Лучший педагог года

Проектная деятельность в ДОУ по пожарной безопасности «Огонь: друг или враг»

Ирина Чухломина
Проектная деятельность в ДОУ по пожарной безопасности «Огонь: друг или враг»

Чухломина Ирина Владимировна, социальный-педагог,

вторая квалификационная категория

по должности «социальный педагог»,

МДОУ «Детский сад №7 «Теремок»

г. Коряжма Архангельской области

Проектная деятельность в ДОУ

по пожарной безопасности :

"Огонь : друг или враг"

Актуальность проекта

Публикация «Проектная деятельность в ДОУ по пожарной безопасности „Огонь: друг или враг“» размещена в разделах

Актуальность проекта вызвана тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при пожарной опасности реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его.

Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.

ПАСПОРТ

Тип проекта – информационно-практико-ориентированный

По характеру участия – ребенок участник

По продолжительности – среднесрочный

По количеству участников – групповой

Форма представления – презентация

Гипотеза:

Активная совместная деятельность всех участников проекта поможет сформировать у детей навыки осознанного, безопасного поведения, создать условия для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ.

Цель проекта :

Цель проекта – формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ.

Задачи проекта :

Образовательные

• Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного.

• Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает врагом.

• Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.

Развивающие

• Формировать умение реально оценивать возможную опасность.

• Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

• Развивать творческие способности дошкольников.

Воспитательные

• Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

• Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.

• Воспитывать чувства благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

Практические

• Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.

• Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.

• Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

• Вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Участники проекта :

• Педагоги ДОУ;

• Инструктор пожарной профилактики г. Коряжма АОО ВДПО;

«Пожарная дружина» ДДТ

• Дети 5-6 лет;

• Родители.

Действия:

Специально организованное обучение:

-непосредственная образовательная деятельность, направленная на социальное развитие личности;

-экскурсии;

-продуктивные виды деятельности.

• Совместная деятельность воспитателя с детьми:

-беседы;

-игровые ситуации на образовательной основе;

-чтение художественной литературы;

-заучивание стихотворений;

-игры: подвижные, творческие, дидактические;

-праздники и развлечения;

-просмотр мультфильмов.

• Самостоятельная деятельность :

-игры;

-продуктивная деятельность.

Работа с родителями:

-анкетирование;

-консультации, памятки;

-наглядно-текстовая информация;

-совместные мероприятия детей с родителями;

-родительское собрание

Работа с педагогами:

- Тестирование;

- Консультации;

- Беседы;

- Круглый стол;

- Деловая игра;

- Открытые просмотры.

Принципы реализации проекта :

Принцип системности:

систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Принцип диалогического общения:

неотъемлемое условие взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду и дома.

Принцип доступности и креативности:

позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области пожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.

Принцип гуманизации:

во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.

Принцип доступности:

предусматривает осуществление воспитательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

Ожидаемый результат:

• привитие уважение к героической профессии «Пожарный»;

• овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, осознанное выполнение правил противопожарной безопасности;

• профилактика панического страха перед огнём;

• привлечение родителей к данной проблеме;

• пополнение методического кабинета пособиями, реквизитами, методической литературой, рекомендациями, конспектами занятий, развлечений по пожарной безопасности.

Подготовительный этап:

• Анкетирование родителей.

• Диагностика детей.

«Круглый стол» с участием родителей и детей.

• Оформление серии выставок для родителей и педагогов по пожарной безопасности.

• Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

• Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.

Основной этап:

Сентябрь

Тема: «Что такое огонь

Цель: формировать чувство повышенной опасности, исходящей от огня.

Работа с детьми Работа с родителями:

1. Образовательная ситуация на игровой основе с применением ИКТ «Привила пожарной безопасности».

2. Образовательная ситуация на игровой основе по правилам пожарной безопасности «Пожар и пожарные в стихах и загадках».

3. Просмотр мультфильма «Спасик и его друзья».

Чтение:

4. С. Маршак «Сказка про спички»; Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял».

5. Дидактическая игра «Огнеопасные предметы».

6. Практическая деятельность : тактические учения по отработке плана эвакуации в случае возникновения пожара.

Анкетирование «Чтобы не было беды».

Консультация «Спички – не игрушка, огонь – не забава».

Октябрь

Тема: «Что такое служба пожарной безопасности»

Цель: формировать интерес к труду пожарных; представление о действиях боевого расчета; тактике тушения пожара.

Работа с детьми Работа с родителями:

1. Образовательная ситуация на игровой основе с применением ИКТ: «Профессия пожарный» (сотрудник пожарной части).

2. Экскурсия в пожарную часть «В гости к пожарным».

3. Оформление стенда по итогам экскурсии.

7. Просмотр мультфильма «Кошкин дом».

4. Чтение: С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

5. Продуктивная деятельность : конкурс детских рисунков «Пожарная безопасность – глазами детей».

Посещение семей «группы риска», с целью проведения бесед и распространения листовок по формированию пожаробезопастного поведения.

Памятка «Помните об опасности».

Родительское собрание: «Пожароопасные предметы» (сотрудник пожарной части)

Ноябрь

Тема: «Правила пожарной безопасности».

Цель: уметь ориентироваться в пространстве помещения (группы, квартиры) знать первые действия и порядок действий при пожаре.

Работа с детьми Работа с родителями:

1. Образовательная ситуация на игровой основе в форме экскурсии по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.

2. Игра «Да и нет».

3. Просмотр мультфильма «Правила безопасного поведения детей при пожаре».

4. Образовательная ситуация на игровой основе «Огонь злой, огонь добрый».

5. Продуктивная деятельность : «Оформление детского уголка пожарной безопасности» Беседа «Если в доме пожар».

Картотека игр: «Добрый и злой огонь».

Декабрь

Тема: «Легче чем пожар тушить - нам его предупредить».

Цель: закрепить знание об основных требованиях пожарной безопасности; выявить уровень осознанности детьми соблюдения правил пожарной безопасности.

Работа с детьми Работа с родителями:

1. Игра-викторина «Чтобы не было пожара.

2. Чтение: Б. Жидков «Пожар», Л. Толстой «Пожарные собаки», К. Чуковский «Путаница».

3. Дидактические игры «Причины пожаров».

4. Практическая деятельность : создание специальных ситуаций (обыгрывание) «Действия при пожаре».

5. Просмотр мультфильма «Игры с огнём».

Письменная консультация: «Что нужно сделать, чтобы не случился пожар».

Досуг с детьми и родителями: «Огонь – друг, огонь - враг».

Заключительный этап:

• Диагностическое обследование детей, анализ результативности.

• Выставка совместных работ детей и родителей «Пожарная безопасность глазами детей».

• Игра викторина «Чтобы не было беды».

• Представление материалов проекта в виде презентации.

Результат:

У детей повысился уровень знаний о пожарной безопасности. Дети готовы самостоятельно решать задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, сформировались устойчивые навыки самосохранения и навыки осознанного безопасного поведения. Уровень профессионального мастерства педагогов по теме проекта стал более совершенным. В ДОУ для организации деятельности по пожарной охране и безопасности детей созданы необходимые условия. В группе организован уголок по пожарной безопасности. Скоординирована деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями и сотрудниками ДОУ. Расширено взаимодействие с социальными учреждениями города (Пожарная часть №33, ДДТ – пожарная дружина).

Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. В результате активной совместной деятельности всех участников проекта у детей сформировались навыки осознанного безопасного поведения, созданные в ДОУ условия способствовали усвоению и закреплению знаний детей о правилах пожарной безопасности.

Список литературы:

1. Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М. : Скрипторий 2003, 2007.

2. Коган М. С. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем! – Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2009.

3. Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – М. : Скрипторий 2003, 2009.

4. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М. : Сфера, 2008.

5. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав. ред. В. А. Володин. – М. : Аванта,2001.

Публикации по теме:

Проект по ОБЖ в старшей группе «Осторожно!» Актуальность проекта: проблема воспитания у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как активному субъекту противопожарной.

Педагогический проект по решению проблемы воспитания у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах города СОДЕРЖАНИЕ: 1. Краткая аннотация проекта 3 2. Описание учреждения 5 3. Постановка проблемы 12 4. Цель и задачи проекта 14 5. Методы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность в ДОУ по пожарной безопасности «Огонь: друг или враг»
Опубликовано: 15 марта 2015 в 18:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД