Проект «Зимующие птицы». Исследовательская деятельность в подготовительной группе

Наталья Пижамова
Проект «Зимующие птицы». Исследовательская деятельность в подготовительной группе

Участники проекта: дети подготовительной группы компенсирующей направленности, воспитатели группы, учитель-логопед, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.

Возраст детей: 6 лет.

Актуальность темы

Птицы зимой нуждаются в заботе. Очень много птиц погибает не от холода, а от голода. Необходимо воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

Цель проекта: Приобщить дошкольников к наблюдению за зимующими птицами нашей области, формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, воспитывать любовь к птицам и желание помогать им в зимних условиях.

Задачи:

- закреплять представления детей о зимующих птицах нашей области, их образе жизни посредством ситуативного разговора «Что мы знаем о птицах;

- повторить основные правила поведения на природе, дать представление об особенностях образа жизни животных и птиц в зимний период, способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраны посредством ситуативного разговора «Как живут наши пернатые друзья зимой?», «Жалобная книга природы»;

- совершенствовать умение составлять рассказы-описания посредством д/и «Угадай по описанию»;

- развивать связную речь посредством упражнения «Расскажи, как вы делали кормушку»;

- закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие-перелетные» посредством д/и «Зимующие и перелетные»;

- развивать познавательно-исследовательскую деятельность посредством наблюдений за птицами в природе;

- развивать творческие способности детей в передаче образа, используя жесты, мимику, выразительную речь посредством театрализованной постановки «Как сорока клеста судила»;

- развивать умение строить композицию рисунка посредством продуктивной деятельности «Снегири на ветках»;

- развивать четкую, правильную и выразительную речь посредством разучивания чистоговорок, стихотворений, загадок о птицах;

- продолжать развивать интерес к литературному чтению посредством восприятия художественных произведений о птицах;

- расширять и актуализировать активный словарь детей: перо, хвост, оперение, воробей, синица, клест, ворона, дятел, свиристель, сорока, снегирь, лущить, зимующие, выводить;

- развивать двигательную активность, внимание, умение координировать речь с движением посредством игровой деятельности «Ворона и воробьи», «Снегири»;;

- формировать музыкальные способности детей посредством слушания звуков природы, голосов птиц;

- создать благоприятный психологический климат во время всех мероприятий.

План реализации проекта:

1. Вводная часть

1) Формулирование проблемы.

2) Постановка задач.

2. Практическая часть

1) Изготовление кормушек совместно с родителями, кормление птиц на улице.

2) Разучивание сценки «Как сорока клеста судила»

3) Разучивание загадок, стихов

4) Игровая деятельность «Ворона и воробьи», «Зимующие и перелетные»

5) Восприятие художественной литературы чтение рассказов: Н. Сладков «Клест и дятел», Н. Петрова «Птичья елка», чтение и обсуждение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой», А. Александрова «Столовая для птиц»

6) Театрализованная деятельность «Как сорока клеста судила»

7) Игровая деятельность «Доскажи словечко», «Кормушка», «Зимующие и перелетные», «Прилетели птицы», «Сосчитай птиц», «Есть-нет»

8) Познавательно-исследовательская деятельность «Сравнение питания синицы и воробья», «Подбери крылышко по цвету», «Чей голос?»

9) Продуктивная деятельность (Аппликация) «Снегири на ветках», раскрашивание силуэтов птиц

3. Заключительная часть

Защита проекта в форме культурно-досуговой деятельности «Зимующие птицы».

Продукт проекта:

• Кормушки для птиц

• Культурно-досуговая деятельность «Зимующие птицы»

• Книжки-малышки с загадками

Ожидаемый результат:

1. Сформируются знания детей о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, сходстве и различиях.

2. Повысится познавательный интерес к окружающему миру природы.

3. Воспитается желание бережного отношения к природе, заботе о зимующих птицах.

Защита проекта в форме культурно - досуговой деятельности «Зимующие птицы»

Интеграция ОО.: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

: Задачи:

- закреплять знания детей о зимующих птицах, их образе жизни, сходстве и различиях.

- развивать мышление, внимание посредством загадок о птицах, д/игры «Прилетели птицы».

-развивать правильную, выразительную речь детей посредством заучивания стихотворений, загадок о птицах.

-развивать связную речь детей при составлении рассказов «Как мы делали кормушку»

-обогащать и активизировать активный словарь детей по теме «Зимующие птицы

-развивать творческие способности детей в передаче образа, используя жесты, мимику, выразительную речь посредством театрализованной постановки «Как сорока клеста судила»

-развивать слуховое внимание и восприятие посредством слушания голосов птиц.

-создать благоприятной микроклимат во время проведения мероприятия.

Оборудование: записи голосов птиц, предметные картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц, шапочки с изображениями птиц (сорока, клест, снегирь, синица, филин, дятел, свиристель, ворона, ноутбук, контурные изображения птиц (снегирь, синица, клест, воробей, тарелочки с угощениями для птиц (рябина, сало, шишки, семечки, конфеты, 2 мольберта, кормушки, изготовленные детьми, музыка для подвижной игры, толстая веревка.

Логика культурно- досуговой детельности.

1. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы участвовать в празднике зимующих птиц.

Многие птицы на юг улетают,

Многие зиму у нас коротают.

Галка, ворона, снегирь, воробей.

Ну-ка, ребята, их вспомни скорей!

2. Игра «Угадай голос птицы»

(Включается запись голосов птиц, дети угадывают какая птица поет- синица, голубь, дятел и т. д.)

Воспитатель: Молодцы! А теперь я предлагаю вам сыграть в игру. Я буду называть птиц, но как только вы услышите другое слово – хлопайте в ладоши. Будьте внимательны!

3. Игра «Прилетели птицы»:

1) Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, мухи и стрижи.

2) Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

3) Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки, стрижи, комары, кукушки.

4) Прилетели птицы: голуби, куницы, поползни, дятлы.

5) Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, сороки, воробьи, чижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы…Все вы молодцы, вы были внимательными.

4. Игра «Зимующие и перелетные птицы»

Воспитатель: Какие бывают птицы? (перелётные и зимующие) Я предлагаю поиграть в игру. Нужно будет разместить птиц на 2 фланелеграфа – зимующих птиц под снежинкой, а перелётных птиц - под солнышком. Кому я дам солнышко, тот ищет перелётных птиц, а кому снежинку – зимующих. А остальные ребята – будут моими помощниками, будем проверять.

(детям раздаются солнышки и снежинки, они выбирают нужную птицу и помещают на фланелеграф картинки птиц)

Воспитатель: Давайте проверим, нет ли у нас ошибок. Зимующие птицы – голубь, синица, снегирь, сорока. Перелётные птицы – грач, ласточка, кукушка, журавль. (если заметили ошибку – исправить, объяснить)

- Почему мы этих птиц называем перелётными (ответы детей)

- Почему мы этих птиц называем зимующими (ответы детей)

5. Игра «Отгадайте загадки». Отгадывание загадок.

Воспитатель:Я вам загадаю загадки, и если вы угадаете, появятся отгадки. Дети отгадывают загадки, после появляется ноутбук с картинками зимующих птиц (которые дети отгадали).

Педагог: Правильно, снегирь.

(Влетает «снегирь»-ребенок в маске)

Воспитатель: Кто к нам прилетел в гости? Как догадались (ответы детей)

Снегирь: Я слышал, вы много знаете о нас – зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью

человека, надеемся на его помощь и доброту.

Воспитатель: Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки)

Воспитатель: Дорогой снегирь! Хочешь, ребята прочитают стихотворение о птичьей столовой? (А. Александрова «Столовая для птиц». Читает ребенок)

Снегирь: Молодцы, ребята, спасибо! Но построить кормушку нелегко. Знаете ли вы, как сделать кормушку для птиц?

6. Презентация кормушек.

Дети рассказывают, как они делали кормушку со своими родителями.

7. Игра «Покорми птицу»

Снегирь: Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.

(на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины)

Снегирь: Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами – модели, обозначающие птиц.

- Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем)

- Какая птица любит сало? (выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем)

- Какая птица зимой питается ягодами рябины? (выбрать модель)

- Какая птица питается семенами еловых и сосновых шишек? (выбрать модель)

Воспитатель:- А теперь послушайте загадку.

- Эта птица зимующая. У нее голова, крылья черного цвета. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. А по бокам перышки совсем белые. Поэтому эту птицу назвали белобокой. (Сорока)

Послушайте и посмотрите, какая история приключилась с одной вороной.

8. Театрализованное представление в исполнении детей «Как сорока клеста судила»

Список используемой литературы:

1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж, 2007г.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду /А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991.

3. Савельева Е. А. Тематические загадки и веселые игры для пальчиков: метод. пособие для работы с детьми дошкольного возраста / Е. А. Савельева.

4. Киреева Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников. – Волгоград: Учитель,2008.

Публикации по теме:

Презентация педагогического проекта «Покормите птиц зимой» Продолжительность проекта: месяц Тип проекта: информационно – практико-ориентированный Участники проекта: педагоги, инструктор по физкультуре,.

Презентация к проекту по изучению правил дорожного движения в средней группе Презентация по проекту!Знай и соблюдай правила дорожного движения!" Участники проекта: дети средней группы воспитатели инструктор по.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Птицы
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Проект «Зимующие птицы». Исследовательская деятельность в подготовительной группе
Опубликовано: 28 января 2014 в 14:03
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Современная поздравительная открытка для мамы» Мастер-класс.
Дорогие друзья, посетившие мою страничку, вашему вниманию хочу предложить мастер-класс по изготовлению современной открытки для мамы. День матери-это...
Дидактическое пособие. Алгоритмы к сюжетно — ролевым играм.
Игрa - этo не только удовoльствие и рaдость для детей. С ее пoмощью мoжно рaзвивать воображение, пaмять, мышление, речь. Игрaя, ребенок может приобретaть...
Конспект открытого занятия в младшей разновозрастной группе «Путешествие в сказку»
Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром-сказка, учить детей слушать сказку в инсценированном варианте, развитие понимание устной речи и...
Конспект занятия «Сувенир для мамы», техника граттаж, для воспитанников 4 группы...
Тема: «Сувенир для мамы» Назначение: подарок, украшение для интерьера. Цель: развитие творческих способностей через создание рисунка в технике...
Кукольный театр своими руками
Самое интересное волшебство-это кукольный театр. Ведь только там оживают куклы-актеры, разговаривают со зрителем. Какое множество разнообразия кукольного...