Проектная деятельность с детьми «Хлеб — всему голова»

Кристина Крайнова
Проектная деятельность с детьми «Хлеб — всему голова»

Проектная деятельность с детьми «Хлеб — всему голова»

е напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой главной святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

«Хлеб всему голова -

В поле, в доме, в державе!

Актуальность проекта:

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся

друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами,

остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-

батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом

провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом

поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый

по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью.

Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.

Идея проекта появилась во время наблюдения за детьми. Заметила, что принимая пищу, дети могут бросить, не доесть хлеб. В разговорах и беседах выяснила, каковы представления детей о том, кому мы обязаны, что к столу

всегда получаем вкусный хлеб. Большинство из них не имели понятия о том,

что для того, чтобы иметь всегда хлеб на столе нужно посеять зерно, потом

убрать созревшее зерно, размолоть и уже потом из муки испечь хлеб.

Смутными и не совсем ясными были их представления и о труде людей,

Выращивающих хлеб.

В нашей стране относились к хлебу всегда по - особенному. Если человек в

чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях

растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяснить, где же

действительно «растут» булки, и проследить весь путь хлеба – от зернышка до каравая.

Также проект ставит перед собой задачу: познакомить детей с людьми разных профессий, связанных с производством хлеба.

Кроме этого проект призван обратить внимание на то, какими усилиями появился хлеб на нашем столе. Воспитать бережное отношение к хлебу.

Надеюсь, что этот проект позволит сблизить детей и родителей в процессе подготовки домашнего задания.

Проект исследовательский, творческий.

Цель проекта: изучение и повышение уровня знаний и представлений детей о ценности хлеба.

Объект: развитие познавательной активности и патриотического воспитания детей.

Предмет: процесс формирования представлений о хлебе и практических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза:

Я предполагаю, что уровень знаний и представлений детей о ценности хлеба повысится, если:

-педагоги дошкольного образования будут заинтересованными

руководителями процесса познавательного развития;

-познавательно развитие дошкольников будет организовано не только в

непосредственно образовательной деятельности, но и в других режимных моментах;

- привлечь родителей к изготовлению атрибутов к играм, подбору пословиц,

загадок, стихов, песен по теме проекта и непосредственному участию в нём.

Исходя из гипотезы, в соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие

Задачи:

- сформировать систему знаний о приготовлении хлеба, дать представления о том, как выращивают хлеб;

- познакомить с последовательностью трудовых действий, народными традициями;

- приобщать детей к родной культуре;

- развивать чувство патриотизма к своей стране, краю, народу;

- учить ценить и любить нелегкий труд людей хлеборобов;

- развивать умственные способности, художественно-творческие

способности, печь.

- приобщать родителей к воспитанию детей через совместные мероприятия

Предусматриваются следующие этапы реализации проекта:

Начальный:

- определение целей, постановка задач проекта;

- изучение методической литературы по проблеме;

- диагностическое исследование проблемы.

Продуктивный:

-планирование и осуществление совместной и самостоятельной деятельности

участников проекта.

Результативный:

-проведение сравнительно диагностического исследования уровня знаний и представлений детей старшего возраста о ценности хлеба.

-анализ, обобщение и подведение итогов результатов работы

Перспективный:

-обобщение опыта, планирование и диагностирование дальнейшей работы.

-разработка методических рекомендаций для воспитателей по теме проекта.

Ожидаемые результаты проекта:

со стороны детей:

-сформируются понимание. важность и уважение к труду хлебороба;

-расширится кругозор детей о злаковых культурах, о ценности и пользе хлеба;

-повысится потребность применять трудовые навыки на практике

-дети познакомятся с процессом получения хлеба от зернышка до каравая.

со стороны родителей:

-сформируется понимание необходимости создания условий для развития

познавательной деятельности детей;

со стороны педагогов:

-возможность использования данного проекта в работе педагогов МАДОУ

Участники проекта: дети 5-6 лет, педагоги, родители воспитанников.

Место проведения: детский сад комбинированного вида №11 «Подковка»

Продолжительность: среднесрочный 2015 учебный год.

Реализация проекта предполагается в нескольких направлениях:

1. С детьми намечена следующая работа:

-диагностика детей для выявления знаний по теме проекта;

-непосредственная образовательная деятельность воспитателя с детьми;

-совместная и самостоятельная деятельность детей;

- игры;

-праздники и развлечения;

- пересказывание сказок;

-театрализованные представления.

2. С родителями намечена следующая работа:

-подготовка рекомендаций для родителей «Как научить ребенка бережно относиться к хлебу»;

-проведения конкурса «За самоваром» на лучшую выпечку или блюдо, приготовленное родителями;

-организация и проведение конкурса поделок из соленого теста «Папа,

мама, я – творческая семья», выполненных совместно родителями и детьми;

- выпуск буклета «Как организовать занятия с детьми по тестопластике в

домашних условиях» с рекомендациями для родителей.

3. С педагогами намечена следующая работа:

-памятки;

-обмен опытом в виде просмотра проекта.

Перспективное планирование детских видов деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной

Деятельности - двигательная

Подвижные игры:

«Калачи»;

«Воришки-воробьишки»

«Принеси колосок»

«Колоски, колоски, соберитесь во снопки»(по

названному числу»

Физкультминутки:

«Каравай»

«Едем в поле»

«Вырастай колосок»

Пальчиковая гимнастика:

«Месим тесто»

«Колосок»

«Поможем бабушке»

«Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»

«Дом, который построил Джек»

«Гуси, гуси»

Игровая деятельность

Словесная игра: «Узнай по описанию»

«Назови разные блюда из круп»

«Вершки и корешки»

Дидактическая игра:

«Найди лишние продукты»

«Сложи правильно»

«Золушка» - посчитать зерна, выложить из них

цифры.

«Что в поле растет» - лото

«Почемучка»

«Угадай, что в мешочке»

«Разложи по порядку»

«Сложи колосок»

«Чем пахнет магазин»

«Угадай на вкус»

«От зернышка до каравая»

Сюжетно-ролевая игра:

«Хлебозавод»

«Семья»

«Пекари»

«Магазин»

«Булочная»

Продуктивная деятельность

1. Лепка детьми хлебобулочных изделий из соленого

теста, оформление готовых изделий, раскладывание

их на одноразовые тарелочки

2. Выкладывание орнамента из круп, зерен

3. Рисование:

«Золотая нива»

«Украшаем каравай»

«Откуда хлеб пришел»

4. Аппликация:

«Колоски в вазе»

«Вкусное пирожное»

5. Рассматривание иллюстраций. Репродукций с

картин известных художников с изображением

уборки зерна и выпечки хлеба

И Шишкин «Рожь»,

И Машкова «Снедь Московская. Хлеба»

6. Составление коллажа «Берегите хлеб»

7. Изготовление корон для девочек «Золотая рожь»

Коммуникативная Отгадывание и составление загадок:(смотри в

приложении)

Беседы о хлебе:

«Как превратить зерно в муку»

«Что такое злаки и из чего пекут хлеб

«Пшеница»

«Рожь»

«Овес»

«Военный хлеб»

«Почему нужно беречь хлеб

«Умные машины работают дружно»

«Кто помогает хлеборобам заботиться о хлебе-

показать значимость и других профессий

Рассматривание тематических альбомов, слайдов,

иллюстраций о хлебе и беседа по содержанию

Ситуативный разговор:

«Как и какие твоя бабушка печет пироги, блины»

«Что делать, если хлеб высох»

«Как разделить угощение?»

Чтение художественной литературы

Сказки:

«Крупеничка»

«Колосок»

«Петушок- золотой гребешок и чудо меленка»

«Сказка о пшеничном зернышке»

«Сказка про чудесное зернышко»

«Легкий хлеб»

«Мальчик с пальчик»

«Мужик и медведь»

«Петушок и два мышонка»

Рассказы

С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый…»

К. Паустовского «Теплый хлеб» «Дом зерна»

А Толстой «три калача и баранка»

Э Шим «Хлеб»

Я Ким «Хлеб ржаной»

А Прокофьев «Каравай»

Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»,

В Крупин «Отцовское поле»

Ю. Ванаг «Хлеб,заработанный своими руками»,

А. Букалов «Как машины хлеб берегут»,

Дацкевич «От зерна до каравая»,

Заучивание стихотворений:

В. Данько «Откуда хлеб пришел»

В Степанов «Полюшко-поле»

П Руденко «Хлеб»

Заучивание пословиц и поговорок:

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

«Хвала рукам, что пахнут хлебом»

«Что летом уродится, все зимой пригодится»

«Хочешь есть калачи, не лежи на печи»

«Не велик кусок пирога, а стоит много труда»

«И обед не в обед, коли хлеба нет»

«Ржаной хлебушко, калачам дедушка»

«Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной –

отец родной» и другие.

Просмотр мультфильма «Берегите хлеб»

Знакомство с закличками, потешками

Познавательно-исследовательская деятельность

1. Наблюдение за тем, как температура влияет на

поднятие теста, а затем изучаем и пробуем на вкус

получившееся булочки.

-Рассматривание и сравнение зерен (рожь, пшеница,

ячмень, овес)

-Наблюдение «Здравствуй,росток!»- вызывать

интерес к тому, что в земле все семена и зерна дают ростки.

-Проверка зерна на зрелость (наблюдение(1- по цвету

колосков,2-если колосок потереть в ладошке и он

упадет -значит зерно созрело)

-Подсчет зерен для высевания: из расчета 10 зерен на горшочек

2. НОД по познанию

«Откуда хлеб пришел

«Как мы будем беречь хлеб

«Хлеб – всему голова»

«В каждой крошке хлеба – труд»

«Пекарь, кондитер – кто это?»

«С помощью каких орудий труда растили хлеб в

старину»(серп, коса, соха, борона)

3. Презентация

«Любимые русские пироги»(кулебяки, расстегаи,

курники, рыбники и другие)

4. Коллекционирование фотографий с различными

видами хлебобулочных изделий

Трудовая Посев семян 3-х зерновых культур (пшеница, рожь,

овес»

Полив, прополка.

Измельчение зерен в муку в кофемолке

Замешивание теста. Обмолотить зерно, провеять

Здоровье Беседы о пользе хлеба, о бережном отношении к нему «Бывает ли хлеб опасным (от неправильного хранения) «Почему нельзя есть много пирогов, тортов, пирожных?» ,«Что такое диета?»

Музыкальная деятельность

Хороводные игры:

«Каравай»

«Земелюшка - чернозем»

«Урожай у нас хорош»

«Если нравится тебе, то делай так»

«Чик и Брик»

«Бояре, а мы к вам пришли»

«На чем весна пришла?»

Прослушивание и разучивание песен о хлебе.

Практическая значимость проекта.

1. Расширение интеграции игровой, познавательно – исследовательской,

коммуникативной деятельности детей.

2. Дальнейшее обогащение предметно – развивающей среды группы с

учётом различия познавательных интересов детей и их культурно –

образовательного опыта.

3. Активизация сотрудничества с родителями, направленного на создание

единого пространства развития ребёнка.

4. Возможность использования данного проекта другими педагогами.

Заключение

По моему мнению, проектная деятельность в нашей группе проходит очень

удачно. С целью повышения уровня познаний детей по данной теме я

осуществляю работу в разных видах детской деятельности: в процессе

художественно-эстетического развития (чтение художественной литературы,

музыка, театрализованная и изобразительная деятельность, во время

экскурсий и прогулок. Я предполагаю, что интегрированный подход

позволит повысить уровень знаний и представлений детей о хлебе,

проследить весь сложный и интересный путь от зерна до каравая. Мы

продолжаем создавать центры активности, где дети осознанно осуществляют

свой выбор и планируют свою деятельность. За время проектной деятельности дети узнали много нового и интересного. Запланированы и постепенно реализуются разные мероприятия по всем образовательным областям. С большим интересом активное участие в рамках данного проекта принимают родители наших детей. С воспитанниками мы продолжим работу по разработке правил поведения с хлебом и изображения их в виде

знаков, планирую провести экскурсию на хлебозавод для непосредственного

наблюдения за производственным процессом выпечки хлеба. Совместно с родителями пополняем экспонатами мини-музей «Хлеб- всему голова»,

готовим костюмы и атрибуты для разыгрывания сценок «Путешествие колобка», «Колосок», «Встречаем гостей пирогами».

Я уверена, что теперь дети знают, откуда берётся хлеб, как его сеют, убирают и пекут, знают, сколько труда вкладывают люди: трактористы, комбайнеры, учёные, пекари, -чтобы утром, когда они проснутся, на столе всегда лежала свежая булка или каравай.

Список использованной литературы

1. «Мы» Программа экологического образования детей/ Н. Н. Кондратьева и

др. - СПб: «Детство-Пресс», 2000.- 240с.

2. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

- 144с.

3. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках,

пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных

руководителей/ Сост. Л. А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.

4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для

руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -состав.: Л. С.

Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. - 4-е изд., - М.:АРКТИ,

2006. - 96С.

5. Смирнова О. Д. Метод проектирования в детском саду. - М.: Издательство

«Скрипторий 2003», 2011. - 160с.

6. Соломенникава О. А. Экологическое воспитание в детском саду.

Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.

7. Тамбиев А. Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная

Пресса, 2000. - 32с.

8. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ

Сфера, 2012. - 80с.

9. Шорыгина Т. А. Злаки. какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и

родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. -48с

10. Федеральные государственные требования к структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного образования. - М.:УЦ

Перспектива, 2011. - 52с.

Публикации по теме:

Хлеб — всему голова (видеоотчет) В рамках Первого Открытого Фестиваля народного искусства "Россия - твоя и моя" нашим дошкольным отделением был подготовлен номер "Хлеб.

Хлеб всему — головаХлеб всему — голова Хлеб- всему голова. Хлеб - посол мира и дружбы между народами. У каждого свой хлеб. Каждый по своему помнит, воспринимает и ценит его. Но.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Хлеб — всему голова» Цель: Воспитание у детей бережного отношения к хлебу и уважения к людям, которые его растят и выпекают Предварительная работа: слушание.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию с детьми средней группы «Хлеб — всему голова» Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию с детьми средней группы общеобразовательной.

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми «Хлеб-всему голова» Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми «Хлеб – всему голова» Выполнила воспитатель Структурного подразделения.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
  • Головоломки
Автор публикации:
Проектная деятельность с детьми «Хлеб — всему голова»
Опубликовано: 24 сентября 2017 в 13:38
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий спортивного развлечения для детей среднего возраста «Где живёт Дед Мороз?»
Цель: создание условий для реализации самостоятельной двигательной деятельности и развитие способности принимать решение, опираясь на свои знания, умения...
«Наш Буквоград» Мастер класс
"Наш Буквоград" Мастер класс. У нас появился город, который помогает воспитанникам быстрее и легче в занимательной форме запомнить все звуки и буквы...
Видеоотчет «Репка на новый лад»
: Цель: развивать интерес к разыгрыванию сказки на новый лад Задачи: • Помогать детям в освоении духовно - нравственных ценностей, формирование...
«Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника»
СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного...
Декоративное рисование «Городецкая роспись деревянной доски» в старшей группе.
Программное содержание. Продолжать развивать представление детей о городецкой росписи. Знакомить с декоративным изображением городецкой розы. Учить...