МААМ-картинки

Проектная деятельность в ДОУ как метод воспитания экологического воспитания

Елена Метелькова
Проектная деятельность в ДОУ как метод воспитания экологического воспитания

Поселок речников, Память Парижской Коммуны (бывший Жуковский, находится напротив Кадниц, на высоких песчаных дюнах. Здесь есть судоремонтный завод и зимуют волжские теплоходы.

Виды на реку со стороны Кадниц и песчаных дюн поселка поражают своей живописностью. Природа края богата и разнообразна. Здесь же имеются многочисленные архитектурные памятники, такие, как храм в Кадницах.

Несмотря на экологическую безмятежность, Нижегородскому Приволжью угрожают потенциальные экологические проблемы : затопление пойменных береговых экосистем ввиду реализации проектов повышения уровня Чебоксарского водохранилища и Нижегородского низконапорного гидроузла; попытка застройки пойменных территорий («Глоб-Таун» в Борских пойменных лугах; потенциальная застройка Копосовских лугов и, как следствие, возможное подтопление заповедной Копосовской дубравы).

Публикация «Проектная деятельность в ДОУ как метод воспитания экологического воспитания» размещена в разделах

Текущее состояние экологии в крае и мире в целом не безоблачно. Рост таких глобальных угроз, как загрязнение атмосферы и литосферы, трансграничное перемещение отходов, сокращение биоразнообразия и других диктует важность решения экологических проблем не только на уровне скоординированных действий руководства и промышленности края, но и на уровне формирования экологического мышления, которое закладывается в школьном и дошкольном возрасте. Ст. 71 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» подчеркивает необходимость всеобщности и комплексности экологического образования.

Статья 7 проекта Федерального закона «Об экологической культуре»

полностью отведена экологическому воспитанию дошкольников. Цель подобного воспитания – заложить «основы духовного развития

личности, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, формирует базовую систему ценностей и нравственное отношение личности к окружающему миру». При этом воспитание бережного отношения к окружающей среде вменяется работникам дошкольных учреждений как обязанность. Само же экологическое воспитание дошкольников определяется как «процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения. Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды» .

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Парус» поселка Память Парижской Коммуны Нижегородской области находится по адресу: городской округ город Бор, Память Парижской Коммуны сельсовет, сельское поселение Память Парижской Коммуны ул. Мира, д. 2.

В 2021-2022 учебном году детский сад посещать 132 ребенка раннего возраста, младшей, средней и подготовительной групп. Основным инструментом формирования экологической культуры детей в МАДОУ «Детский сад «Парус» является метод проектов. В детском саду ежегодно реализуются проекты по экологическому воспитанию, такие как «Покормите птиц зимой», «Съедобные кормушки», «Учимся сортировать мусор», «Вторая жизнь пластика» и др. Педагоги и воспитанники принимают участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах экологического содержания. Воспитанники детского сада «Парус» неоднократно занимали призовые места к конкурсах, организованных Государственным природным биосферным заповедником «Керженский».

В основе экологического воспитания дошкольников лежат такие экологические идеи, как связи среды и организма, деятельности человека

и среды. Цель экологического воспитания дошкольников – воспитание и

становление первоначальной экологической культуры, представлений об ответственном отношении к окружающей среде.

Даная цель имеет согласование с Концепцией дошкольного воспитания,

в разделе «Воспитание дошкольников» которой начала экологического сознания в отношении к природе обозначаются как ценностная основа отношения к действительности.

Можно обозначить шесть основных задач по

экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ :

1) создание воспитательно-образовательной модели, при которой формируется на уровне проявления начал экологическая культура у дошкольников;

2) осознание в среде воспитателей ДОУ необходимости

трансляции сущности экологических проблем подрастающему поколению и важности экологического воспитания;

3) создание в ДОУ условий проектной деятельности и воспроизведения экологического воспитания дошкольников;

4) повышение квалификации воспитателей для трансляции новых практик экологического образования и воспитания, в том числе родителям;

5) систематизация проектной технологии по формированию основ экологического воспитания;

6) систематический контроль уровня сформированности у дошкольников экологической культуры на проектных достижениях и в результате общения с окружающей средой.

Разделы биологической экологии в разной степени

могут быть педагогической основой для понимания реальной экологической

методики воспитания средних дошкольников. Как утверждает С. Н. Николаева, «критериями отбора понятий и необходимой экологической

информации являются два момента: их наглядная представленность и

возможность включения в практическую деятельность, потому что у детей

дошкольного возраста в большей степени развиты наглядно-действенная и

наглядно-образная формы понимания, которые имеют возможность

обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и

адаптированных к данному возрасту сведений о природе».

Именно возможность включения экологических знаний в наглядную практическую деятельность рождает идею метода проектов у дошкольников.

В дошкольной практике обучения и воспитания в детском саду метод

проектов ввиду его нацеленности на познавательно-исследовательский аспект может рассматривается как педагогическая инновация. И, тем не менее, ввиду особой направленности проектной деятельности на результат, метод проектов является востребованной образовательной технологией.

Проектное формирование экологической культуры в МАДОУ «Детский сад «Парус» соотносится с региональным компонентом программы ФГОС «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой). Сутью регионального компонента как раз является учет природно-географических и культурно-исторических особенностей региона, воспитание интереса и уважения к родному краю, его природе и экологии.

Результатом проектной деятельности в сфере экологического воспитания дошкольников являются неоднократные мероприятия-конкуры Заповедника «Керженский», а также экологические праздники.

Данные мероприятия показали высокую заинтересованность детей и их родителей в результатах. Система оценки подобных мероприятий в динамике указывает на положительную динамику сформированности экологического мышления дошкольников.

Работа над проектами экологической направленности вызывает у ребенка большой познавательный интерес и вследствие этого имеет большое

значение для развития его познавательных интересов. Через

объединение различных областей знаний формируется целостное видение

картины окружающего мира. Коллективная работа дает детям

возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело

развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества

дошкольников.

Таким образом, применение проектной деятельности в

системе экологического воспитания дошкольников является наиболее

эффективным благодаря сочетанию интересов всех субъектов

педагогического процесса

Публикации по теме:

Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей»Фотоотчет о региональной педагогической мастерской «Проектная деятельность как средство экологического воспитания детей» 14 апреля 2017 года в детском саду комбинированного вида № 7, Тульской области, города Щекино, состоялась "Региональная педагогическая.

Дидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольниковДидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольников В настоящие время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Пластилинография как метод успешного развития и воспитания детей в ДОУ Дети лепят, рисуют, делают различные постройки из конструктора, путешествуют на воображаемых машинах и самолётах в сказку – дети играют.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Разнообразие форм и методов экологического воспитания в старшей группе ДОУРазнообразие форм и методов экологического воспитания в старшей группе ДОУ Как часто мы от природы берем все, не отдавая взамен ничего? Обычное потребительское отношение. К окружающему миру, людям, иногда даже самому.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Тематическое направление «Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания» Доклад: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомления с историей, культурой и традициями родного края» «Патриотизм,.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность в ДОУ как метод воспитания экологического воспитания
Опубликовано: 26 ноября 2022 в 16:59
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД