела сбруя, одежда.

В крестьянском доме все было продумано до мелочей. На центральной балке - «матице» делали железное кольцо и крепили детскую люльку. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала.

В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках.

Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Иногда божницу подсвечивали лампадкой – сосудом с маслом или свечами.

Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.

Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.

Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.

Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни.

Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения.

Соль тоже почитали. Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонцах».

Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», - так приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи.

3. Обереги.

ОБЕРЕГ - символы защиты. По представлениям предков делали вещь непроницаемой для злых духов.

ОБЕРЕГ (С. И. ОЖИГОВ) - предмет, оберегающий,охраняющий от чего-либо.

Многовековая история культуры наших предков неразрывно связана с народными поверьями и приметами. Она пришла к нам из глубины веков как память о наших предках, первые попытки понять окружающий мир, оградить себя от неблагоприятных событий.

Понятие - ОБЕРЕГ пришло к нам в современную лексику с давних времён, когда наши далёкие предки всецело зависели от природы. В те времена люди старались на неё воздействовать с помощью обрядов. Их целью было заклинать плодородие земли, хороший приплод домашнего скота, семейное изобилие и благополучие. Особенно стойко сохранились традиции, шедшие из далёких времён, когда огромное значение придавалось всевозможным оберегам. Они применялись всюду - и при постройке жилища, при изготовлении предметов домашней утвари, орудий труда, одежды и даже в детских играх.

При строительстве дома предки глубоко продумывали систему защиты от "вездесущих, всепроникающих злых духов". Орнаментировались все проёмы, все отверстия, через которые"злыдни" могли проникнуть к человеку. Особенно тщательно выбиралось место для строительства. В начале строительства под углы первого венца брёвен клали клочок шерсти, горсть зерна, ладан, воск - это имело магическое значение.

Предметы мебели, бытовая утварь внутри дома имели форму, оформление и назначение ОБЕРЕГОВ. Ковши имели форму утки, лебедя, ладьи, коня -символы движения светила.

Оберегами в одежде считается вышивка, в которой, по традиции, на строго определённых местах располагались соответствующие знаки. Ворот, обшлага рукавов, подол являлись входом к человеку. Поэтому именно эти места особенно тщательно защищали системой знаков от злых духов. Таким образом, рассматривая образ жизни наших предков, мы увидели не просто желание украсить окружающие его предметы, а стремление придать им особую значимость, призванную помогать человеку, притягивая защитные силы добра, отгоняя всё тёмное враждебное злое.

Постепенно, по мере того, как поколение сменялось поколением, и люди воспитывались и росли в законе христианском, древние боги отходили всё дальше вглубь прошлого. Кое - что из верований, правда, потеряв весь религиозный смысл, сохранилось и дожило до наших времён в разных обычаях, поверьях, празднествах. Так прочны и долговечны, оказались верования пережитков седой языческой старины.

На Руси верили – никакой дом не стоит без домового. Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей живущих в нём. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно – печку,кухню. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам“соседушка” устраивает мелкие неприятности:стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на новое место “Соседушку”обязательно звали с собой. Его перевозили в лапте, на хлебной лопатке, на венике:“вот те сани, поезжай с нами”. Издревле на Руси было принято угощать и одаривать дух дома. Его задабривали хлебом с солью, блинами, кашей,оставляли цветные лоскутки, монеты, овечью шерсть.

Продолжая эти традиции, наши современные художники изготавливают образ домового и“домовушки”.

Это – веник, коса, лопатка, венок, картина и т. д. на них изображены предметы домашнего быта,сделанные специально для домового. Они составлены из фольклорных славянских символов. Это символы –обереги. Статуэтками – оберегами являются флюгера,которые помещали на крыши домов. На Руси чаще всего это были конь или петух. Этот оберег защищал дом от всяческих напастей. На Руси также считалось, что расписанные яйца оберегают от бед и болезней.

Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома,отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз.

Да, дерево в наpодной кyльтypе славян - объект поклонения. Многие рощи считались заповедными, в них не pyбили деpевьев, не собиpали хвоpост. В дни пpестольных пpаздников там совеpшались обряды. K категоpии почитаемых и священных деpевьев относились и отдельные деpевья, особенно стаpые,одиноко pастyщие в поле или вблизи целебных источников. K этим деpевьям пpиходили люди, чтоб избавиться от болезней. Они пpиносили даpы и жеpтвы (вывешивали на деpевьях полотенца, одеждy,лоскyты, молились, пpикасались к деpевьям. Чеpез дyпла и pасщелины таких деpевьев пpолезали больные, как бы оставляя за пpеделами этого отвеpстия свои болезни.

Беpеза. Одно из наиболее почитаемых y славян деpевьев. Выстyпает как "счастливое" деpево,обеpегающее от зла. У славян надежным обеpегом считалась беpезовая метла, пpислоненная к постелиpоженицы или колыбели новоpожденного. Во многих местах веpили, что битье больного pебенка беpезовым пpyтом избавит его от болезни.

Рябина. Деpево, использyемое главным обpазом в качестве обеpега.

Не последнее место для русского человека имел дуб – мощный, непокорный, мудрый. Вот как звучит стихотворение С. Русакова “Дуб”:

Дуб стоит на кургане,

Споря с яростью туч,

И, как русский крестьянин,

Он силён и могуч…

Несмотря на то, что традиция украшения оберегами своих домов зародилась в глубокой древности в наше время композиции – ОБЕРЕГИ стали прекрасным украшением семейного очага и замечательным подарком к любому празднику.

Каждый предмет в композиции-обереге несёт в себе определённое значение. Но по представлениям предков, значима была не столько каждая сила по отдельности, сколько их единство. Поэтому, создавая композицию - оберег, мастера использовали систему знаковых предметов, которые отображают мечты и чаяния, веру в добро и счастье.

ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ОБЕРЕГЕ

ЗЛАКИ И БОБОВЫЕ - символ достатка, сытости и физической силы.

ПШЕНО – от сглаза.

ЧЕСНОК – от нечистой силы.

ДОМ, ХАТКА – единство и крепость семьи.

РЯБИНА, ШИПОВНИК – женская красота и молодость.

СЕМЕЧКИ ПОДСОЛНУХА – здоровье детей и энергия солнца.

ЛАВРОВЫЙ ЛИСТ- слава и успех.

ГРЕЧКА- ПЛОДОРОДИЕ И ДОСТАТОК

КУКУРУЗА – продолжение рода, Сплочённость семьи.

ОРЕХИ, ЖЁЛУДИ – продление молодости.

ШИШКА – трудолюбие и достижение успеха.

МЕШКОВИНА – изобилие и благосостояние.

КОСА – бесконечность.

ФАСОЛЬ – зарождение новой жизни.

МЕТЛА ВНИЗ – выметает сор из дома.

МЕТЛА ВВЕРХ – к деньгам.

ПУГОВИЦЫ – к обновам.

Дети узнали, много про обереги, их разнообразии. Пришли к выводу, сделать обереги для своего дома. Выбрали один из видов оберегов «День и ночь», узнали об истории его возникновения, и отправилсь в «Мастерскую».

Оберег: День и ночь – куклы – обереги жилища. Это совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (день, другая из темной ткани (ночь). Днем выставляли вперед светлую, а ночью – темную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую цельную композицию.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, ее устройстве, о быте крестьян.

Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов.

Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта, знанием о различных россписях, используемых для украшения посуды, при украшении игрушек.

Дети участвовали в изготовлении макета избы, ее убранства: изготавливали мебель, посуду, из соленого теста. Расписывали ее, создавали интерьер дома. Подключили к этому процессу и родителей: они приносили коробки, вязали в «избу» половики, искали материал по теме, и проводили дома беседы с детьми.

На занятиях дети приобщались к основам ремесел, считавшихся на Руси «женскими» и «мужскими».

Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.

Провели открытое мероприятие по теме «Загадки русской избы», с участием родителей. На занятии дети изготовили оберег для дома «День - ночь» в творческой мастерской Марьи – искусстницы. Был показан мастер – класс по изготовлению оберега. Технология изготовления

1. В центр квадрата ткани выкладывается ветошь для набивки головы.

2. Квадрат ткани складывается по диагонали, формируется голова.

3. Отделяется голова, шея туго перехватывается нитками в тон.

4. По бокам формируются руки: уголки загибаются внутрь, завязывается пояс — также в тон ткани. На голове куклы крепится нитка — повязка (тоже в тон).

5. Вторая кукла делается точно так же, но из ткани другого цвета.

6. Из красной нитки скручивается шнурок.

7. Красный шнурок привязывается сзади к повязкам на голове кукол.

Куклы «День и Ночь» готовы. Теперь можно выбрать в доме место для этого оберега. Обязательное замечание: этим куклам, как и всем традиционным, не рисуют лица.

Проект «Жизнь людей на Руси»
Публикации по теме:

«Чтобы его узнать — надо вслух назвать». Проект «Наши имена» Проект - познававтельно-творческий. Познавательный потому, что в ходе проектной деятельности у дошкольников расширился кругозор об окружающем.

Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Государственное.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Проект «Жизнь людей на Руси»
Опубликовано: 9 апреля 2013 в 06:41
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....