Лучший педагог года

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника: задачи, направления, принципы

Моденова Галина Николаевна
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника: задачи, направления, принципы

Проектирование индивидуального

образовательного маршрута дошкольника

Задачи по социально-личностному развитию ребенка:

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социально-го развития ребенка.

• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка.

Публикация «Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника: задачи, направления, принципы» размещена в разделах

Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника.

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к се-бе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).

Индивидуально-образовательный маршрут определяется :

- государственным заказом;

- потребностями и запросами родителей;

- индивидуальными функциональными возможностями и уровнем разви-тия воспитанников;

- возможностями ДОУ.

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются :

- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

- для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления :

• развитие общей и мелкой моторики;

• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной, к которой от-носятся - лепки, аппликации, рисования и другие виды продуктивной деятельности;

• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);

• формирование представлений о пространстве, времени.

Образовательный маршрут включает основные направления :

- организация движения (развитие общей и мелкой моторики);

- развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);

- формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);

- развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

- формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);

- формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

Методы, используемые в работе:

- беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

- игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций).

• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памя-ти, внимания, восприятия, мышления, воображения);

• Приемы арт-терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);

• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.).

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на сле-дующие принципы :

- принцип опоры на обучаемость ребенка;

- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;

- принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет "на стороне ребенка". Воспитатели должны объективно относиться к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!

- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);

- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное со-провождение на всех этапах помощи в решении проблемы;

- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагности-ческом обследовании уровня развития ребенка;

- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая се-бя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

На основе анализа изученной нами литературы были выделены не-сколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута :

1. Этап наблюдения.

2. Диагностический этап (мониторинг).

3. Этап конструирования.

4. Этап реализации.

5. Этап итоговой диагностики (мониторинга).

Остановимся подробнее на каждом этапе

Первый этап: наблюдения (включает в себя адаптационный период с сентября по октябрь).

Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица групп «Вы-явленные трудности дошкольников и их причины».

Второй этап - диагностический (мониторинг) - первая неделя ноября.

Цель педагогического мониторинга — обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечно-го результата.

На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом-дефектологом и педагогом-психологом, специалистом по музыкальному развитию дошкольников. Мониторинг образовательного процесса – оценка степени ребенка в освоении основной образовательной программы. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Мониторинг основывается на анализе достижения детьми промежу-точных результатов по образовательным областям. Мониторинг детского раз-вития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

По результатам мониторинга планируется необходимая коррекционная работа на срок, определенный индивидуальными временными отрезками.

Третий этап конструирования ИОМ.

Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.

4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения! Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра, педагогу в реализации индивидуальных маршрутов можно использовать педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями зада-ния.

ИОМ разрабатывается для детей с проблемами в развитии и для детей, с опережающим развитием и представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способно-стями своего развития и способностями к учению.

На 5 этапе проводится завершающая диагностика (мониторинг).

(Вторая неделя апреля)

Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохрани-лась или не сохранилась, наметить дальнейшие методы работы).

По истечению определённого времени необходимо проводить корректи-ровку индивидуального образовательного маршрута, которая связана с измене-ниями результатов итогового мониторинга. Представленный ниже ИО маршрут позволяет нам специалистам выполнять требования Стандарта, а именно реали-зовывать индивидуальные потребности ребенка для оптимального развития его личностных качеств.

Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, по нашему мнению, должен характеризовать особенности его обучения и развития на про-тяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направ-ления, например, в первой младшей группе на все 5 лет дошкольного образования, поскольку сущность его построения, на наш взгляд, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

Предполагаемый результат:

• развитие социальной компетентности;

• развитие коммуникативных навыков;

• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);

• развитие чувства самоценности;

• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образователь-ных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам рав-ные стартовые возможности при поступлении в школу.

Публикации по теме:

Карта индивидуального образовательного маршрута Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника - ___, возраст___ Образовательные.

Карта индивидуального образовательного маршрута творческого развития ребенка 1. Общие данные о ребёнке Ф. И. О. ребенка. Дата рождения. Мать (ФИО, образование, место работы). Отец (ФИО, образование,.

Личностно ориентированный подход в проектировании индивидуального образовательного маршрута с детьми с ОВЗ .

Методическая разработка образовательного маршрута Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями в сети Интернет Тема:.

Пример написания индивидуально образовательного маршрута на ребенка Уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию пример написания ИОМ на ребенка с ОВЗ. Более подробно будет описано физическое развитие, так.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника На сегодняшний день российское образование может опираться на принцип индивидуализации. В практике, процесс обучения и воспитания в основном,.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута как путь реализации потенциальных возможностей дошкольника Пояснительная записка В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не.

Реализация индивидуального образовательного маршрута (старший дошкольный возраст) Сентябрь Направление работы: диагностика, мониторинг, анкетирование родителей, тестирова-ние, анамнез физического развития, нервно-психического.

Взаимодействие ДОУ с родителями: задачи, формы и принципы Взаимодействие ДОУ с родителями Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания является.

Журнал педагога для выстраивания работы с детьми группы и индивидуального маршрута развития ребенка. ЖУРНАЛ ПЕДАГОГА ДЛЯ ВЫСТРАИВАНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА. Журнал наблюдений детей от 3 до 8 лет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника: задачи, направления, принципы
Опубликовано: 2 декабря 2017 в 11:13
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД