Лучший педагог года

Проект «Знакомство с праздником Белого месяца»

Алена Бутытова
Проект «Знакомство с праздником Белого месяца»

Проблема.

При всем разнообразии культурных традиций, в мире не так много праздников, которые бы отмечались повсеместно, по всей России. Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. Сагаалган относится к тем праздникам, который отмечается не во всех уголках нашей Родины. Но возникла проблема: многие дети и родители не владеют целостными знаниями региональных особенностей культуры, мало знакомы с праздником Белого месяца и не знают, что он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий.

Публикация «Проект „Знакомство с праздником Белого месяца“» размещена в разделах

Актуальность проекта :

Эстетическое формирование подрастающего поколения является важнейшей частью целостной системы воспитательно-образовательной работы, направленной на развитие эстетической культуры, на воспитание в детях чувства прекрасного. Воспитание на традициях старшего поколения, местного фольклора, обычаях каждого народа ярко выражается в национальном празднике «Сагаалган».

Сагаалган – Новый год – древний народный праздник, все обряды несут в себе глубокий смысл. В них проявляется стремление к укреплению связей поколений, к созданию здоровой психологической обстановки, обеспечению преемственности в культурном и духовном наследии.

Педагогика праздника – это и современная форма образования, которая содержит представления о высших ценностях, о смысле бытия, о судьбе, исторической роли своего народа.

Народный праздник для каждого народа своё, особым образом организованное проживание событий, имеющих определенный смысл.

Педагогика национального праздника даёт надежду на действительно светлое будущее среди тяжёлой нравственной атмосферы эпох и перемен, не устоявших ориентиров.

Любой праздник обладает значением и смыслом. Праздник сплачивает и объединяет коллектив, носителей культуры, служит культурным индикатором. Проживая, совместно с семьёй события праздника ребенок расширяет границы своего практического опыта, миропонимания, сознания и самосознания, постигает житейские, духовные смыслы в меру своего возраста. Путь в родную культуру лежит через праздник и культуру его проживания.

Проживая этот праздник, дошкольник приобретает бесценный опыт духовной жизни, который открывает ему путь к пониманию национальной культуры, который при надлежащем к себе отношении порождает себе изменения, необходимые для духовного развития человека.

Таким образом, данный проект способствует приобщению детей дошкольного возраста к системе культурных ценностей бурятского народа: к национальной культуре и искусству, уважение к историческому и культурному наследию своей малой Родины, т. к. именно дошкольный период является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Цель проекта : способствовать появлению интереса и мотивации у детей к изучению культуры Бурятии на основе национальных традиций.

Задачи:

• Формировать потребности в духовно-нравственных и культурных ценностях.

• Обогащать и актуализировать знания детей при ознакомлении с культурой, бытом и обычаями бурятского народа.

• Учить детей отображать и создавать выразительные образы и элементы бурятского орнамента в продуктивной деятельности.

• Развивать познавательные навыки через бурятский фольклор.

• Привлекать детей к активному участию в бурятских национальных играх и танцах.

• Развивать интерес к национальным традициям, желание больше узнать об особенностях своей Малой родины.

• Совершенствовать творческие навыки у детей дошкольного возраста.

• Поддерживать детскую инициативу во всех видах деятельности.

• Воспитывать уважение к людям коренной национальности, к их традициям и обычаям.

• Воспитывать чувство толерантности и взаимоуважения.

1 этап - подготовительный:

1. Разработка программы проведения праздника Белого месяца.

2. Разработка системы ценностных ориентиров педагогики национального праздника «Сагаалган».

3. Подобор теоретического и наглядного материала по теме проекта.

2 этап- основной:

• Оформление развивающей среды во всех возрастных группах к празднику Белого месяца.

• Работа с родителями – сбор и изготовление наглядного и дидактического материала для мини-музея по теме: «Жилище, быт, одежда русских и бурят»;

• Посещение детьми мини-музея ДОУ, рассказ о нашем удивительном крае;

• Открытые просмотры НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие»«Символ года» (ручной труд); "Украсим бурятским орнаментом рукавичку" (аппликация)

• Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей на основе национально-регионального материала» + практическая часть;

Рассматривание иллюстраций: о Байкале, рыбы озера Байкал, эндемики озера Байкал, природа Бурятии, животные, птицы (в каждой группе);

• Участие детей ДОУ в региональном конкурсе "Байкал жемчужина мира"

• Просмотр видео и фото о традициях, костюмах, посуде, быте бурятского народа.

Беседы на темы: «Мы живём в республике Бурятия», «Русская изба и бурятская юрта», «Традиции, костюмы, посуда, быт бурят», «Мы друзья природы», «Животные нашего края», «Мой родной город»;

• Викторина «Что я знаю о родном крае».

Чтение художественной литературы: сказка Софьи Агеевой «Нерпа и нерпенёнок», «Богатырь Байкал», «Омулёвая бочка», «Медведь», «Снег и заяц» и другие.

Прослушивание национальных песен: «Тоонто нютаг» А. Андреев, Г. Чимитов, «Алтан сэргэ» И. Шагнаев, «Ехор»- бурятская национальная песня.

• Куклы в национальных костюмах ( в сравнении: русские и буряты);

• Физкультурные досуги и развлечения с элементами бурятских народных игр.

• Экскурсия в Дацан;

Дидактические игры: «Найди пару», «Подбери похожий орнамент», «Найди бурятский орнамент», «Расставь мебель в юрте».

Подвижные бурятские и русские народные игры: «Рукавичка», «Рукавицу гнать», «Верблюжонка верблюд ловит», «Слухи», «Иголка, нитка и узелок», «Бабка-лодыжка», «Ищем палочку», «Волк и ягнята» и другие.

• Приготовление детьми старших групп национального блюда "Бууза".

• Просмотр концертно-познавательной программы "Мир вокруг Байкала".

• Театр юного зрителя "Легенда Белого месяца".

• Выставка лучших творческих работ.

• Консультация для родителей «Традиции и обычаи праздника Сагаалган».

Рубрика: «Прочтите детям» (список произведений бурятских писателей и поэтов для детей дошкольного возраста).

3 этап - заключительный:

Проведение праздника Сагаалган.

Флэш-моб "Ехор" (дети, родители, сотрудники ДОУ)

Составление презентации проекта.

Методическое обеспечение:

1. Алагуева В. Золотая книга о бурятах. Издательство ОАО «Республиканская типография», Улан-Удэ 2006.

2. Нимаева Л. И. Знакомьтесь : Бурятия. Издательство «Государственный комитет по делам молодёжи, туризму. Государственный комитет республики Бурятия по экологии и природопользованию», 2006.

3. Бурятские народные игры

Материально-техническое обеспечение:

1. Фонотека.

2. Изображение символов (флаг, герб Бурятии).

3. Альбомы о Бурятии, Гусиноозерске, Улан-Удэ, Байкале.

4. ИКТ, видеомагнитофон, видеоматериалы.

5. Мини-музей.

6. Слайды.

7. Карта РБ.

Участники проекта : дети дошкольных групп, сотрудники ДОУ, родители.

Продолжительность реализации: в течение Белого месяца по лунному календарю.

Программа национального праздника «Сагаалган»

№ Форма работы Тематика Сроки реализации Ответственные и

участники

1 Тематические НОД, беседы, чтение художественной литературы "Сагаалган" С 20 февраля по 19 марта Ст. воспитатель, муз. руководитель, логопед, воспитатели дошкольных групп, дети.

2 Конкурсы Викторина «Что я знаю о родном крае».

Февраль Ст. воспитатель, логопед, воспитатели дошкольных групп, дети.

3 Физкультурный досуг Национальные игры, соревнования, турниры. С 20 февраля по 19 марта. Ст. воспитатель, муз. руководитель, воспитатели дошкольных групп, дети, родители.

4 Открытый просмотр НОД Занятие Февраль Ст. воспитатель, воспитатели Санжиева Т. Б., Бутытова А. Б., дети старшей и средней групп.

5 Социум Просмотр театральных представлений Февраль, март Ст. воспитатель.

6 Неделя бурятской кухни Приготовление национальных блюд Февраль Ст. медсестра, ст. воспитатель.

7 Экскурсии "Мини-музей" в ДОУ, Дацан Февраль Ст. воспитатель, воспитатели дошкольных групп, дети, родители.

8 Утренники «Сагаалган»;

С 24 февраля по 4 марта Ст. воспитатель, муз. руководитель, воспитатели дошкольных групп, дети, родители.

9 Флэш-моб "Ехор" Февраль Ст. воспитатель, муз. руководитель, воспитатели дошкольных групп, дети, родители.

Ожидаемые результаты:

Для педагога:

— освоение проектного метода;

— повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;

— повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.

Для детей:

— умение различать изделия разных народных промыслов;

— знание и умение составлять, рисовать бурятские национальные орнаменты, разбираться в их символике;

— знание и умение играть в бурятские народные игры;

— знание бурятских былинных героев, умение сопереживать им;

— иметь представления об истории своего края, посёлка, семьи;

— умение работать в группе, навыки коммуникативного общения.

Для родителей:

— партнерские отношения родителей и педагогов, родителей и детей в совместной организации жизни группы.

Для педагогов ДОУ:

— возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми.

Перспектива дальнейшего развития проекта :

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут. Дети успешно овладели системой знаний и практическими умениями. Появилось уважительное отношение к коренным жителям края, где они живут, их истории, культуре, что составляет основу национального самосознания дошкольников. Работа в данном направлении будет продолжена.

Публикации по теме:

«Цагаалган — праздник Белого Месяца». Конспект интегрированного занятия в средней группе «Цагаалган — праздник Белого Месяца». Конспект интегрированного занятия в средней группе «Звездочки» Цель: Приобщение детей к самобытной.

Конспект занятия «Готовимся к празднику Белого месяца — Сагаалгану» Цели: приобщение детей к истокам бурятской самобытной культуре Знакомить детей с национальным праздником Сагаалган, формировать представление.

Конспект НОД по сенсорике в первой младшей группе «Повторение белого цвета. Знакомство с геометрической фигурой-квадрат» Конспект НОД по сенсорике, в 1 младшей группе. Тема: "Повторение белого цвета, знакомство с геометрической фигурой - квадрат". Цель: Продолжать.

Мастер-класс. Изготовление подарков к празднику Белого месяца СагаалганМастер-класс. Изготовление подарков к празднику Белого месяца Сагаалган В Бурятии новый год встречают не только 31 декабря, так же мы празднуем Новый год по лунному календарю. Сагаалган- это Белый Месяц, Новый.

Мастер-класс по изготовлению поделки к празднику Белого месяцаМастер-класс по изготовлению поделки к празднику Белого месяца Название работы: "Здравствуй,Белый месяц. " Праздник Новый год в Бурятии - Сагаалган, Белый Месяц Сагаалганаар, Сагаан hараар! Описание работы:.

Мастер-класс «Тайна белого лоскутка»Мастер-класс «Тайна белого лоскутка» Сегодня я хочу поделиться методом куклотерапии «Тайна белого лоскутка». Идея использовать данный метод пришла ко мне недавно – я решила.

Конспект интегрированного занятия «Цагаалган-праздник Белого Месяца» «Цагаалган — праздник Белого Месяца». Конспект интегрированного занятия в средней группе «Звездочки» Цель: Приобщение детей к самобытной.

Сценарий конкурсно-игровой программы «В гостях у Белого Месяца» Сценарий конкурсно- игровой программы «В гостях у Белого Месяца» для детей младшей группы. До начало конкурсно- игровой программы звучат.

Конспект занятия «Знакомство с народным праздником Кузьминки» (начальные классы) Цель: познакомить с традиционным народным праздником Кузьминки. Задачи: • прививать любовь к традиционным русским народным праздникам; •.

Конспект занятия «Знакомство с праздником «Рождество Христово» Знакомство с праздником Рождество Христово. Цель: познакомить детей с праздником Рождества Христова. Предварительная работа: - история праздника.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Знакомство с праздником Белого месяца»
Опубликовано: 28 февраля 2016 в 19:17
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД