Папки-передвижки

Проектная деятельность «Воспитание культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста»

Нелли Шумакова
Проектная деятельность «Воспитание культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста»

Шумакова Нелли Александровна

МАДОУ №4

Воспитание культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 1

Современная педагогика находится в постоянном поиске новых приемов, методов воспитания и развития детей дошкольного возраста. Большое внимание уделяется формированию коммуникативных функций речи, как центральному звену в воспитании культуры речевого общения дошкольников. Культура общения обязательно предполагает культуру речи. По словам А. М. Горького – чистота речи является важным элементом в общей культуре человека. Культура речи обеспечивает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Публикация «Проектная деятельность „Воспитание культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Слайд 2

Речь выполняет многообразные функции в жизни человека. Целью общения является поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются.

Слайд 3

Работая с детьми старшего и подготовительного к школе возраста, я обнаружила, что в речи детей существуют множество проблем - недостаточный словарный запас; употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь, неспособность построить монолог, неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что культуре речи детей всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема воспитания культуры речи детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему актуальной. В связи с этим, я задумалась над тем, какие приемы воспитания культуры общения дошкольников наиболее эффективны и пришла к выводу, что метод проектной деятельности является одним из перспективных методов решения данной проблемы. Проведя работу по изучению материалов по теме использования метода проектной деятельности по развитию дошкольников, в сентябре 2016 года я начала работу в рамках проекта «Воспитание культуры речевого общения дошкольников»

Слайд 4

Тема: «Воспитание культуры речевого общения дошкольников»

Проблема: дети, не владеющие навыками культуры речевого общения менее успешны, и, следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации к школе.

Цель проекта : Создание педагогических условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры речевого общения через использование метода проектов. Пропаганда культуры речевого общения среди родителей и детей.

В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:

Задачи проекта :

• Анализировать имеющийся опыт педагогов по практике применения методов, способов, приемов, способствующих формированию навыков культуры речевого общения у детей;

• Создавать предметно-развивающую среду в группе, способствующую формированию и развитию коммуникативных навыков дошкольников;

• Использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;

Воспитывать чувство любви и уважительного отношения к близким и окружающим людям;

• Привлекать родителей к воспитанию у детей культуры речевого общения;

• Проводить пропаганду культуры речи педагогов, родителей и детей.

Слайд 5

Ожидаемые результаты от проекта :

• повышение речевой активности в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность.

• появление у детей способности разрешать конфликтные ситуации в соответствии с речевым этикетом.

• раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности; целостное воздействие на речевую систему;

• повышение речевого уровня педагогической культуры родителей и детей

• вовлечение родителей в поисково-исследовательскую деятельность по реализации проектов в ДОУ.

Слайд 6

Длительность проекта один год сентябрь 2016-май 2017. Реализация запланирована в три этапа: Подготовительный, основной, заключительный

Слайд 7

В данный момент мой проект находится на первом этапе. Было проведено анкетирование родителей: «Речевое развитие вашего ребёнка»

Результаты анкетирования родителей старшей группы указывают на компетентность родителей в вопросах речевого развития детей. Им интересны как теоретические, так и практические педагогические находки для развития речи их детей. В основном это родители, активно участвующие в жизни группы и детского сада в целом

К сожалению, есть родители, которые не интересуются формированием речевых навыков детей. Только 48 % читают детям книги, 52 % родителей не читают детям книги. 23% предпочитают виртуальные игры детей.

Родители оценивают уровень развития речи детей, как:

«Низкий» - 14% «Средний» - 36% «Высокий» - 50%

Слайд 8

Была проведена диагностика речевого развития детей при помощи альбомов Иншаковой и Володиной. Было обследовано 36 воспитанников старшей группы из них выявлены 30% детей с тяжелыми нарушениями речи, родителям рекомендовано обследование у специалистов, 40% со средними и 30% с незначительными нарушениями звукопроизношения. Фонематический слух: низкий - 30%, средний -41%, высокий-29%. Словарный запас: низкий - 32%, средний -45%; высокий- 23%. Грамматический строй речи: низкий -30%, средний - 37%, высокий -33%. Связная речь: низкий -31%, средний- 44%, высокий-25%.

Слайд 9

Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, закрепляю их через сюжетно-ролевые игры, в которых дети совместно создают предметно-игровую среду, придумывают тему. Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для закрепления правил этикета. Развивается диалогическое общение

Слайд 10

Роль театрализованной деятельности в развитии культуры речевого общения немаловажна. Формируется словарь – идет обогащение словаря новыми словами. Затем вводят слова в речь детей, т. е. идет активизация словаря. Дети учатся использовать в своей речи существительные, затем слова действия, прилагательные, ласковые слова (с утешительным ласковым суффиксом) и т. д. Развивается связная и монологическая речь. Театрализованные игры условно можно разделить на две подгруппы. Для игр первой подгруппы характерна ориентировка на зрителя (игра в театр). Игры второй - разыгрываются для себя "понарошку". Для развития общения со сверстниками важное значение имеют обе подгруппы игр.

Слайд 11

Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребёнка, я используюразличные виды театра (кукольный, настольный театр, театр на фланелеграфе и др) регулярно пополняю центр театрализованной деятельности в группе.

Слайд 12

Формирование культуры общения невозможно без чтения художественной литературы. После прочтения сказки детям предлагается: закончить какое-то предложение - получается своеобразный диалог. Дети учатся передавать с помощью речи характер героев. Развивается сила голоса и дикция. В диалогическом взаимодействии детей эффективен прием драматизации. Он привлекает близостью к игре, использование игрушек, элементов декорации. Драматизацию можно включать в рассматривание картин, рисование. В группе действует мини-библиотека семейного чтения;

В нашем ДОУ создана добрая традиция - ходить в гости в библиотеку им. Чехова, приглашать библиотекарей к себе. В группе совместно с родителями, воспитателями регулярно организую вечера развлечений.

Слайд13

Подвижные игры, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей, например "Гуси-лебеди", "Краски", "Где мы были мы не скажем, а что делали - покажем", "Садовник" и др. используют разные способы налаживания диалогического общения детей со сверстниками. Это и ориентировка на партнера (необходимость слушать и слышать его голос, речь, смотреть в глаза, и установка на ответ, необходимость внимательно слушать речь и готовность вовремя, быстро ответить. И третье - это поддержание диалога через обмен высказываниями (вопросы, комментарии, побуждения).

Слайд 14

Развитие культуры речевого общения затрагивает многие области работы с детьми, не исключение и наша инновационная деятельность - Легоконструирование. Конструирование предоставляет широкие возможности для налаживания диалогического общения детей. Даже тогда, когда ребенок выполняет индивидуальную работу, он комментирует свои действия, обращается к соседям с восклицаниями, возгласами, выражая широкую палитру чувств. Технологии Lego-сказки, Игры -фантазирования, Озвучивание Lego-мультфильма позволяют развивать и корректировать моторику рук, познавательно-речевую деятельность и эмоционально-волевую сферу ребенка, развивать звуковую и интонационную культуры речи, фонематический слух.

Слайд 15

Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста не может происходить без участия семьи воспитанников. Поэтому в план работы с родителями мы решили включить следующие мероприятия:

-издание совместно с родителями Книги волшебных слов и альбомов «Тайна моего имени», «Семейные традиции», «Добрые слова для моих родителей»;

- проведение Недели вежливости; (день открытых дверей для родителей);

- изготовление информационных буклетов для родителей: «Словарик вежливых слов», «Как помочь ребенку грамотно говорить»;

-мастерская для родителей «Игры, развивающие речь»;

-будет оформлен информационно-методический стенд “Шпаргалки для родителей”; в нём будет выставляться теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей;

-ведём работу над «Дневником успеха», в котором родители будут фиксировать достижения детей в речевом развитии своих детей;

-запланировано проведение круглого стола «Почему ребенок говорит неправильно”, на нём пройдёт обмен мнениями, анализ анкетирования, просвещение родителей о причинах речевых отклонений;

-в конце года планируем провести праздник красивой и правильной речи, на котором будут продемонстрированы речевые умения и навыки, приобретенные на занятиях.

Прикреплённые файлы:

vystuplenie-neli_usvn5.ppt | 4132,5 Кб
 
Публикации по теме:

«Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования и построен на основных принципах.

Инновационный опыт работы «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через проектную деятельность» Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял: «Прикоснуться к природе можно только сердцем» Гвездослов.

Педагогический проект, направленный на воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста «Азбука вежливости» Проект "Азбука вежливости" Проблема: Современное общество ждет от дошкольного образования развития всесторонне развитой личности ребенка.

Проектная деятельность, как средство формирования экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста Проектная деятельность, как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. «Мир, окружающий ребёнка,.

Проектная деятельность по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Дом, в котором живут волшебники» Актуальность В каждом человеке живёт маленький волшебник. Стоит только разбудить желание.

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности.

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Зима в Тольятти». теория Авторы: Корегина Л. Г. Москаленко А. А. Реализация проекта: декабрь 2016 – февраль 2017 Описание. Данная разработка - проект по патриотическому.

Развитие познавательной активности и формирование культуры речевого общения через развитие мелкой моторики у детей Система работыТема: «Развитие познавательной активности и формирование культуры речевого общения через развитие мелкой моторики у детей».

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №25 «СВЕТЛЯЧОК» МАТЕРИАЛЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема : «Приобщение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность «Воспитание культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 28 февраля 2017 в 23:42
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД