Проектная деятельность в детском саду

Татьяна Луговая
Проектная деятельность в детском саду

Данную консультацию для воспитателей я проводила, когда мы начали осваивать метод проектов. Надеюсь мой материал пригодится.

Метод проектов – система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска, для ее решения (например, перевод ДОУ в новый статус);

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность воспитанников.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

• Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов группового обсуждения, круглого стола);

• Выдвижение гипотезы их решения;

• Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентации, защиты, творческие отчеты, просмотры и т. д.)

• Сбор, систематизация и анализ полученных данных;

• Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

• Корректировка;

• Выводов, выдвижение новых проблем исследования.

Отсюда могут быть определены и этапы разработки и проведения проекта (его структуры):

Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

Выдвижение гипотез решения выявленных проблем (мозговой штурм). Обсуждение и обоснование данных гипотез.

Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах, обсуждение возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов;

Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

Защита проектов;

Выдвижение новых проблем.

Проекты бывают: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т. д.

Исследовательские проекты – подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, совпадающую с научным исследованием.

Творческие проекты – не имеют детально проработанной структуры деятельности участников. Оформление результата предоставляется в виде сценария, драматизации, программы праздника, альбома, фотографий и т. д.

Ролево- игровые проекты - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта или вырисовываться к завершению проекта.

Информационные проекты – направлены на сбор какой-либо информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

Практико-ориентированные проекты – требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Эти проекты отличает четко обозначенный результат деятельности.

По продолжительности проекты могут быть: краткосрочными (решаются на нескольких занятиях, средней продолжительности (1-2 мес., долгосрочные (до одного года).

Классификация проектов

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта: к кому обратиться за помощью, источники, предметы использования.

3. Выполнение проекта.

4. Подведение итогов.

Классификация:

По составу участников

Целевой установке

Тематике

Срокам реализации

В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

Комплексные (мир театра, здравствуй, Пушкин, книжкина неделя)

Межгрупповые (мир животных и птиц, времена года)

Творческие (любимые сказки, мир природы, рябины России)

Групповые (познай себя, подводный мир, веселая астрономия)

Индивидуальные (я и моя семья, секреты бабушкиного сундука, сказочная птица)

Исследовательские (мир воды, питание и здоровье).

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи:

Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей

Развитие познавательных способностей

Творческого воображения

Творческого мышления

Коммуникативных навыков.

Задачи для каждого возраста:

Младший дошкольный возраст – вхождение в проблемную ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути решения проблемной ситуации; формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.

Старший дошкольный возраст – формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Публикации по теме:

Проектная деятельность с дошкольниками с ОВЗ В сообщении повествуется о возможности реализации метода проектов при работе со старшими дошкольниками с ОВЗ в условиях ДОУ. 1. Что такое.

Система работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ. .

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Игрушки
  • Человек
Автор публикации:
Проектная деятельность в детском саду
Опубликовано: 15 апреля 2013 в 16:16
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...