Лучший педагог года

Проектирование мини-музея «Чудо — дерево»

Наталья Лидер
Проектирование мини-музея «Чудо — дерево»

Проектирование мини – музея «Чудо – дерево».

1. Значение мини – музея в ДОУ.

Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.

Ф. Дзери

Уже в 20- годы XX столетия А. В. Бакушинский, С. Т. Шацкий, Ф. И. Шмит и другие доказывали необходимость приобщения к музейной культуре детей дошкольного возраста. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, истории, способствует развитию у детей исследовательской, созидательной познавательной деятельности.

Публикация «Проектирование мини-музея „Чудо — дерево“» размещена в разделах

Возникла идея внедрения в образовательно-воспитательный процесс средств музееведения и музейной педагогики, создания в ДОУ музейно-образовательного пространства, центром которого станет мини-музей в детском саду.

Одной из основных задач работы педагогического коллектива нашего ДОУ- воспитание культурного, творческого гражданина, способность воспринимать, ценить, воплощать в своей жизни и жизни социума принципа добра и красоты.

При создании мини-музея важно было донести и до родителей, что назначение создаваемого нами мини-музея – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Объяснить, что с точки зрения музейной педагогики, помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка.

Концепция музейной педагогики нашего ДОУ созвучна с высказыванием ведущего сотрудника Музея истории Лондона С. Фокса: «музей располагает тем, что выше всякой конкуренции,- истинными ценностями. Только разумное сочетание традиций и инноваций ведет к прогрессу».

Организуя работу по привлечению семьи к созданию музея в наем детском саду и внедрению в воспитательно-образовательный процесс музейной педагогики, мы опирались на следующие принципы:

- партнерство родителей и педагогов;

- единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;

- помощь, уважение и доверие со стороны родителей;

- наличие определенных специальных знаний у педагогов и родителей по данной проблеме;

- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и детского сада, его промежуточных и конечных результатов.

Совместный с мамой и папой, воспитателями подбор экспонатов, изготовление их своими руками, оформление экспозиций способствует стимулированию познавательной активности детей, сближает родителей и детей, учит их взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.

Сегодня можно утверждать с достаточной уверенностью, что прежде чем начать знакомство ребенка с музеями, необходимо провести серьезную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений ребенка, формирование навыков музейного поведения. Хорошим подспорьем в этой работе стали разработанные нами для родителей рекомендации по посещению с детьми музеев и выставок.

В литературе есть упоминания о довольно раннем приобщении ребенка к музейной культуре. В книге «Поверь в свое дитя» С. Лупан пишет, что ее собственные дети начинали посещать художественные музеи и выставки в возрасте 1,5- 2 лет. При этом С. Лупан подчеркивает, посещение музея или вернисажа требует предварительной подготовки и не может носить спонтанного характера.

Исходя из этого, мы предлагаем родителям участвовать в предварительной подготовке детей к посещению музея: с учетом возможностей своего ребенка побеседовать о предстоящей экскурсии, почитать книжку, посмотреть картинки по данной тематике, вспомнить правила поведения в музее.

Мини – музей нашего ДОУ располагает постоянными и сменными экспозициями. Многочисленные экспонаты очень красочны и всегда вызывают живой интерес у детей.

Однако мы постоянно объясняем родителям, что формы работы с детьми в музее не должны быть статичными, их необходимо постоянно менять и оживлять пополнением новых экспонатов в целях поддерживания интереса детей и улучшения имиджа музея. Поэтому родители стали откликаться на предложение пополнять мини- музей старинными предметами домашней утвари, старинными детскими игрушками и т. д.

В течении учебного года в нашем музее мы проводим тематические занятия для детей с приглашением родителей, занятия- посиделки, совместно с родителями тематические экскурсии и т. д. Это создает благоприятную среду для дальнейшего творческого сотрудничества педагогов, родителей и детей, их активность, инициативу.

Значимость мини-музея достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и картины, знакомятся с материалами из «семейного архива», подлинными предметами и вещами, слушают рассказы, песни, но и сами читают стихи, рассказывают истории, задают вопросы, размышляют, беседуют.

Все это, а так же выработанные определенные правила общения и поведения в музее, зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения к истории своей семьи, страны. Мини- музей в детском саду – первая ступенька приобщения ребенка к музейной педагогики, к выходу в большой мир музеев, которыми богата наша страна.

В подготовительной группе был организован мини – музей «Чудо- дерево».

Задачи:

- сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей;

- расширить представления о содержании музейной культуры;

- создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;

- формировать в ребенке общечеловеческие нравственные качества личности.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

- учета возрастных особенностей дошкольников;

- опоры на интересы ребенка;

- осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

- наглядности;

- последовательности;

- сотрудничества и взаимоуважения.

Сотрудничество с родителями и их активная роль в этом процессе позволили нам разнообразить мини – музей, расширить интересы детей, объединить одной идеей творчества в создании прекрасного вокруг детей.

Экспонаты в мини – музее были доступны непосредственному восприятию детей. У детей формировалась способность любоваться, наслаждаться экспонатами. Срок экспозиции не ограничивался одним днем, и дети могли самостоятельно познакомиться с понравившимися экспонатами и пригласить детей из других групп.

На занятиях по закреплению впечатлений от увиденного дети выражали свое эмоциональное отношение: рисовали, лепили, делал поделки.

2. Организация мини – музея в ДОУ

Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. К разработке и пополнению содержания мини – музея в группе привлекали родителей. А сами дошкольники чувствуют свою причастность к мини – музею : они участвуют в обсуждении, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя. А вот в мини – музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять. Переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Для расположения мини - музея использовали небольшой угол в групповой комнате, приемную. Все экспонаты располагаются на полках, стеллажах.

Содержание, оформление и назначение мини – музея обязательно отражает специфику возраста детей данной группы. Мини – музей постоянно пополняется новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с родителя ми.

Всю работу можно разделить на два этапа:

1. Подготовительный этап

В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини – музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения. Мини – музеи получались разными и по оформлению, и по содержанию.

2. Практический этап

Взрослые и дети создавали мини – музеи в группах. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по всему музею, причем сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своем мини – музее. Желающие становились экскурсаводами.

3. Описание мини- музея.

Расположение:

Занимает часть стены в групповой комнате, а так же расположение детских работ (рисунков) в раздевалке «Наше творчество».

Программа: Экологический проект «Наше дерево».

Содержание и экспонаты.

На стене в групповой комнате располагаются экспонаты, отражающие жизнь дерева в природе : объемная модель дерева, на которой показаны фотографии различных видов деревьев (вспоминаем и знакомимся с новыми видами деревьев, а так же модель дерева, где дети показывают изменение кроны дерева по временам года (осень - желтые листики, лето - зеленые).

Цели и задачи:

Знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе.

В мини – музее расположены предметы, отображающие жизнь дерева в природе : шишки, кора, изделия из дерева (шкатулки, доски, матрешки, домики, сделанные из веточек деревьев, листья и т. д.).

Ствол переносного дерева сделан из основы- трубы (бумага) и раскрашен в коричневый цвет, а так же искусственные ветки сделаны из бумаги и вставлены в отверстия основной трубы.

Часть стены оформлена в виде дерева, вырезанного из картона, где расположены фотографии деревьев, а часть экспонатов находятся на деревянных резных полках и стеллажах. Здесь можно познакомиться с тем, как человек использует деревья. На полочках размещены разнообразные деревянные предметы : игрушки (матрешки, звери, кубики, предметы быта, береста, деревянные фигурки, шкатулки, кухонные доски, корзинки с шишками, книги календари и деревьях, аппликации из сухих листьев. Здесь же расположены деревянный детский столик и стульчик-это экспонаты и место отдыха.

Часть музея размещена в раздевалке и занимает одну стену «Наше творчество». Здесь располагаются детские работы, связанные с данной темой «Чудо – дерево».

Наш музей предусматривает возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере поступления новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.

Как использовать:

Дети играют с шишками, деревянными игрушками, сидят на пеньках, рассматривают на них годичные кольца, изучают книги, вместе с родителями делают поделки из древесины, шишек, листьев и пополняют экспозицию. Сухие ветки используются в качестве календаря природы: весной дети вешают на них зеленые листья,осень желтые и т. д.

Заключение

Влияние предметно-развивающей среды на развитие детей достаточно велико. Ребенок имеет возможность самостоятельно заниматься любимым делом.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она объективно – через свое содержание и свойства – создаёт условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Современные образовательные программы, разработанные в контексте ФГТ, уделяют особое внимание организации развивающей среды и ее зонированию.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Список литературы

1. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112с.

2. Галкина, О. В. Инновационный подход к созданию предметно – развивающей среды [Текст] / О. В. Галкина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2012. – № 11. – С. 54 – 58.

3. Морозова, Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике [Текст] : учебное пособие / Л. Д. Морозова. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). (5).

4. Рыжкова, Н. А. Мини – музей в детском саду [Текст] : учебное пособие для педагогов и студентов вузов / Н. А. Рыжкова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова. – М. : Линка – Пресс, 2008. 256с., илл.

5. Предметно – развивающая среда детского сада в контексте с ФГТ[Текст] / под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128с. (Библиотека Воспитателя). (12).

Публикации по теме:

Фотоотчет из музея «Чудо Ложка»Фотоотчет из музея «Чудо Ложка» Ложка - это ложка, Ложкой суп едят. А для чего же еще она нужна и когда появились первые ложки наши гости - дети группы "Незабудка".

Мини-музей «Чудо-дерево»Мини-музей «Чудо-дерево» В январе в группе №4 «Звёздочки» работал мини-музей «Чудо-дерево». Вокруг нас очень много различных предметов из дерева. Это - мебель,.

Мини-музей «Чудо-дерево»Мини-музей «Чудо-дерево» Цель проекта: Ознакомление детей с различными видами лесов, деревьев, что даёт нам дерево, и что мы можем ему дать, как использовали.

Развивающая среда в ДОУ. Мини-музей «Чудо-дерево»Развивающая среда в ДОУ. Мини-музей «Чудо-дерево» Мини - музей "Чудо - дерево" ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ Наименование мини-музея: «Чудо-дерево» Профиль мини-музея: познавательный Цели: формирование.

Паспорт мини-музея «Куколка» ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕНаименование мини-музея: «Куколка»Профиль мини-музея: познавательный. Цель: Пробудить интерес детей к куклам разных времен.

Паспорт мини-музея «Чудо-дерево» (подготовительная группа) Паспорт мини-музея «Чудо-дерево». (подготовительная группа) ЧДОУ «Детский сад «СОВЕНОК» г. Ярославль Воспитатель: Заварзина Н. С. Паспортные.

Презентация в стихах мини-музея «Чудо-ложки»Презентация в стихах мини-музея «Чудо-ложки» .

Проект мини-музея «Значки» Актуальность: Происхождение слова "музей" пошло от греческого "храм музы". Музеи занимаются изучением истории, собиранием памятников культуры,.

Создание мини-музеяСоздание мини-музея Детки совместно с родителями дома изготовили макеты животных из различных материалов. Рассказ детей о том как и каких животных они сделали.

Конспект занятия с использованием дидактического пособия «Вот так дерево — чудо-дерево!» для воспитанников средней группыКонспект занятия с использованием дидактического пособия «Вот так дерево — чудо-дерево!» для воспитанников средней группы Презентация дидактического пособия «Вот так дерево – Чудо-дерево!». С участием воспитанников средней группы «Непоседы». Тема: Ожившая сказка:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование мини-музея «Чудо — дерево»
Опубликовано: 9 июня 2018 в 06:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД