Лучший педагог года

Проект мини-музея «Дедушкин чуланчик»

Галина Мерц
Проект мини-музея «Дедушкин чуланчик»

Проект : мини – музей «Дедушкин чуланчик»

Возраст детей 6 – 7 лет

Аннотация

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Проект мини-музея „Дедушкин чуланчик“» размещена в разделах

Все, что окружает нас с детства, вызывает глубокую привязанность. Повзрослев, человек вспоминает с глубокой теплотой и нежностью о родном доме, родном городе, родных и близких людях, о том, что мы зовем своей малой Родиной.

Основа для воспитания патриотических чувств и чувства гордости за свою малую родину у детей закладывается в дошкольном возрасте, но в семье

вопросами патриотического воспитания, краеведения в должном понимании этих слов практически не занимаются.

Из педагогической значимости работы в данном направлении возникла идея организации мини – музея народного быта «Дедушкин чуланчик».

Мини – музей «Дедушкин чуланчик» решает задачи социально – личностного и нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения.

Размещённые в мини-музее экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению детей с бытом и укладом жизни на Руси, с традициями русского народа, через живое прикосновение к культуре наших предков. Работа в музее формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, развивает у детей наглядно - действенное мышление.

Проблема

При чтении художественной литературы у детей возникают вопросы: Что такое русская печка? Зачем нужна в доме печка? Что такое хата, горница? Что такое коромысло, прялка, ступа, и зачем они?

Поэтому была поставлена задача - донести до сознания детей историю быта русского народа, устройства хаты, горницы, предназначение старинных предметов домашнего быта.

Участники проекта : Дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели, специалисты ДОУ.

Актуальность: Создание мини - музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано с тем, что мы живем в сельской местности, удаленной от культурных центров, где размещено большее количество музеев.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их называют «мини-музеями». Это название отражает и возраст детей, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини - музея — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.

Цель проекта : Расширение представлений у детей об истории быта русского народа и значение старинных предметов через создание мини – музея «Дедушкин чуланчик».

Задачи:

1. Сформировать у дошкольников представление о музее, умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

2. Расширить представления и знания детей об истоках народной культуры через живое прикосновение к старинным предметам быта.

3. Обогащать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.

4. Включать родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, собирать информацию по данной теме.

Продукт проектной деятельности :

Мини – музей «Дедушкин чуланчик».

Фотоальбомы с описанием экспонатов музея.

Итоговое развлечение в мини – музее «Испекли мы, каравай».

Решая цели и задачи данного проекта, мы используем следующие формы и методы:

• познавательные беседы;

• чтение художественной литературы;

• экскурсии, целевые прогулки по улицам села;

• оформление в детском саду мини-музея «Дедушкин чуланчик»;

• игровая деятельность детей в мини – музее, с предметами быта;

• народные праздники.

Модель трех вопросов

1. Что мы знаем о музее?

• Музей – это место где собраны коллекции вещей по темам, по видам.

• В музее работает экскурсовод, он встречает посетителей и проводит экскурсии по музею.

• Реставратор – это музейный доктор. Он склеивает разбитые горшки, чинит старинную мебель, реставрирует иконы и картины.

2. Что мы хотим узнать о музее?

• Для чего создавали музеи?

• Какие бывают музеи?

• Люди, каких профессий работают в музее?

• Какие существуют правила поведения в музее?

3. Что мы должны сделать, чтобы у нас был свой музей?

• Выбрать месторасположения мини – музея;

• Определить название музея и его тематику;

• Привлечь родителей к оформлению музея, и пополнению экспонатами;

• Для каждого экспоната подготовить знаки – правила взаимодействия с данным предметом;

• Разработать содержание экскурсий по своему музею.

Основные этапы реализации проекта :

I. Подготовительный

- обоснование актуальности темы;

- определение цели и задач проекта;

- составление плана основного этапа проекта;

- подбор и изучение литературы по проекту;

- подбор иллюстраций, предметов быта, пособий по теме проекта;

- обсуждение с родителями воспитанников вопросов, связанных с проведением проекта;

- вовлечение родителей в формирование коллекций, создание экспозиций, сбор информации.

II. Основной

- беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании;

- беседа: «Как жили наши бабушки и дедушки»;

- создание мини – музея «Дедушкин чуланчик»;

- организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей: План работы с детьми в мини – музее «Дедушкин чуланчик»

- использование экспонатов мини-музея для проведения образовательной деятельности с детьми.

III. Заключительный

- Оформить фотоальбомы по разделам темы проекта :

1. Альбом старинных инструментов «Дедушкина мастерская».

2. Альбом старинной мебели «Печки – лавочки».

3. Альбом старинного текстиля «Узоры рукодельницы».

4. Альбом старинных украшений «Бабушкина шкатулка».

5. Альбом старинных предметов быта «Девичьи вечорки».

6. Альбом старинной домашней утвари «Первые помощники».

7. Альбом фотографий детей со старинными предметами.

- Информация для родителей на тему: «Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье», «Роль мини - музея в развитии познавательной активности детей»;

- Развлечение в мини – музее «Испекли мы, каравай»

Ожидаемый результат:

• Расширение знаний детей о предметах быта русского народа, о музее;

• Создание мини – музея «Дедушкин чуланчик» и фотоальбомов с описанием экспонатов;

• Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея в группе, в совместной с детьми познавательной деятельности.

Список использованной литературы:

Пантелеева Л. В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000 г.

«Музейная педагогика», под редакцией А. Н. Морозовой,

О. В. Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008 г.

О. Л. Князева, М. Д. Маханева, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт – Петербург, Изд. «Детство – Пресс», 2008 г.

М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова, «Красна изба…» (знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада, Санкт – Петербург, Изд. «Детство – пресс», 2004 г.

Публикации по теме:

Паспорт мини-музея «Транспорт» Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 43» Управления делами.

Паспорт мини-музея «История в фотографиях» .

Проект по созданию мини-музея «Матрешка» Цель проекта: • Развитие эмоционально-ценностного отношения к русской культуре через художественно-продуктивную деятельность. • Формировать.

Проект мини-музея «Музыкальная радуга»Проект мини-музея «Музыкальная радуга» ПроектМини-музей «Музыкальная радуга» 1. Вид проекта: информационный 2. Срок реализации: 2 месяца 3. Участники проекта: дети подготовительной.

Проект мини-музея «Значки» Актуальность: Происхождение слова "музей" пошло от греческого "храм музы". Музеи занимаются изучением истории, собиранием памятников культуры,.

Проект по организации мини-музея в ДОУ «Не забыть нам их подвиг великий!» «Каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы.

Проект по созданию мини-музея «Матрешка — русская душа» в старшей группе Актуальность: Воспитание патриотизма у подрастающего поколения неразделимо с изучением истоков русского народа. Поэтому, начинать такую.

Проект «Школа» и создание мини-музея «Школьные годы чудесные» Информационная карта проекта. Вид, тип проекта: долгосрочный, совместный, познавательно-исследовательский, творческий. Участники проекта:.

Проект создания мини-музея «Календари» с использованием ТРИЗ технологий в старшей группе Авторский коллектив: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Журавушка» Куропатина Татьяна Леонидовна,.

Проект создания экологического мини-музея «Дары моря». Когда люди попадают на пляж, то увлеченно собирают дары моря. Да и как их не собирать? Гладкие камни, которые так приятно держать в руках,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект мини-музея «Дедушкин чуланчик»
Опубликовано: 3 апреля 2018 в 14:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД