Получи документы

Проектная деятельность как способ реализации личностно-ориентированного подхода к образованию

Лиана Гордиенко
Проектная деятельность как способ реализации личностно-ориентированного подхода к образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

дошкольные группы

Проектная деятельность как способ реализации

личностно-ориентированного подхода к образованию

Подготовила:

Воспитатель

Гордиенко Л. Е.

2013

Публикация «Проектная деятельность как способ реализации личностно-ориентированного подхода к образованию» размещена в разделах

Метод проектов возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.

Идеи проектного метода обучения в России появились одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С. Т. Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике. Они провозгласили его средством преобразования школы учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществляется в связи с трудом детей.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагогов на детский вопрос рождает новые вопросы.

Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их.

Развивая у ребенка потребность, получать знания о природе, о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на земле, о разнообразной деятельности и ее продуктах, педагог тем самым помогает ребенку строить свой жизненный мир.

Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить.

Как показывают результаты психологических исследований, в процессе решения проблем дошкольники передают опыт сверстникам, подражают взрослым. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребенка.

В развивающем пространстве детского сада дети создают игры, придумывают загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения. Накапливая творческий опыт, они при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Проектный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, потому что в проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять своё «Я», заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми,открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе, уметь согласовывать свои цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

Проектирование является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.

Переход ДОУ на проектный метод деятельности,как правило, осуществляется по следующим этапам:

• Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д.

• Комплексные тематические занятия.

Интеграция: (взаимопроникновение разделов программы друг в друга).

• Метод проектов.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной

творческой личности ребенка.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Для дошкольного образования актуальна следующая типология проектов :

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.

3. По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ. В контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный).

Мы в своей работе тоже активно используем проектную деятельность, как способ реализации личностно-ориентированного подхода в образовании детей. Так я, например, со своими детьми провела исследовательскую работу на тему «Полезно ли мороженое?».

Для реализации этого проекта мы с детьми определили предмет исследования – это полезные свойства мороженого, объект исследования-мороженое, выдвинули гипотезу, предположив, что если мороженое произведено из натуральных продуктов, правильно транспортировалось и хранилось, то, при соблюдении культуры употребления мороженого оно положительно влияет на организм человека.

Определили методы, предположили ожидаемый результат, установили цели и задачи работы :

1) узнать, где и когда появилось мороженое

2) выявить отношение к мороженому взрослых и детей

3) изучить состав мороженого

4) выяснить полезные свойства мороженого

5) научиться правильно употреблять этот продукт

6) сделать выводы.

В ходе выполнения этой работы дети узнали много нового об истории возникновения мороженого,его видах,полезных свойствах, научились делать мороженое в домашних условиях, узнали какое мороженое пользуется наибольшим спросом у покупателей и пришли к выводам, что :

1. Мороженое полезно для организма, если оно произведено из натуральных продуктов, правильно транспортировалось и хранилось.

2. Мороженое не принесет вреда, если его правильно употреблять-есть в помещении, не спеша, маленькими кусочками.

3. Каждый человек может сам изготовить полезное мороженое в домашних условиях из свежих натуральных продуктов.

Детям очень понравилось работать над этим «вкусным» проектом. С этим проектом мои дети выступали на районном конкурсе «Я - исследователь», где стали победителями. Кроме того, мы разработали проекты «Вода», «Воздух», «Насекомые», «Волшебная бумага».

Таким образом, проектная деятельность прочно закрепилась в нашей образовательной работе. В период реализации проектов в детском саду происходила интеграция между общими способами решения воспитательных и творческих задач, способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами детской деятельности. Через объединение усилий всех участников образовательного процесса, посредством проектной деятельности, формировались основы полноценной, гармонично развитой личности.

Публикации по теме:

Формирование гендерной принадлежности как условие личностно-ориентированного развития детей старшего дошкольного возраста Цель проекта:  создание полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ, как среды, способствующей социально-коммуникативному развитию.

Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС Введение ФГОС ДО дает все основания для решительного изменения педагогической практики: на смену привычным формализованным занятиям приходит.

Опытно-исследовательская деятельность как способ формирования личности, способной к осознанно правильному отношению Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» «Умейте открыть перед ребёнком.

Проектная деятельность в первой младшей группе «Ель» «Дети должны жить в мире красоты. Игры, сказки, музыки, рисунка. Фантазии и творчества» В. А. Сухомлинский Актуальность проекта: Тема была.

Проектная деятельность в ДОУ Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является.

Проектная деятельность в ДОУ Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам.

Проектная деятельность в подготовительной группе. Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства воды» Продолжительность: кратковременный: 5 недель – с 14.09.15 г. по 16.10.15 г. : Актуальность: На сегодняшний день в системе образования ДОУ.

Проектная деятельность в средней группе «Зимушка-зима» в условиях введения и реализации ФГОС ДО (фотоотчет)Проектная деятельность в средней группе «Зимушка-зима» в условиях введения и реализации ФГОС ДО (фотоотчет) Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих принцип компетентностно- и личностно - ориентированного образования и интеграции,.

Консультация «Театрализованная деятельность как способ активизации словаря детей младшего дошкольного возраста» Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи,.

Теоретические основы реализации гендерного подхода в ДОУ Модернизация образования в качестве доминирующего фактора личностного развития определяет необходимость освоения ребенком форм существования,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность как способ реализации личностно-ориентированного подхода к образованию
Опубликовано: 14 декабря 2015 в 19:34
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД