Проектная деятельность «Почему деревья сбрасывают листья»

Оксана Салимова
Проектная деятельность «Почему деревья сбрасывают листья»

Паспорт проекта

1. Тема: «Почему деревья сбрасывают листья»

2. Тип проекта : проектно - исследовательский

3. Характер проекта : творческо-исследовательский

4. По характеру контактов: дети, воспитатель, родители ДОУ

5. По количеству участников: групповой

6. По продолжительности: краткосрочный

7. Предмет исследования: деревья на территории ДОУ № 138.

Актуальность:

Экологическое образование дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нрав-ственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры стано-вятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уде-ляется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологи-ческой культуры.

Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потреб-ность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, кото-рый с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Проблема:

1. Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объ-екты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у жи-вотных

2. Дерево - прекрасный объект для наблюдений. Так деревья имеют ярко выраженные се-зонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окру-жающей средой и другими живыми организмами.

3. Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.

4. Деревья – это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных», легче представить его другом.

Цели проекта :

-выяснить представления детей о деревьях ;

-заинтересовать проблемой;

-провести наблюдение за изменениями жизни деревьев с наступлением осени;

-поддерживать естественный интерес ребенка к природе;

- сформировать исследовательские способности в процессе изучения;

-получить ответы на вопросы:

«Почему осенью листья меняют свою окраску

«Что такое листопад

«Куда исчезают опавшие листья

Задачи:

Обучающие:

- формировать у детей представление о деревьях;

- формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения соб-ственной познавательной деятельности.

Развивающие:

- развивать умственные операции сравнения и обобщения;

- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

- приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реа-лизовывать интересы;

-развивать способность к прогнозированию будущих изменений;

-развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

Воспитательные:

-воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;

-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Ожидаемые результаты:

-продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстети-ческим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетическо-го вкуса, коммуникативных навыков, симпатии, образного мышления, творческих способностей.

-формируется осознанно - правильное отношение к объектам и явлениям природы, эколо-гическое мышление;

-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

-приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека.

Методическое обеспечение проектной деятельности.

Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»

С. Н. Николаева «Юный эколог»

«Большая детская энциклопедия»

Т. М. Шарыгина «Деревья и кустарники»

Этапы проведения и реализации проекта.

1-й этап:

информационно - исcледовательский:

- сбор и анализ литературы;

-определение задач, методов и форм работы;

- разработка конспектов занятий, тем наблюдений.

2-й этап:

организационно - практический.

1- занятия;

2- опытно-экспериментальная деятельность

3- дидактические игры;

4- наглядность: папки – передвижки, ширмы;

5- художественное слово

6- наблюдения на прогулке

3-й этап:

заключительный:

- оформление папки «Деревья нашего детского сада»

- открытый просмотр для воспитателей

Содержание проектной деятельности

Срок реализации – октябрь-ноябрь 2013 года

Тема Форма, методы, приемы Цель участники

Красота при-роды Наблюдение на прогулке Развивать познавательный интерес; воспитывать лю-бовь к природе, стремление заботиться о ней, беречь.

Воспитатель, дети

Деревья и ку-старники Наблюдение на прогулке, рассматривание Способствовать обобще-нию представлений детей о строении, росте и развитии растений. Воспитатель, дети

Мое любимое дерево Наблюдение на прогулке, рассматривание, сбор ин-формации о выбранном де-реве. Продолжать знакомить де-тей с разными породами деревьев, учить различать их по форме листьев, по силуэту (расположению веток в кроне, по строе-нию ствола, по плодам. Дети, роди-тели, воспи-татель.

Почему лист зеленый Опытно-экспериментальная деятельность Исследовать строение ли-ста, опытным путем сде-лать вывод о наличии зеле-ного вещества в листьях. Воспитатель, дети

Пожелтевшая листва Рассматривание пожелтев-ших листьев;

Чтение: А. С. Пушкин «Осень», М. Волошин «Осе-нью», К. Ушинский «Спор деревьев», Н. Сладков «Осень на пороге», И. Бунин «Листопад»,

А. Толстой «Осень»,

З. Федорова «Осень»,

Чтение рассказов из кни-ги Г. Граубина «Почему осенью листопад» Развивать умения самосто-ятельно выделять признаки осени, устанавливать при-чинно- следственные и временные связи, выявлять особенности приспособле-ния растений к зиме. Воспитатель, дети

Чудеса под микроскопом Опытно-экспериментальная деятельность, рассматрива-ние листьев под микроско-пом Рассмотреть детально строение листьев деревьев. Воспитатель, дети

Золотая осень Интегрированное занятие по развитию речи и экологии Закрепить представления о характерных признаках осени и осенних явлениях. Воспитатель, дети

«Узнай, чей листок»

«Отгадай, что за растение»

«С какой вет-ки детки»

«Найди дере-во по семе-нам» Дидактические игры Учить узнавать растения по листу и семенам Воспитатель, дети

Лесник

Дидактическая игра Напомнить и закрепить представления о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, о составных частях

(корень, ствол, листья, плоды, семена) Воспитатель, дети

Питание рас-тений Опытно-экспериментальная деятельность Выявить, что для нормаль-ного роста и развития рас-тениям необходимы не только вода, но и питание; что растения берут питание из почвы при условии ре-гулярного полива. Воспитатель, дети

Экскурсия в парк Наблюдение, сбор природ-ного материала для оформ-ления альбома Уточнить представления о лиственных, хвойных дере-вьях, их названиях. Уточ-нить знания детей о том, что хвоя – это листья хвой-ных растений.

Воспитатели, дети, родите-ли

По следам экскурсии

Беседа Вызвать у детей желание рассказывать о своих ощущениях и впечатлени-ях. Обобщить понятия «хвойные», «лиственные» деревья Воспитатель, дети

Заготовка ли-стьев

Показ, объяснение Формировать представле-ния о засушивании листьев для дальнейшего использо-вания в поделках Воспитатель, дети

Осень золото роняет

Занятие по экологии Расширять знания о харак-терных признаках осени, уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений. Воспитатель, дети

«Что нам осень принес-ла» - поделки к выставке «Дары осени»

Показ, объяснение, участие в выставке

Закрепить способы работы с природным материалом, умение воспроизводить образцы, развивать фантазию и творчество. Воспитатель, дети, родите-ли

Рисование: «Осень наступила», «Осеннее де-рево», «Лес осенью», «Листопад»; Лепка:

«Грибы», «Подарки осени»;

Аппликация «Подарки осени», «Ли-стопад»,

Аппликация из засушен-ных листьев Художественное творчество Обобщить представления детей об экологической зависимости между явлениями и объектами природы. Закладывать основы экологической культуры Воспитатель, дети.

«Почему де-ревья сбрасы-вают листья»

Открытый просмотр занятия для воспитателей

1) Закладывать основы экологической культуры. Воспитывать культуру об-щения, умение согласовы-вать свои действия с парт-нерами.

2) Развитие эстетических чувств, умение любоваться красотой природы.

Развитие логического мышления, внимания.

3) Обобщение представле-ний об экологической за-висимости между явления-ми и объектами природы

Публикации по теме:

Естественнонаучный творческий проект «Мир воды» Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий. По содержанию: естественнонаучный. По числу участников.

Проект на тему «Знакомство дошкольников с различными природно-климатическими зонами через сюжетно-ролевую игру» Компьютерная презентация проекта на тему "Знакомство дошкольников с различными природно-климатическими зонами через сюжетно-ролевую игру".

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Проектная деятельность «Почему деревья сбрасывают листья»
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 13:34
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотозарисовка «Снегири».
По календарю через два дня зима закончится. Придёт весна и мои любимые пичужки за окошком займутся другими своими делами, начнут заниматься выведением...
Мастер-класс «Подарок папе»
Подарок состоит из двух частей. Для изготовления открытки понадобятся: крепированная или цветная бумага, картон, пластмассовые пуговицы, ножницы,...
Конспект НОД по рисованию «Зимние виды спорта» в подготовительной группе. Воспитатель...
4 ФЕВРАЛЯ в Сочи отметили Всероссийский день зимних видов спорта, посвящённый третьей годовщине со дня открытия Олимпийских зимних игр 2014 года. Весь...
Отчет занятий «Увлечение бисероплетением»
Многообразие бисера дает возможность воплотить свои фантазии, мечты при создании великолепных изделий, картин, украшений и многого другого, чья красота...
Творческо-познавательный проект «Откуда берётся мёд?»
Автор проекта Безменова Татьяна Фёдоровна, воспитатель МКОУ «Кирсановская СОШ», дошкольная группа. У пчелы забот немало! Только утром солнце встало,...