Проектирование развивающей среды для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Елена Перевалова
Проектирование развивающей среды для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Проектирование развивающей среды для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

[/

Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск.

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельное" экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства "островки" познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, "вплетаясь" в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Детям просто необходимо предоставить возможность в приобретении знаний самостоятельно. Так как детское экспериментирование является ведущим средством развития познавательной активности.

Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.

В связи с важностью деятельностного подхода к развитию личности ребенка в ДОУ создается предметно-развивающая среда, которая строится на принципах доступности, новизны и с учетом личностно-ориентированной модели взаимодействия. Это уголки экспериментирования, где детям предоставляется свобода выбора для исследовательской деятельности.

Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности.

Объект изучения: процесс организации познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет изучения: педагогические условия организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей будет успешнее, если в группе будет создана предметно-развивающая среда.

Цель исследования: изучить особенности организации предметно-развивающей среды.

Задачи исследования:

1. Проанализировать значение детского экспериментирования как средство развития познавательной активности

2. Изучить проблему организации развивающей среды для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности в истории педагогики.

3. Сформировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

4. Психолого-педагогические условия для развития детского экспери-ментирования.

5. Рассмотреть этапы и особенности проведения методики проведения познавательно-исследовательской деятельности.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялся метод анализа психолого-педагогической и методической литературы.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл» - отмечал педагог К. Е. Тимирязев.

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окру-жающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Проблема организации развивающей среды для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности в истории педагогики. В последнее время к проблеме формирования предметно-развивающей среды обращаются многие авторы, раскрывающие её многообразие, системный характер, особенности и специфику, дидактические функции, культурологическую роль. Но так не сложилась целостная концепция развития познавательной активности дошкольников в экспериментировании, раскрывающая сущность исследовательской активности, ее структуру и педагогические основы, обеспечивающие динамику ее становления в образовательном процессе современного дошкольного учреждения. Данный факт ощутимо затрудняет реализацию возрастного потенциала исследовательской активности дошкольника.

и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

Для того чтобы правильно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит её организа-ция. Наукоёмкие проекты организации развивающей среды разработаны под руководством В. А. Петровского, С. Л. Новоселовой и др. В данных проектах дается психолого-педагогическое обоснование необходимости организации развивающей среды и рассматриваются её основные принципы.

Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развиваю-щий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда-это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда — это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.

В связи с важностью деятельностного подхода к развитию личности ребен-ка в ДОУ создается предметно-развивающая среда, которая строится на принципах доступности, новизны и с учетом личностно-ориентированной модели взаимодействия. Это уголки экспериментирования, где детям предоставляется свобода выбора для исследовательской деятельности.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности оборудуется и оснащается «Детская лаборатория», где проводятся контрольно-диагностические занятия.

Таким образом, необходимо выделить, что систематизация работы по дет-скому экспериментированию способствует росту интереса детей к экспери-ментальной деятельности, а также отмечается положительная динамика познавательной активности и любознательности детей всех возрастных групп.

Воспитание и развитие происходит эффективнее, если для этого созданы определенные условия в детском саду. Предметно-развивающая среда создается, чтобы обеспечить полноценное физическое, познавательное и социальное развитие ребенка.

Развивающая среда – это комфортность и безопасность обстановки, обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности, обеспечение возможностей для исследования, обеспечение возможности укрепления физического и психического здоровья детей.

Публикации по теме:

Пусть будет дом зеленым Образование и воспитание дошкольников в области окружающей среды и взаимодействия с ней является одним из приоритетных направлений работы.

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство формирования у ребенка познавательных способностей ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У РЕБЁНКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Горбунова О. А., воспитатель.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Транспорт
  • Транспорт
Автор публикации:
Проектирование развивающей среды для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 декабря 2013 в 17:27
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...