Лучший педагог года

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

мария афонина
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

На сегодняшний день российское образование может опираться на принцип индивидуализации.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый из воспитанников может в полной мере реализовать свои возможности. Это ставит перед педа-гогами задачу по созданию оптимальных условий для реализации возмож-ностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации являет-ся составление и реализация индивидуального образовательного маршрута.

Публикация «Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника» размещена в разделах

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении.

Цель образовательного маршрута - создание условий, которые предполага-ют позитивную социализацию дошкольников, их социально-личностное развитие.

Задачи индивидуального образовательного маршрута :

- создать благоприятную атмосферу для социального развития ребенка;

- организовать единую систему работы администрации, педагогических со-трудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

- налаживать позитивное и доверительное общение между педагогом и ре-бенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, доби-ваться уважения и доверия воспитанника;

- создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;

- формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению ис-пользовать личное время).

Индивидуально-образовательный маршрут определяется :

- государственным заказом;

- потребностями и запросами родителей;

- индивидуальными возможностями и уровнем развития воспитанников;

- средствами и возможностями ДОУ.

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются :

- не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- для детей с ОВЗ, детей-инвалидов;

- для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Построение индивидуального образовательного маршрута обусловлено следующими факторами:

- выросло количество дошкольников, которые в связи с отклонениями в раз-витии и здоровье не могут обучаться по обычной системе;

- часть дошкольников не может в определенный период посещать детский сад из-за состояния здоровья или по иным причинам;

- появление педагогических систем, которые рассматрива-ют индивидуализацию обучения как основной педагогический инстру-мент «Талантливые дети», «Смотри на меня как на равного», «Другие мы» и другие;

- растут материальные и технические возможности обеспечения индивиду-ального образования.

Выделяются следующие принципы, при построении индивидуального обра-зовательного маршрута :

- принцип опоры на обучаемость ребенка;

- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

- принцип соблюдения интересов ребенка;

- принцип близкого взаимодействия и согласованности работы "команды" педагогов, в ходе изучения уровня развития воспитанника;

- принцип непрерывности;

- принцип отказа от усредненного нормирования;

- принцип опоры на детскую субкультуру.

По мимо принципов, образовательный маршрут включает в себя следующие направления:

- развитие у детей общей и мелкой моторики;

- развитие коммуникативно-социальных навыков;

- развитие духовно-нравственных ценностей;

- формирование деятельности воспитанника (манипуляторной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой) к которой относятся - лепка, аппликации, разные техники рисования, дидактические игры);

- развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

- формирование представлений об окружающем мире;

- формирование пространственных представлений.

Также в работе используются методы обучения:

Беседы, игры, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами; упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер; игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения); приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия); релаксационные психогимнастические упражне-ния (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног).

Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута :

1 этап. Наблюдение и диагностики.

Цель - выявление дошкольников, испытывающих трудности в каких-либо видах деятельности.

Определение причин трудностей у ребенка.

2 этап. Конструирование образовательного маршрута.

Цель - построение индивидуальных образовательных маршрутов для до-школьников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.

3 этап. Реализация.

Организация совместной деятельности педагога с воспитанниками. Создание условий для индивидуальной и самостоятельной деятельности ребенка.

4 этап. Итоговая диагностика.

Проводится завершающая диагностика.

Цель - выявить результаты действия образовательного маршрута.

Все этапы педагогического обследования отражаются в индивидуальной карте развития.

Считаю важным, что данный раздел должен быть отражен в программе, для того чтобы педагог мог вести наблюдение за деятельностью детей в процессе освоения программы с целью определения, отвечают ли созданные условия потребностям воспитанников и своевременно вносить изменение в содержа-ние программы, для того чтобы обучение подходило детям. Результаты наблюдения за детьми представлены в таблице №1.

Таблица №1.

Деятельность детей

ФИО Группа Деятельность детей

Игровая Коммуни-кативная Познава-тельная Тру-довая Изоб-рази-тельная

Иванов И. И. Старшая группа ++ + + + ++

Петров П. П. Подгото-витель-ная группа + + +

Заполнение таблицы позволит педагогу получать информацию о том, какие виды деятельности и центры активности наиболее привлекательны для детей. Кроме того, полученная информация о наиболее востребованных видах деятельности в центрах активности дает повод для дальнейших педагогиче-ских действий. Например, продуктивную деятельность детей можно напол-нить такими материалами и действиями, которые будут стимулировать раз-витие детей в других направлениях, например:

- знакомство с окружающим миром (подбор иллюстраций, копирование картинок);

- развитие речи (использование картинок для развития речи);

- развитие игровых умений.

Из результатов индивидуальной карты развития педагоги могут выделить как наиболее сильные стороны ребенка, так и проблемные стороны. На осно-ве выделенных сильных или проблемных сторон в развитии формулиру-ют индивидуальные цели.

Карта развития позволяет педагогу вовремя фиксировать результат наблю-дений за детьми в процессе образовательной деятельности. Также педагог интерпретирует данные и использует эти результаты в дальнейшем при про-ектировании образовательного процесса. Использование индивидуальных карт развития позволяет отмечать динамику в развитии и сопоставлять ре-зультаты каждого ребенка с группой.

Работа по индивидуальному маршруту представлена в таблице №2.

Таблица №2.

ФИО, группа Первичная диагности-ка Содержа-ние Использу-емые тех-ники, ме-тодики Ожидае-мые ре-зультаты Приме-чания

Петров Иван, слабо развита крупная моторика (способность владеть своим телом в пространстве). Необходимо развивать двигательную активность, совершенствовать координацию движений; упражняться в ходьбе по ограни-ченной поверхности; игры с мячом технологии Л. Д. Глазыриной; выполнять упражнение на равновесие; рекомендации инструктора; наблюдение за ре-бенком во время двигательной образовательной деятельности.

Выводы.

Рекомендации.

Диагностика индивидуальных особенностей детей.

1. Беседа и анкетирование родителей

Знания родителей активно используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы – установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества.

2. Диагностика развития ребенка:

Диагностика ребенка проводится специалистами детского сада. Каждый специалист обращает внимание на свою область.

3. Наблюдение за поведением в группе:

На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в ДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ребенком в разных ситуаци-ях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, осо-бенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов.

Методы и технологии, используемые в соответствии с трудностями и воз-растными особенностями.

- беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы;

- приемы арт – терапии;

- игры, упражнения и тренинги;

- релаксационные психогимнастические упражнения;

- занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов.

Контрольная часть.

Проводится завершающая диагностика.

Цель - выявить результаты действия маршрута.

Отчетность по истечении срока планирования индивидуальной работы. Вы-воды и дальнейшие рекомендации в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка.

Публикации по теме:

Библиотека в группе как центр разработки собственного развивающего маршрута ребенкаБиблиотека в группе как центр разработки собственного развивающего маршрута ребенка Актуальность. Развитие Российского общества в ближайшие десятилетия во многом зависит от качества образования. Уровень социальной адаптации,.

Карта индивидуального образовательного маршрута по развитию профессиональной компетентности воспитателя Личная карточка 1. Рябова Татьяна Александровна 2. 6 октября 1986г. 3. Воспитатель 4. «Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой.

Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника (для детей 3–4 лет) .

Проектирование деятельности по самообслуживанию и элементарному бытовому труду Возрастная группа - подготовительная к школе Образовательная деятельность в режимных моментах утро Тема: Полив фиалок. Форма работы: поручение.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольников в условиях ДОУ «Проектирование индивидуального образовательного маршрута». Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Кудинова Наталья.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута в ДОУ .

Проектирование непосредственно образовательной деятельности в ДОУ Проектирование непосредственно образовательной деятельности в ДОУ. Проектирование занятия – творческий процесс. Именно поэтому он требует.

Проектирование воспитательно-образовательного процесса в средней группе по теме недели «Осень. Сезонные изменения» Проектирование воспитательно-образовательного процесса Тема недели: "Осень" (сезонные изменения) Месяц СЕНТЯБРЬ период с 26.09 по 30.09.

Разработка сценария образовательного маршрута «Экскурсии на Ясеневские пруды с детьми средней группы» Цель экскурсии: Сформировать интерес у детей с родителями к совместной прогулке на пруды. Задачи экскурсии: Расширять.

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Музыка как средство развития речи дошкольника» Семинар-практикум для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Музыка как средство развития речи дошкольника» Подготовила: Третяк.

Автор публикации:
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника
Опубликовано: 10 апреля 2017 в 15:09
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД