Проектная деятельность в дошкольном образовании как средство формирования духовно-нравственного здоровья

Светлана Потапова
Проектная деятельность в дошкольном образовании как средство формирования духовно-нравственного здоровья

Особенностью проектной деятельности по формированию духовно – нравственного здоровья дошкольников является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида №8 «Белоснежка» города Мегиона в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет.

Диагностика показателей духовно-нравственного здоровья дошкольников осуществлялась путем сравнения поведения детей в двух планах их взаимоотношений: в ситуации рассказа (проявление познавательного аспекта) и в ситуации «выбора помощника» (проявление нравственных мотивов поведения).

Задачами начального этапа исследования явились:

• выяснение особенностей имеющихся у детей представлений о нравственных нормах в ходе различных форм взаимодействия;

• установление имеющегося уровня сформированности некоторых поступков нравственного поведения у дошкольников 4-5 лет.

Исходя из выше изложенного, на начальном этапе, с целью установления имеющихся личностных качеств, указывающих на зачатки показателей духовно-нравственного здоровья использовалась методика Е. О. Смирновой «Капитан корабля», позволившая определить мотивы нравственного выбора дошкольников.

Проводя данное исследование, мы не ставили целью провести социометрическое исследование, в большей степени нас интересовали те мотивы, которыми руководствуются дети, осуществляя свой выбор. Анализ высказывания детей показал. Тех, кого «хотели бы» взять с собой на корабль, сверстники характеризовали следующим образом: «добрый», «мой друг», «всегда играем вместе», «красивый», «никого не обижает».

Отвечая на вопрос воспитателя: «Кого не взял бы с собой в плавание?» раскрывался сверстниками через описание негативных форм поведения: «дерётся», «не даёт игрушки», «обзывается», «не слушается», «всё ломает», и пр.

Кроме этого, с целью диагностики дети участвовали в экспериментальной ситуации нравственного содержания, состоявшей в опросе – беседе «Знание норм поведения», предложенной автором Г. А. Урунтаевой. В индивидуальной беседе каждому из детей было предложено выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Миши, который также ходит в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав рассказ, ребенок вместе с воспитателем выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Миши.

Анализ результатов первичной диагностики уровня сформированности культуры нравственного поведения детей в группе, как показателей духовно-нравственного здоровья показал, что следует сделать вывод лишь о зачаточных представлениях дошкольников о нормах правильного (нравственного) поведения. Для достижения цели исследования был разработан и реализован проект по формированию духовно – нравственного здоровья дошкольника «Сказочный путь к доброте».

Причиной, послужившей для выбора тематики проекта, стало то, что сказка является одним из эффективных средств развития духовно-нравственных качеств личности ребенка – дошкольника. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочного сюжета естественно и последовательно вытекают одно из другого. Дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в решении своих проблем. Сказка активно воздействует на чувства и разум ребенка – дошкольника, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Сказка помогает ребенку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывает стремление подражать хорошему и противиться плохому, тем самым заложить в душе и сознании ребенка определенные моральные установки. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками помогает в формировании духовно-нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста, тем самым определив тему нашего проекта.

Вид проекта – творческий, срок реализации проектной деятельности составил 5 месяцев. Участники проектной деятельности: группа общеразвивающей направленности дети дошкольного возраста 4 - 5 лет, родители воспитанников. Ожидаемые результаты - демонстрация детьми личностных качеств, соответствующих показателям духовно-нравственного здоровья.

Работа над проектом «Сказочный путь к доброте» предполагала несколько этапов. На подготовительном этапе работы изучалась психолого-педагогическая литература по теме проекта. Осуществлялась подборка диагностического инструментария и мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей воспитанников. Был разработан план мероприятий по работе с детьми и родителями воспитанников.

На основном этапе в соответствии с поставленной целью и задачами, в группе была создана соответствующая развивающая образовательная среда. В Центре книги была организована выставка книг со сказками. Дети приносили свои любимые книги, делились своими впечатлениями о героях, характеризовали их. Смысл таких мероприятий в том, чтобы сплотить детей, подвести их к тому, чтобы дети почувствовали одобрение взрослых и, видя интерес сверстников, стали более решительными, доброжелательными.

В ходе работы со сказкой, использовались различные формы педагогического взаимодействия: рассказывание тематических (наполненных нравственным, поучительным содержанием) сказок, их пересказ, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса на лучшего знатока сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. Например, сказка «Зимовье» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Наказ слушаться родителей, старших, будь добрым и смелым звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк». Трудолюбие и доброта в сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Морозко», «Красная Шапочка «Золушка»). Честность, справедливость, мудрость восхваляется («Мужик и медведь», "Лиса и козел"). Осуждается жадность и поощряется щедрость «Два жадных медвежонка», смелость восхваляется «Тараканище», «Жихарка».

Подведение итога такой деятельности состояло в том, что дети приходили к следующим умозаключениям: «Нельзя обижать других», «Нужно вежливо разговаривать друг с другом», «Надо заботиться друг о друге», «Надо играть дружно, не ссориться», «Не хорошо жадничать».

Для усвоения вежливых форм общения проводились игровые задания: «Помоги зайчишке придумать вежливое слово», «Колобок» – детям предлагалось, перекатывать мяч друг другу, здороваться с колобком и говорить ему приятные слова. Например: «Ты красивый, ты мне нравишься», «ты миленький», «ты пухленький». Организуя игру «Назови ласково героев сказки теремок» формировали умение детей обращаться друг к другу ласково, вежливо и культурно. Игровое задание «Что хорошо – что плохо», также помогает детям понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

С целью формирования доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста была проведена организация игр – драматизаций по мотивам сказок. Игра – драматизация является хорошей школой морали в действии, своеобразной формой совместных переживаний детей, где они учатся подчинять свои желания и интересы общей цели. При подготовке инсценировки сказки «Заюшкина избушка» дети самостоятельно выбирали детей на роль героев сказки, совместно с детьми готовились костюмы и атрибуты к сказке, разучивались роли. При таком подходе даже небольшие по объёму сказки дают огромный воспитательный эффект. Такое «примеривание» на себя ролей сказочных героев, сопереживание им, делает еще более близкими и понятными проблемы персонажей сказки. На основе сказочных сюжетов дети учатся объективно оценивать поступки сказочных персонажей. И этот опыт ложиться в основу умения оценивать поступки сверстников и свои собственные.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Совместно с родителями пополняли уголок сказки играми: «Расскажи сказку», «Узнай сказку по песенке», «Собери картинку о сказке», различными видами театров: настольный, пальчиковые, бибабо; масками к сказкам, костюмами для создания театральных представлений. В свою очередь родители подготавливали костюмы для представлений, разучивали с детьми роли, выбирали сюжеты для рисунков, готовили детей к конкурсам рисунков.

Наряду с этим оказывалась помощь родителям по использованию сказок в семейном воспитании детей. Проводились консультации: «Все ли сказки хороши», «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка». Оформлялся информационный стенд: «Сказка учит доброте», «Зачем читать детям книги», «Какие сказки читать детям на ночь», «Чему нас учит сказка». Родители совместно с детьми были привлечены к изготовлению книжки-самоделки своими руками. Были участниками родительского собрания на тему: «Сказка ложь, да в ней намёк…», праздника «День Доброты» и выставки рисунков «В гостях у сказки».

На заключительном этапе работы над нашим проектом был проведен праздничный музыкально – театрализованный концерт «В гостях у сказки «Теремок» и контрольная диагностика уровня сформированности культуры нравственных норм поведения, как показателей духовно-нравственного здоровья детей, которая производилась нами на основе тех же методик, критериев и показателей, что и при первичной диагностики.

В ходе проведения контрольного обследования нами были получены результаты, свидетельствующие об изменениях в формировании культуры нравственных норм, как показателей духовно – нравственного здоровья воспитанников данной группы. Следует отметить, что при повторном обследовании ответы детей приятно удивили: не было выявлено ни одного ребенка, который «оставался на берегу». Это связано с тем, что эти дети пополнили ряды «предпочитаемых». Из наблюдения следует, что дети изменились, стали более отзывчивы и заботливы. Результаты контрольного обследования показали, что при проведении целенаправленной, систематической и планомерной работы по реализации проекта «Сказочный путь к доброте» в МБДОУ «ДС КВ № 8 «Белоснежка», у детей формируются духовно-нравственные качества личности.

Публикации по теме:

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия - вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Статья «Проектная деятельность в детском саду» Проектная деятельность в детском саду. Проектная деятельность-это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Транспорт
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Проектная деятельность в дошкольном образовании как средство формирования духовно-нравственного здоровья
Опубликовано: 4 января 2014 в 22:37
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Технологическая карта литературное чтение 3 класс
Сценарий постановки «Курочка-ряба»* Ход постановки Действие героев ( ремарка) Диалог реплики синопсис деревенская изба, в избе стоит деревянный стол, за...
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Кто где живёт?»
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Кто где живёт? » Цель. Закрепить знания детей о природных зонах, о животных, которые живут в...
Развлечение «День Земли»
23 апреля в нашей группе прошло развлечение : " День Земли " . Дети читали стихи , пели песни, играли в игры. Много лет назад, 22 апреля произошла...
Праздник «8 марта»
Весело журчат ручьи, Суетятся воробьи, Мягкая ложится тень, Праздничный сегодня день. Весна играет свои гаммы, Рассылает телеграммы. Она полна...
Конспект интегрированного занятия сказке В. Сутеева «Под грибом»
Программное содержание: Учить детей изготавливать полуовал из прямоугольника путем обрывания верхних углов, обрывать углы квадрата, получая круг. Продолжать...