Проектная деятельность в формировании познавательного интереса старших дошкольников к творчеству художников родного города.

Марина Мерзаева
Проектная деятельность в формировании познавательного интереса старших дошкольников к творчеству художников родного города.

Мерзаева Марина Сергеевна, воспитатель

высшей квалификационной категории

МДОУ «ЦРР – ДС «Улыбка», город Абаза.

Раб. тел. (39 047) 2 – 45 -97

Проектная деятельность в формировании познавательного интереса старших дошкольников к творчеству художников родного гор ода.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени. В период дошкольного детства мы закладываем основы будущего мировоззрения детей, формируем познавательный интерес ко всему, что окружает его, с чем он соприкасается. Не всегда то, что достойно внимания ребенка бывает замечено, оценено, пропущено через сердце и душу, чтобы стать важным для него на всю оставшуюся жизнь. Для этого нужны мы – педагоги, учителя, воспитатели и условия, которые нам необходимо создать для саморазвития ребенка.

В нашем городе живут замечательные художники-живописцы (Вили Васильевич Андрияшев – заслуженный деятель культуры России и почетный гражданин нашего города, Николай Мельчуков, Владимир Эдуардович Гиль, фотохудожники (Наталья Пьянкова и Игорь Яни). Источником их творчества является великолепная природа – богатство нашего города и, конечно, люди. Традиционно знакомство с талантливыми земляками происходило на занятиях, в беседах, иногда, по возможности, на выставках. Познавательный интерес детей был не устойчив, знания полученные детьми из уст педагога быстро забывались. Радикальные изменения, происходящие в Российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. В первую очередь это формирование у дошкольников качеств необходимых для овладения любой деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности. Одним словом, необходимо формировать познавательные интересы.

В связи с этим, перед нами стояла задача - каким образом можно повысить интерес детей к творчеству талантливых живописцев и фотохудожников родного города, как сделать их активными участниками познавательной деятельности, а не просто «поглотителями» информации слетающей с уст воспитателя-рассказчика. Привлечение родителей к участию в проекте для нас также было немаловажной задачей.

Мы выбрали проектный метод с использованием интеграции, как один из путей достижения качества образования, средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование определенных личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Метод проектов дает возможность накапливать свой опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по настоящему интересуют ребенка.

Руководствуясь этим, мы использовали все преимущества проектной деятельности для формирования у детей познавательного интереса к творчеству художников города Абазы.

В соответствии с целью были определены следующие задачи проекта:

1. познакомить детей с творчеством художников нашего города.

2. учить различать виды искусства (пейзаж, портрет, натюрморт)

3. развивать мышление, эстетическое восприятие, творческую активность детей.

4. привлечь родителей к активному участию в проекте.

5. воспитывать чувство гордости за своих талантливых земляков.

Реализация проекта предполагала следующие этапы:

1. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей

(при посещении галереи В. Э. Гиль, дети были озадачены вопросом о том, кто автор картин, хотя в старшей группе знакомство с творчеством художника уже было)

2. Участие детей в решении проблемы (была обозначена проблема и детская цель вместе с детьми – «Как можно выяснить, кто автор картин, и есть ли в нашем городе настоящие художники?»)

3. Сбор информации о художниках Абазы с вовлечением педагогов, родителей и детей (фотографии, газетные вырезки, статьи из журналов и т. д.)

4. Совместная деятельность педагога и детей (создание альбома с найденной информацией о художниках)

5. Планирование мероприятий с учетом цели.

6. Проведение мероприятий, предусмотренных в проекте (беседы и занятия по теме; обновление с детьми надписей - названий картин в галерее детского сада; экскурсии в музей, на выставки, по местам изображенным в картинах художников; творческая встреча с В. В. Андрияшевым и В. Э. Гиль; викторина «Знатоки искусства»)

7. Презентация проекта: альбом - «Художники города Абаза», фильм - «Встреча с настоящим художником», мультимедийная галерея Н. Пьянковой, оформление картин В. Э. Гиль в галерее детского сада. Выставки детских рисунков и художественных фотографий, сделанных родителями.

Средства реализации проекта:

Беседы «Профессия художник»

Комплексные занятия «В картинной галерее», «Как создается картина», «Самый нужный инструмент».

Разучивание стихов о художниках, о городе Абаза, о жанрах живописи (в совместном блоке в детском саду и дома с родителями)

Посещение выставок В. Э. Гиль, Н. Пьянковой в Центре детского творчества.

Посещение мультимедийной галереи работ Н. Мельчукова, В. В. Андрияшева.

Совместная деятельность – изготовление открытки на память художнику В. Э. Гиль.

Поход к художнику и хранителю музея В. В. Андрияшеву.

Творческая встреча с В. Э. Гиль.

Викторина «Знатоки искусства»

Экскурсии по местам, изображенным на картинах В. Э. Гиль.

Показатели успешности реализации проекта:

Активность детей и взрослых в процессе сбора информации о художниках города.

Прочность знаний детей о художниках Абазы и их творчестве.

Создание альбома с информацией о художниках, собранной силами детей, родителей и педагогов.

Создание мультимедийной галереи фотохудожников Н. Пьянковой, Мельчукова, В. В. Андрияшева.

Изготовление детьми открытки со своими автопортретами для В. Э. Гиль.

В ходе реализации проекта число родителей, участвовавших в воспитательно- образовательном процессе, выросло на 26.6%, по сравнению с показателями при традиционной форме организации познавательной деятельности детей.

Уровень познавательного интереса детей был неустойчив, но он значительно вырос и достигал, на определенных этапах проекта, ста процентов.

Уровень проявленности познавательного интереса детей при использовании традиционных методов подачи материалов и входе реализации проекта.

Результатом использования проектного метода стало отсутствие детей с низким уровнем познавательного интереса, повышение среднего уровня до 30%, высокого до 70%

В итоге, мы смогли сделать вывод, что проектный метод явился действительно эффективным при формировании познавательного интереса детей к творчеству художников нашего города.

Мы гордимся родным городом, гордимся своими земляками! Уверены, что и наши дети, активно участвуя в познании культурного наследия, вырастут любящими свой родной край, умеющими защитить его и сделать еще красивее!

Литература

Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд тематическое планирование занятий / авт. -сост. Дьяченко В. Ю., Гузенко. О. В. Шевцова И. А. – Волгоград:Учитель, 2997.-271 с.

Материалы выступлений слушателей квалификационных курсов ХРИПК и ПРО «С чего начинается родина», 5-24 декабря г. Абакан, 2005 -

Пенькова Л. А. Под парусом Лето плывет по Земле. / Методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 288 с.

Прикреплённые файлы:

proekt-hudozhniki-abazy_it8g9.ppt | 5418,5 Кб | Скачан: 239
 
Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Презентация проекта в старшей группе. «Москва — сердце России». Презентация проектной деятельности для воспитателей на тему:"Москва сердце России". Цель проекта: познакомить детей с достопримечательностями.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Дикие животные
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Проектная деятельность в формировании познавательного интереса старших дошкольников к творчеству художников родного города.
Опубликовано: 24 марта 2013 в 05:21
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
«Рыбка» Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию. Лепка средняя группа.
Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания, передаче...
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...