МААМ-картинки

Проектная деятельность в коррекционно — развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Светлана Сухарева
Проектная деятельность в коррекционно — развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Статья. Сухарева Светлана Викторовна

АНО ДО «Планета детства Лада» д/с №203 «Алиса» г. Тольятти

Проектная деятельность в коррекционно - развивающей работе

с детьми с общим недоразвитием речи в условиях детского сада

Публикация «Проектная деятельность в коррекционно — развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи в условиях детского сада» размещена в разделах

Современное общество предъявляет высокие требования к личности ребёнка, способной адаптироваться в постоянно меняющихся условиях. Дошкольное образование на современном этапе носит личностно-ориентированный характер и ставит целью не только дать детям информацию о чём-либо, но и научить их добывать её совместно с педагогами и родителями, анализировать ситуации, решать проблемы. Кроме этого, важно сформировать коммуникативную компетентность, т. е. умения владеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, умения общаться и посредством общения решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи.

Детям, имеющим речевые нарушения, в этих условиях приходится наиболее сложно. У них страдают все компоненты речи : звукопроизношение, лексика, грамматический строй речи, связная речь. Такие дети малоактивны, редко являются инициаторами общения. Это обуславливает недостаточную коммуникативную направленность их речи.

Модернизация образования диктует использование современных образовательных технологий и новых подходов к организации целостного образовательного процесса в детском саду.

Свою эффективность в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи в нашей практике показала такая образовательная технология как проектная деятельность. Речь и общение сопровождают все виды детской деятельности (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Содержание общения задается темой проекта и может быть весьма разнообразным. Работая над проектом, дети обмениваются имеющейся информацией, обсуждают замысел и план действий, договариваются о взаимодействии. Представляя проект, дошкольники приобретают опыт публичного выступления, учатся отвечать на вопросы, защищать свои идеи. Поэтому у педагогов (логопедов и воспитателей) имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи и ее коррекцией в рамках любого тематического проекта. Проектная деятельность позволяет организовать активное сотрудничество детей и взрослых (педагогов, родителей) по решению образовательных задач, продуктивное общение, кроме этого помогает более полно раскрыть изучаемую лексическую тему в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей. В рамках проектной деятельности успешно интегрируются задачи коррекционной и общеобразовательных программ.

Творческой группой учителей-логопедов нашего детского сада разработано календарно-перспективное планирование по организации проектной деятельности в средней, старшей и подготовительной к школе групп для детей с общим недоразвитием речи. В данном планировании представлены все лексические темы, отражена интеграция программных задач по образовательным областям, предлагается использование разных форм работы с субъектами образовательной деятельности : педагогами, родителями и детьми. Разработаны технологические карты проектов.

Примерные темы проектов в средней группе : «Зачем людям транспорт?», «Сказки осени», «Советы Айболита», «Мы помощники», «Все профессии важны?», «Весенний переполох», «Разноцветные жильцы - знаменитые пловцы» и др.

В старшем дошкольном возрасте тематика проектов носит познавательный и социально-нравственный характер. Темы: «Школа пешеходов», «Кто я? Какой я?», «Жалобная книга природы», «Наш весёлый огород нас прокормит целый год», «Уроки вежливости», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Дружба начинается с улыбки?», «Кто наши защитники?», «Мой любимый город», «Птичье кафе» и др.

Работа над проектом предполагает использование педагогами активных методов и создание условий для самостоятельной совместной деятельности детей. Результатом проектной деятельности являются интересные творческие продукты: речевые газеты, тематические журналы, книжки-малышки, афиши, рекламные плакаты, путеводители, портфолио, коллажи, поделки из разных материалов, макеты, кормушки, выставки рисунков, атрибуты к сюжетно-ролевым играм и т. п.

Проектная деятельность позволяет наладить более тесную взаимосвязь между участниками педагогического процесса (логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, психологом, физ. инструктором, детьми и родителями.

Участвуя в разработке и реализации проектов, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса, что способствует сближению родителей с детьми, более эмоциональному контакту. Например, при реализации проекта «Наш весёлый огород нас прокормит целый год», родители вместе с детьми и педагогами организуют выставку поделок из овощей, составляют кулинарную книгу «Семейные рецепты». В проекте «Дом мод» - изготавливают костюмы из бросового материала для модного дефиле. В проекте «Комната моей мечты» - конструируют макет комнаты, который впоследствии, используется детьми в самостоятельной игровой деятельности. В проекте «Кто наши защитники?» папы воспитанников активно участвуют в выпуске газеты, приносят фотографии и рассказывают детям об армейской жизни, о том, как важно и почётно защищать нашу Родину, затем детские рассказы размещаются в речевой газете.

В рамках проекта «Мой любимый город» разработана викторина об истории г. Тольятти с использованием компьютерной презентации. Организуется фотовыставка о родном городе, выставка детской художественной литературы тольяттинских авторов совместно с библиотекарем. Педагоги вместе с детьми и родителями составляют альбом детских рисунков с описательными рассказами по теме: «Мои любимые места в городе Тольятти».

Обязательным условием реализации всех проектов является создание условий для полноценного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Общение становится той деятельностью, ради которой и в процессе которой педагог обеспечивает развитие всех сторон речи ребенка, освоение культуры речевого общения.

Таким образом, проектная деятельность позволяет существенно обогатить содержание работы по развитию и коррекции речи детей, развивать у дошкольников навыки делового сотрудничества и публичной самопрезентации, решать задачи развития речевого творчества, выразительности речи, убедительности и доказательности высказываний. Эффективность реализации проектной деятельности в учебном процессе подтверждается положительной динамикой по коррекции общего недоразвития речи у всех детей. Дети к концу учебного года становятся любознательными, активными, интересуются новым, неизвестным в окружающем мире: мире предметов и вещей, мире отношений и в своём внутреннем мире.

Список используемой литературы.

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. - 112с.

2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт. -сост. :Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйков. - М. :АРКТИ, 2006. – 96с.

3. Смирнова О. Д. Метод проектирования в детском саду. - М. Скрипторий, 2011.- 160с.

4. Сомкова О. Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста //Детский сад : теория и практика, 2012. №3. С. 6-17.

Публикации по теме:

Использование игр с мячом в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Развитие грамматического строя речи является одной из основных задач коррекционного обучения, так как при ОНР формирование грамматического.

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи Речь-одно из самых важных приобретений ребенка дошкольного возраста! На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и.

Коррекционно-развивающая программа «Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми» ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Цель: знакомство с группой; изучение психомоторного развития детей, диагностика дыхания; снятие эмоционального напряжения,.

Опыт работы по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно — развивающей работе с детьми»Опыт работы по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно — развивающей работе с детьми» К КАК весело рисуют дети Доверчивые чудеса. Не истину и добродетель, А человечка или пса. И пес неистов и оранжев В шарах зеленое: «.

Презентация на тему: «Использование скороговорок, чистоговорок в коррекционно-развивающей работе детского сада». .

Проектная деятельность в логопедической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) Проектная деятельность в логопедической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) Разработчик: учитель-логопед: высшей.

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим …) ФГОС Закон вступил в силу с 1 января 2014 года Причины появления нового закона: -появление нового закона Российской Федерации регламентирующий.

Рабочая программа коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Содержание: 1. Целевой раздел…. 4 1.1. Пояснительная записка…. 4 1.2. Цели и задачи программы.

Рабочая программа Коррекционно — развивающих занятий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня Содержание Пояснительная записка 3 Учебный план 7 Учебно - тематический план (I год обучения) 8 Учебно - тематический план (II год обучения).

Экологическое воспитание в процессе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи Одна из актуальных проблем современности – взаимодействие человека с природой, сохранение природных ресурсов Земли. Обострение экологических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность в коррекционно — развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи в условиях детского сада
Опубликовано: 28 февраля 2017 в 20:12
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД