Получи документы

Проектная деятельность по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры

казакова ирина
Проектная деятельность по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры

«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры»

Тип проекта : педагогический, творческий, долгосрочный

Возраст 6 -7 лет

Участники проекта : воспитатели группы, дети, родители.

Актуальность проекта

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Публикация «Проектная деятельность по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры» размещена в разделах

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.

Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.

В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

На мой взгляд, сущность моего опыта работы состоит в следующем: знание культуры собственного народа, умение понять, желания приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой для воспитания патриотических чувств у детей, если их знакомить с народной культурой с самого раннего детства.

Отработав по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» более трех лет, систематизировав накопленный материал, мне захотелось разнообразить чем-то новым и интересным педагогический процесс. Удачной находкой и открытием для меня стал интегрированный подход в построении занятий. Поэтому я стала включать сведения об истории и культуре России во все виды детской деятельности : познавательную, продуктивную, игровую. Именно в этом я вижу новизну и значимость опыта моей работы.

Так я посчитала необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Поэтому цель моего проекта является :

Цель проекта : формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.

Задачи проекта :

Образовательные задачи:

• формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения;

• осваивать многовековое культурное наследие народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.

Развивающие задачи:

• развивать познавательные интересы и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о своем народе;

• создать пердметно - развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;

• познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;

Воспитательные задачи:

• Воспитывать у ребёнка ценностное отношение к окружающему миру, любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, поселку, городу.

Оздоровительные задачи:

• Создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей.

Этапы реализации проекта

I этап – теоретический.

1. Выявление темы, выбор участников проекта

2 .Определение целей и задач

3 .Сбор и анализ литературы по данному направлению, определение источников информации

4 .Разработка и определение критериев оценки результатов

5 .Планирование деятельности реализации долгосрочного проекта

I I этап - организационно - практический

* Экскурсии (в краеведческий музей, к памятникам, и другим социально значимым объектам поселка и района) .

* Игры. Беседы. Выставки. Просмотр видеофильмов. Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций. Чтение художественной литературы. Открытые мероприятия (занятия, развлечения, конкурсные программы, праздники народного календаря). в течении года воспитатели, воспитанники, родители

3 этап

Заключительный этап

Заключительный этап

Проектный метод развил познавательный интерес к различным областям знаний у детей, сформировал навыки сотрудничества

Проведение литературной викторины «Что? Где? Когда?»

Оформление стенда в раздевалке по сказке В. Сутеева «Мешок с яблоками»

Проведение родительского собрания «Вместе с книгой я расту», на котором подводились итоги реализации проекта

Направление деятельности по реализации проекта

Направление работы Содержание деятельности

Работа с детьми • экскурсии-путешествия;

• интегрированные комплексные занятия;

• театрализованные представления;

• выставки,конкурсы ;

• презентации (рассказывание сказок с опорой на свои рисунки; инсценировка сказок) ;

• праздники, развлечения;

• кружковая работа

Работа с родителями • анкетирование;

• общие родительские собрания;

• групповые родительские собрания;

• консультации групповые, подгрупповые, индивидуальные;

• выставки;

• конкурсы, викторины, выставки;

• наглядная информация; праздники, развлечения

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

• Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

• Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.

• Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

• Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

• Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

• Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

• Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в первой младшей группе «Ель» «Дети должны жить в мире красоты. Игры, сказки, музыки, рисунка. Фантазии и творчества» В. А. Сухомлинский Актуальность проекта: Тема была.

Проектная деятельность дошкольников Проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого и строится на следующих принципах. 1. Проектная деятельность.

Проектная деятельность дошкольников «Проектная деятельность дошкольников» В контексте новой личностно-ориентированной парадигмы главным критерием качества дошкольного воспитания.

Проектная деятельность «Карусель» Цель: выяснить, какая сила воздействует на объект при вращении карусели. Объект исследования: Карусель Проблема: почему при остановке.

Проектная деятельность по ОБЖ в ДОО Опыт работы МБДОУ №108 в рамках формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Подготовили и представили.

Проектная деятельность в ДОУ Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является.

Проектная деятельность в ДОУ Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам.

Проектная деятельность (заключение) Дидактические игры. Игра «Разрезные картинки» Цель игры: Умение составлять из частей целое, развитие мелкой моторики, логического мышления.

Проектная деятельность «Желудь — это что?» Тема проекта: «Желудь – это что?» Тип проекта: познавательно – исследовательский. Включает в себя творческую, познавательную и практическую.

Проектная деятельность педагогов в ДОУ Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьезные изменения, которых не было с момента ее создания. Во первых, в связи с введением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры
Опубликовано: 19 октября 2015 в 14:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД