Лучший педагог года

Проектирование развивающей среды в ДОУ.

светлана беззубенко
Проектирование развивающей среды в ДОУ.

Проектирование развивающей среды в ДОУ.

«Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее».

В. А. Сухомлинский.

Проблема проектирования основной общеобразовательной программы коррекционно-развивающей среды в дошкольном образовании, стала очень актуальной. Одной из основных задач дошкольного учреждения (специального) является овладение детьми связной, грамматически правильной речи и навыками речевого общения, что формирует готовность выйти из стен учреждения полноценной личностью, готовой действовать в любой сфере общественно-социальной среды нашего общества. Поэтому коррекционно-развивающий и воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждениях опирается на основные линии развития ребенка-дошкольника : физическое воспитание и укрепление здоровья, развитие ведущих видов детской деятельности, познавательное развитие (в том числе и речевое, художественно-эстетическое развитие, социально-нравственное и личностное развитие. Следует отметить, что коррекционно-развивающие задачи решаются на каждом образовательном занятии, так и на специальных занятиях ( таких как: логоритмика, логопедические занятия, индивидуальные занятия логопеда или психолога). Кроме того, решение коррекционно-развивающих задач планируются и реализуются в свободной или социально спроектированной деятельности, а также в режимных моментах. Одним из эффективных методов взаимодействия является проектирование. Проектирование начинается с проблемно-ориентированного анализа, который дает представление о качестве осуществляемой образовательной деятельности на основе оценки ее результатов.

Публикация «Проектирование развивающей среды в ДОУ,» размещена в разделах

Принципы проектирования :

1. Соблюдение интересов ребенка.

2. Системность.

3. Непрерывность.

4. Вариативность.

5. Рекомендательный характер оказания помощи.

6. Принцип интегрированности в общую образовательную среду.

7. Принцип взаимодействия с социальными партнерами.

8. Принцип создания ситуации успеха.

Сегодня очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья, не только усвоили предметные знания, умения и навыки, но и могли успешно реализовать себя в современном мире. Для того, чтобы приблизить ребенка с отклонениями в развитии к жизни, нужно выстроить такую коррекционно- развивающую среду, которая бы служила ему «переходным мостиком», вспомогательным средством приобретения необходимых социально-адаптированных знаний, умений и навыков. Именно коррекционно-развивающая среда в дошкольном учреждении является важным реабилитационным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии. Педагоги должны обратить внимание на эстетическое оформление помещений и дидактических пособий. Оборудование и оснащение коррекционно-развивающей среды в дошкольных учреждениях не может быть случайным, так как содержательная сторона коррекционно-развивающей среды насыщена специфическими средствами и способами введения ребенка в социум. Создание коррекционно-развивающей среды не новое явление в коррекционной педагогике. Многое устоявшееся вошло в жизнь и имеет право на существование. Однако в современных условиях в нашу жизнь вошло значительно больше дидактических средств, расширилось игровое поле. Современные игрушки из новых материалов, с новыми функциональными свойствами отображают современный образ жизни и быт, который к сожалению в России не получил должностного распространения. Игрушки и игровой материал дороги и недоступны для каждой семьи. Вот почему в задачу в дошкольных учреждений входит ознакомление детей с ними в условиях общественного воспитания. И составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка является одним их важных направлений в работе педагогов. Особое внимание при разработке программы следует обратить на индивидуальные особенности детей. Одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе реализации программы коррекционной работы используются рабочие программы по учебным предметам, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности воспитателя, учителя-логопеда, психолога, социального педагога. Такое взаимодействие специалистов обеспечивает:

1. Комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи;

2. Многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка.

В структуру коррекционно-развивающего процесса в детском саду входят следующие блоки:

1. Диагностический

2. Физкультурно-оздоровительный

3. Воспитательно-образовательный

4. Коррекционно-развивающий

5. Социально-педагогический

Цель создания программы: создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Задачи:

Своевременное выявление детей с трудностями в обучении;

Разработка и реализация индивидуальных учебных планов;

Оказание в сотрудничестве с учреждениями здравоохранения консультативной и методической помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья;

Осуществление мониторинга успешности освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы.

Основными направлениями коррекционно-развивающей среды в дошкольном учреждении являются:

1 Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности детей.

2 Аналитическая работа.

3 Организационная работа.

4 Консультативная работа со специалистами, детьми и родителями.

5 Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия)

6 Индивидуальные и групповые занятия с детьми.

Эффективность реализации этих направлений определяется во многом аналитико-диагностической и контрольно-оценочной составляющими педагогического процесса и пронизывают все направления педагогической деятельности с детьми.

Опыт работы с детьми, в своей возрастной группе, показывает, что при взаимодействии педагогов и специалистов, проектная деятельность дает лучшие результаты в воспитании детей. Большую роль здесь играет совместное времяпровождение детей и родителей. Благодаря их участию, у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, наблюдается значительное продвижение в развитии. На базе группы были проведены совместные формы работы: викторины, КВН, спортивные праздники и т. д.

В результате проектирования, дети в нашей группе стали более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым.

Публикации по теме:

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Положение о конкурсе «Дизайн-проект: предметно-развивающая среда группы» Утверждаю ___/Н. В. Безверхая/ (заведующая) Приказ №___ от «___2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Дизайн – проект:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование развивающей среды в ДОУ.
Опубликовано: 25 февраля 2013 в 08:37
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД