Получи документы

Проект «Знатоки математики»

Дарья Дёмина
Проект «Знатоки математики»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проект «Знатоки математики» разработан на основе авторской программы Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки», содержание которой соответствует области «Познавательное развитие» ФГОС ДО.

Новизна проекта :

1. соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;

Публикация «Проект „Знатоки математики“» размещена в разделах

2. сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

3. соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале);

4. обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации, в которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей;

5. строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

6. основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

7. предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

8. обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Цель программы: всестороннее развитие ребёнка - развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных творческих сил, качеств личности.

Задачи программы:

1. формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;

2. развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления);

3. формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

4. увеличение объёма внимания и памяти;

5. развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения;

6. воспитание интереса к математике и процессу обучения в целом.

Проект «Знатоки математики» — развивающий, поскольку в процессе его реализации у ребенка формируются математические способности :

1. к обобщению математического материала;

2. оперированию числовой и знаковой символикой;

3. абстрагированию от конкретных количественных отношений;

4. сокращению процесса математических рассуждений;

5. обратимости мыслительных процессов;

6. последовательному, логическому рассуждению, связанному с потребностью в доказательствах, обоснованиях, выводах.

Предпосылки к универсальным учебным действиям (УУД) с учетом предметного содержания:

личностные — умение соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

регулятивные — обеспечивающие организацию каждым ребенком своего рабочего места, понимание учебной задачи, ее самостоятельное решение, а также у детей формируются навыки самоконтроля и самооценки;

познавательные — в свою очередь делятся на общеучебные — ребенок учится произвольно строить высказывания и самостоятельно выбирает эффективный способ выполнения задания;

логические:

1. анализ и синтез объектов с целью выделения математических признаков (количества, формы, времени, пространства, величины,

2. установление причинно-следственных связей,

3. построение логической цепи рассуждений,

4. знаково-символическое моделирование;

коммуникативные — дети учатся вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебно-игровых задач, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно с ними сотрудничать.

При формировании предпосылок универсальных учебных действий используются следующие элементы современного образования:

1. разрешение проблемных ситуаций;

2. побуждение к самостоятельному поиску ответа на поставленную учебно-игровую задачу;

3. обращение за помощью к сказочным героям.

Основное назначение проекта :

формирование математических представлений в каждой возрастной группе детей;

предоставить детям для самостоятельного выполнения систему увлекательных игр и упражнений с числами, цифрами, математическим знаками, геометрическими фигурами и т. д. ;

способствовать формированию предпосылок универсальных учебных действий, которые включают понимание учебной задачи, ее самостоятельное решение, самоконтроль и самооценку;

развивать математические способности; подготовить к следующему этапу обучения.

Участники программы - дети 5 - 7 лет.

Срок реализации программы - 2 года.

Срок обучения – 9 месяцев с сентября по май (36 часов в год из расчёта 1 занятие в неделю).

Режим занятий – 1 раз в неделю (5 - 6 лет – 25 минут, 6 - 7 лет – 30 минут).

Основные применяемые технологии:

1. Элементы системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова;

2. Здоровьесберегающие технологии;

3. Информационно-коммуникационные технологии;

4. Личностно-ориентированное обучение;

5. Игровые технологии.

Методы обучения: наглядный, словесный, работа с книгой, практический.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

Результаты освоения программы проекта представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования в области познавательного развития:

1. Ребёнок обладает развитым воображением;

2. у ребёнка развита крупная и мелкая моторика;

3. ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

4. ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать;

5. ребёнок обладает элементарными представлениями из области математики;

6. ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного дополнительного образования.

Контроль за освоением программы проекта проводится в конце учебного года в каждой возрастной группе. С этой целью используется тетрадь «Диагностика математических способностей детей 5-7 лет» Е. В. Колесниковой. Анализ выполнения заданий позволяет определить степень усвоения Программы каждым ребё нком по следующим разделам:

1. Количество и счёт.

2. Геометрические фигуры.

3. Величина.

4. Ориентировка во времени и пространстве.

5. Логические задачи.

Планируемые результаты:

1-ый год обучения

К концу учебного года ребенок должен:

1. считать по образцу и названному числу в пределах 10;

2. понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;

3. писать цифры от 1 до 10;

4. пользоваться математическими знаками : +, -, =,, ;

5. записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;

6. соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

7. различать количественный и порядковый счет в пределах 10;

8. составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;

9. понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;

10. знать геометрические фигуры;

11. рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;

12. выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;

13. располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;

14. делить предмет на 2—4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

15. называть последовательно дни недели, месяцы;

16. ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;

17. определять положение предметов по отношению к другому лицу;

18. решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

19. понимать задание и выполнять его самостоятельно;

20. проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

2-ой год обучения

К концу учебного года ребенок должен:

1. знать числа второго десятка и записывать их;

2. понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета; использовать и писать математические знаки +, -, =,, ;

3. решать арифметические задачи и записывать решение;

4. сравнивать группы одно- и разнородных предметов по количеству;

5. устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

6. дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;

7. различать и называть ромб, пятиугольник, шестиугольник;

8. рисовать символические изображения предметов в тетради в клетку;

9. преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (путем складывания, разрезания);

10. раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;

11. измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерения;

12. изображать отрезки заданной длины с помощью линейки;

13. определять время с точностью до получаса;

14. ориентироваться на листе бумаги;

15. определять положение предмета по отношению к другому;

16. решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

17. понимать задание и выполнять его самостоятельно;

18. проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;

19. самостоятельно формулировать учебные задачи

Формы подведения итогов освоения программы

Открытые мероприятия для родителей, педагогов, конкурс чтецов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРОЕКТУ

«ЗНАТОКИ МАТЕМАТИКИ»

1-ый год обучения

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

Закрепить представление о числах и цифрах до 5.

Дать представление о цифрах от 6 до 9 и числе 10 на основе сравнения двух множеств.

Продолжать учить:

1. считать по образцу и названному числу;

2. понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.

Учить:

1. воспроизводить количество движений по названному числу;

2. писать цифры от 1 до 9 и число 10;

3. отгадывать математические загадки;

4. записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр;

5. составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале;

6. из неравенства делать равенство;

7. различать количественный и порядковый счет в пределах 10;

8. устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

9. решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

Познакомить:

1. со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых упоминаются числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года);

2. математическими знаками +,-, =,, .

ВЕЛИЧИНА

Учить:

1. располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, употреблять сравнения (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький; широкий, уже, еще уже, самый узкий; высокий, ниже, еще ниже, самый низкий);

2. делить предмет на 2, 4 и более частей;

3. понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Развивать: глазомер.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Закрепить:

1. знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

2. умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.

Познакомить:

1. с геометрической фигурой — трапецией;

2. тетрадью в клетку.

Учить:

1. преобразовывать фигуры (путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек);

2. рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;

3. выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, символические изображения предметов (домик, лодка, елочка).

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Закрепить и углубить: временные представления о частях суток, временах года.

Учить:

1. называть последовательно дни недели;

2. определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра.

Познакомить с названиями месяцев.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Закрепить: умение ориентироваться на листе бумаги.

Учить:

1. обозначать словами положение предмета по отношению к себе, другому лицу;

2. ориентироваться в тетради в клетку.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Продолжать учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

2-ой год обучения

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

Закрепить:

1. умение писать цифры от 1 до 9 и число 10;

2. представления о цифрах от 0 до 9 и числе 10 на основе сравнения двух множеств;

3. умение делать из неравенства равенство.

Продолжать учить:

4. считать по образцу и названному числу в пределах 10;

5. понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направлений счета;

6. сравнивать группы разнородных предметов;

7. отгадывать математические загадки;

8. записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр, чисел;

9. правильно использовать и писать математические знаки +, -, =,, ;

10. сравнивать количество предметов и записывать соотношения при помощи знаков и цифр;

11. устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

12. решать арифметические задачи, примеры на сложение и вычитание;

13. решать логические задачи.

Учить:

14. считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

15. определять место того или иного числа в ряду (10—20) по его отношению к предыдущему и последующему числам;

16. различать количественный и порядковый счет в пределах 10;

17. различать количественный и порядковый счет в пределах 20, правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?

18. воспроизводить количество движений по названному числу.

Продолжать знакомить:

1. с составом числа из двух меньших (до 10);

2. стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых присутствуют числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года).

Познакомить:

1. с числами от 11 до 20 и новой счетной единицей — десятком;

2. числами второго десятка и их записью.

ВЕЛИЧИНА

Продолжать учить:

1. раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, употреблять сравнения (большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, высокий, ниже, еще ниже, самый низкий);

2. делить предмет на 2, 4, 6, 8 и более частей и понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Учить:

1. измерять линейкой, определять результаты измерения в сантиметрах;

2. изображать отрезки заданной длины с помощью линейки.

Развивать глазомер.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Закрепить:

1. знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция);

2. умение дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.

Продолжать учить:

1. рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку;

2. выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, трапецию);

3. преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания).

Учить:

1. классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине);

2. называть и показывать элементы геометрических фигур (вершины, стороны, углы).

Познакомить с геометрическими фигурами (ромб, пятиугольник, шестиугольник).

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Закрепить и углубить временные представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах.

Продолжать учить устанавливать различные временные отношения.

Познакомить с часами (стрелки, циферблат).

Учить определять время с точностью до получаса.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Закрепить:

1. умение ориентироваться на листе бумаги;

2. определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу (справа, слева, впереди, сзади).

Упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги.

Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Продолжать учить:

1. решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

2. устанавливать конкретные связи и зависимости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Колесникова Е. В. Программа «Математические ступеньки».- М. :Ювента, 2010. – 64 с.

Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет : методическое пособие. - М. :Ювента, 2013.- 96 с.

Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет : методическое пособие. - М. :Ювента, 2013.- 96 с.

Колесникова Е. В. Я считаю до десяти: математика для детей 5-6 лет. – М. : Ювента, 2013. – 64 с.

Колесникова Е. В. Я считаю до двадцати: математика для детей 6-7 лет. – М. : Ювента, 2013. – 64 с.

Колесникова Е. В. Тесты для детей 5 лет. – М. : Ювента, 2013. – 32 с.

Колесникова Е. В. Тесты для детей 6 лет. – М. : Ювента, 2013. – 32 с.

Колесникова Е. В. Я решаю арифметические задачи: тетрадь для детей 5-7 лет. -М. : Ювента, 2013. – 32 с.

Колесникова Е. В. Математические прописи для детей 5-7 лет. М. : Ювента, 2013. – 32 с.

Колесникова Е. В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет. - М. : Ювента, 2013. – 32 с.

Колесникова Е. В. Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу по математике для детей 5-6 лет. – М. : Ювента, 2013. – 22 с.

Колесникова Е. В. Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу по математике для детей 6-7 лет. – М. : Ювента, 2013. – 22 с.

Публикации по теме:

Фотоотчёт районной викторины «Знатоки природы»Фотоотчёт районной викторины «Знатоки природы» .

Фотоотчёт викторины «Знатоки природы»Фотоотчёт викторины «Знатоки природы» Викторина "Знатоки природы" В нашем саду прошла Викторина"Знатоки природы"между подготовительных двух групп. Наша группа участвовала в.

Фотоотчет об игре «Знатоки сказок К. И. Чуковского»Фотоотчет об игре «Знатоки сказок К. И. Чуковского» Сегодня у нас прошла веселая игра "Знатоки сказок К. И. Чуковского", по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Игру решила провести с детьми.

Интеллектуальная игра «Знатоки Азова» В конце мая в нашем городе проходила неделя педагогического мастерства. В течение недели воспитатели детских садов делились друг с другом.

КВН «Знатоки зимующих птиц» «Знатоки зимующих птиц»КВН «Знатоки зимующих птиц» (Сценарий совместной игры для детей и родителей старшей группы) Автор: Родионова Ирина.

Неделя интеллектуальных игр «Знатоки математики»Неделя интеллектуальных игр «Знатоки математики» Цель: Создание условий для повышения качества математического образования детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Развитие познавательной.

НОД «Знатоки правил дорожного движения»НОД «Знатоки правил дорожного движения» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе совместной продуктивной деятельности детей «Знатоки правил дорожного движения» Обобщить.

Стенгазета «Юные знатоки»Стенгазета «Юные знатоки» Оформление стенгазет, интересный, познавательный, развивающий момент в жизни любой группы. В своей группе для родителей я выпускаю ежемесячную.

Экологическая викторина «Знатоки природы» Образовательная область: познавательное и речевое развитие. Возрастная группа: старшая Тема: «Знатоки природы» Цель: формирование экологической.

Фотоотчет об интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» по изобразительному искусствуФотоотчет об интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» по изобразительному искусству Добрый всем вечер) Недавно в нашем замечательном детском саду " Рябинка" № 10 в старшей группе " Сударушка" проводилась игра " Что, где.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Знатоки математики»
Опубликовано: 23 ноября 2020 в 14:29
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД