Лучший педагог года

Проектная деятельность в ДОУ

Людмила Харченко
Проектная деятельность в ДОУ

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых

методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является

проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех

сферах человеческой деятельности становится универсальным

инструментарием, позволяющим обеспечить ее

системность,целеориентированность и результативность.

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые

Публикация «Проектная деятельность в ДОУ» размещена в разделах

позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных

действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.

Проектное обучение можно представить как способ организации

педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей

средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной

цели. В основу метода проектов заложена идея о направленности

познавательной деятельности дошкольников на результат, который

достигается в процессе совместной работы педагога, детей над

определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или

работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые

знания и умения из различных разделов образовательной программы

дошкольников и получить ощутимый результат.

Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании,

помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования

является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в

окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).

Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная

деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие

дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Родители могут быть не только источниками информации,реальной помощи

и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать

непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой

педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от

своих успехов и успехов ребенка. Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности,как

правило, осуществляется по следующим этапам:

Первый этап:

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после

чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную

ситуацию после чего формулирует задачи. Задачами детей на этом этапе

реализации проекта являются : вхождение в проблему, вживание в игровую

ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.

Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога

является формирование у детей активнойжизненной позиции; дети должны

уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире

вокруг.

Второй этап:

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям

грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных

задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение

ролей.

Третий этап:

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а

также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит

формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап:

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и

проводит её.Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего

они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной

деятельности.

Классификация проектов :

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующимпризнакам:

-По тематике и способам реализации результатов:

творческие,информационные, игровые или исследовательские

-По составу участников: индивидуальные, групповые и фронтальные.

-По срокам реализации: краткосрочные (1-3 занятий, средней

продолжительности (1-2 месяца) и долгосрочными (весь учебный год).

Выделяются несколько этапов метода проектов :

1. Выбор цели проекта.

Педагог помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них

задачу на их уровень развития.

2. Разработка проекта.

Составление плана деятельности по достижению цели : к кому обратится за

помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и

оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для

достижения цели.

3. Выполнение проекта

Выполняется практическая часть проекта.

4. Подведение итогов

Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.

По видам проекты подразделяются на следующие:

1. Творческие.

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в

виде детского праздника.

2. Исследовательские.

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет,книг,альбомов, выставок.

3. Игровые.

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ

персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

4. Информационные.

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные

социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной

творческой личности.

Задачи развития детей в проектной деятельности.

В педагогике выделяются следующие задачи определяющие развитие детей

в проектной деятельности :

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

-вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль

педагога);активизация желания искать пути разрешения проблемной

ситуации (вместе с педагогом);

-формирование начальных предпосылок поисковой

деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

инициативы;

-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с

помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-формирование умения применять данные методы, способствующие

решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской

деятельности.

Алгоритм проведения проектной деятельности в ДОУ

Этапы реализации проекта.

-Подготовительный этап.

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации

идеи. (Педагоги ДОУ,специалисты,родители,воспитанники ДОУ).

-Организационный этап

Составление плана проекта, определение сроков реализации и

ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с

родителями и педагогами,консультаций по теме проекта и

реализациизадач. (Педагоги,специалисты ДОУ,родители).

-Формирующий этап

Разработка положений смотров, конкурсов,конспектов занятий,сценария

итогового мероприятия. (Педагоги, специалисты ДОУ).

-Итоговый этап

Проведение итогового мероприятия (праздника,развлечения).Награждение

победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ

результатов проектной деятельности. (Педагоги и специалисты

ДОУ,родители).Правила проведения круглых столов с родителями.

* Каждое заседание требует своего «сценария» и предельно

четкихустановок, рекомендаций и советов в реализации этапов проекта.

* Главным методом работы «круглого стола» является диалог, определение

путей взаимодействия родителей, детей и педагогов в рамках проекта.

* Родители приглашаются на заседание «круглого стола» и оповещаются

оповестке не позднее, чем за 5 дней до даты его проведения.

* На заседание приглашаются специалисты ДОУ, воспитатели возрастных

групп.

* Дается познавательная информация для родителей, раскрывающая

подходы к реализации данного проекта.

* По итогам заседания определяются пути взаимодействия между

родителями, детьми и педагогическим коллективом, определяется

содержание работы и сроки реализации.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это

оптимальный,инновационный и перспективный метод, который должен

занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из

методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно

повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление,

умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об

интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для

создания новых объектов действительности. А так же делает

образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике

является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать

обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать

к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на

личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном

итоге, она должнаспособствовать развитию индивидуально-творческойдеятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии

образовательного процесса, способствовать личностному развитию

воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической

деятельности.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он

дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения

сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления,

логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и

исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных

навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в ДОУ Как вырастить маленького гения? – Дать возможность ребёнку экспериментировать, фантазировать, искать ответы на вопросы. Ничто так не помогает.

Проектная деятельность по краеведению Как не велика наша страна, каждый человек связан глубокими корнями со своей землей, с тем местом, где он родился, жил, учился. Навсегда.

Проектная деятельность в первой младшей группе «Ель» «Дети должны жить в мире красоты. Игры, сказки, музыки, рисунка. Фантазии и творчества» В. А. Сухомлинский Актуальность проекта: Тема была.

Проектная деятельность дошкольников Проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого и строится на следующих принципах. 1. Проектная деятельность.

Проектная деятельность дошкольников «Проектная деятельность дошкольников» В контексте новой личностно-ориентированной парадигмы главным критерием качества дошкольного воспитания.

Проектная деятельность «Карусель» Цель: выяснить, какая сила воздействует на объект при вращении карусели. Объект исследования: Карусель Проблема: почему при остановке.

Проектная деятельность с дошкольниками По определению американского психолога и педагога Вильяма Килпатрик: «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной.

Проектная деятельность (заключение) Дидактические игры. Игра «Разрезные картинки» Цель игры: Умение составлять из частей целое, развитие мелкой моторики, логического мышления.

Проектная деятельность «Желудь — это что?» Тема проекта: «Желудь – это что?» Тип проекта: познавательно – исследовательский. Включает в себя творческую, познавательную и практическую.

Проектная деятельность педагогов в ДОУ Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьезные изменения, которых не было с момента ее создания. Во первых, в связи с введением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность в ДОУ
Опубликовано: 30 сентября 2015 в 22:38
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД