Проектная деятельность в ДОУ

Ирина Зиновьева
Проектная деятельность в ДОУ

Слайд №1

Так что же такое проектирование?

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. В этой связи, педагоги нашего дошкольного учреждения стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач. По нашему мнению, одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.

В нашем ДОУ такая форма работы, как проектная деятельность внедрена и активно используется.

Слайд №2

В новых государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорится о том, что воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях необходимо строить с учетом ПРИНЦИПА ИНТЕГРАЦИИ образовательных областей соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, основываться на КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКО ПРИНЦИПЕ построения образовательного процесса; Метод проектов, один из методов интегрированного обучения дошкольников. Вся деятельность детей объединена основной проблемой. Например, давая детям представление о домашних животных, воспитатель знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, с образами домашних животных в произведениях писателей, с передачей их образов в народно-прикладном искусстве и в творчестве художников-иллюстраторов. Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

Полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физическим развитием)

Частичная интеграция (интеграция художественно литературы и изодеятельности)

Интеграция на основе единого проекта, основе которого лежит проблема.

Слайд №3

Проект представляет собой совокупность:

• Целей, значимых для всех участников (желание узнать, сделать что-либо)

• Содержания (конкретные знания, умения, навыки)

• Активности (видов и форм деятельности, отражающих знания или способы их получения, инициированной как детьми, так и взрослыми: воспитателями, специалистами, родителями)

• Результатов, значимых для всех участников проекта и каждого в отдельности.

Слайд №4

Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

• Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

• Информационные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т. п.

• Игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы

• Исследовательские: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

Состав участников:

(групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)

Продолжительность

• краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели,

• средней продолжительности – 1–3 месяца,

• долгосрочный – до 1 года).

Слайд №5

В основе метода проектов лежат принципы:

• Открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать, предоставлять или не предоставлять результаты своего дела, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы)

• Диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив ее продолжения, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат)

• Рефлексивности – является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляция поведения.

Слайд №6

В образовательной практике выделяют следующие этапы работы над проектами:

1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта, план деятельности по достижению цели:

• к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю,

• в каких источниках можно найти информацию,

• какие предметы (оборудования, пособия) использовать,

• с какими предметами научиться работать.

3. Выполнение проекта (практическая часть)

4. Публичное представление продукта проектной деятельности

5. Подведение итогов, определение задач для новых проектов.

Слайд №7

При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами.

1. Несоответствие между традиционной формой организации образовательного проекта и характером проектной деятельности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути.

2. Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка.

Проектный метод предполагает самостоятельный выбор ребенком способа действия в различных ситуациях.

Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объективной позиции. В проектной деятельности под субъективностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъективность ребенка может проявляться по - разному. Так ребенок может высказать оригинальную идею (то есть заранее не высказанную другими детьми) или поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае воспитатель должен акцентировать внимание на своеобразии идеи ребенка. Например, при обсуждении подарков к 23 февраля один мальчик высказал идею нарисовать папе открытку. Другой поддержал его идею, сказав, что можно нарисовать открытку дедушке. С точки зрения взрослого, был озвучен одинаковый замысел: создание открытки. В этом случае педагог может сказать: «Женя уже сказал про открытки. Попробуй придумать что-нибудь другое». Более продуктивным является другой путь: можно поддержать инициативу второго ребенка, подчеркнув что про открытку дедушке еще никто не говорил. В этом случае педагог, во первых, открывает новое пространство для творческой деятельности (можно поговорить чем будут отличаться открытки для папы и дедушки, а во-вторых, поддерживает инициативу ребенка (он получает позитивный опыт высказывания и в следующий раз он тоже выскажет свои идеи).

3. Необходимость формирования субъектной позиции педагога. Невозможно развивать субъектность ребенка, оставаясь в жесткой позиции. Педагог, демонстрирующий субъектную позицию, сначала выяснит, как ребенок видит эту ситуацию, (для дошкольника создание открытки, не очевидное действие, а своеобразное открытие, осмысление праздника). И только потом педагог обратится к способам оформления замысла.

Публикации по теме:

Проектирование физкультурно-игровой среды в условиях ДОУ .

Разделитель теперь автоматический!!! Настал тот день, когда я Вас больше не буду мучить: "Поставьте разделитель в блоге". Теперь он ставится автоматически! "Читать далее. ".

Автор публикации:
Проектная деятельность в ДОУ
Опубликовано: 13 декабря 2012 в 16:03
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...