«Амур-батюшка». Проектная деятельность в старшей группе, посвященная 155-летию г. Хабаровска

Ирина Ивасенко
«Амур-батюшка». Проектная деятельность в старшей группе, посвященная 155-летию г. Хабаровска

Проектная деятельность в старшей

группе № 4 на тему «Амур-батюшка»

(посвященная 155-летию

г. Хабаровска).

Выполнила: Ивасенко Ирина Александровна

Проектная деятельность на тему «Амур-батюшка (посвященная 155-летию г. Хабаровска)».

Вид проекта: познавательно – творческий.

Участники проекта: воспитатели – дети – родители.

Продолжительность проекта: 3 месяца.

Цель проекта: формирование познавательного интереса к родному городу Хабаровску, его достопримечательностям в частности к реке Амур.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, труд, чтение художественной литературы, музыка, физкультура.

Программные задачи:

1. Познание: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление. Формировать представления детей о реке Амур и её обитателях.

2. Социализация: учить бережно относиться к природе. Закреплять новые знания с опорой на жизненный опыт.

3. Коммуникация: обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы.

4. Художественное творчество: продолжать развивать мелкую моторику рук, навыки работы карандашом, кистью, различные приёмы лепки. Учить использовать в творческой деятельности ранее приобретённые знания и навыки.

5. Труд: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.

6. Чтение художественной литературы: знакомить с художественными произведениями дальневосточных писателей и поэтов.

7. Музыка: знакомить с музыкальными произведениями, связанными с тематикой проекта (хороводные игры, песни, развивать эмоциональную отзывчивость, певческие навыки, музыкальные способности.

Объяснительная записка.

Река Амур

Амур - является главной рекой Дальневосточного края. Среди рек России по своим размерам она занимает четвертое место, уступая лишь Оби, Енисею и Лене. Амур образуется от слияния двух рек - Шилки и Аргуни - и на большей части своего протяжения, от истока почти до г. Хабаровска, является государственной границей между Россией и Китаем. Длина реки от слияния Шилки и Аргуни до устья равна 2850 км. Если же за исток принять наиболее длинную из составляющих - Шилку, то длина Амура будет равна 4510 км. Площадь водосбора реки 2050000 км2 (включая бассейн Керулена).

О проблемах реки говорят очень много. Главное, пора менять потребительское отношение к ней. Делать это надо на государственном уровне. Несмотря на принимаемые меры, загрязненность реки остается значительной. Академик Д. С. Лихачев говорил: «Экология не междисциплинарная наука, а проблема человеческой культуры в целом. Причины гибели биологических, экологических систем и культурных человеческих ценностей одни и те же, они в главном – в культурном уровне общества, в частности в его нравственной культуре. Без нравственной культуры никакие законы и постановления не будут действенными… Приказами отношение к природе изменить нельзя».

Мы, педагоги, должны внести свою посильную лепту. Главная наша задача - воспитание экологически грамотных и нравственно воспитанных детей. Начинать эту работу надо с детского сада. Весь проект строился на воспитании у детей чувства любви к реке Амур. Нельзя любить реку не зная о ней ничего. Вот почему главными принципами проекта стали научность и системность содержания. Не менее важен и принцип доступности, реализация которого проходит через различные игры: дидактические, настольно–печатные, подвижные.

Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологической направленности. Детям предлагается не только четкая система знаний о реке Амур, но и ставятся задачи конкретной помощи Амуру, которые решаются самостоятельным путем, коллективно с группой, и с семьей. Личностное, творческое осмысление данных представлений каждым ребенком обеспечивает понимание необходимости экологически правильного отношения к природе, и к реке в частности.

Задачи проекта

- Воспитание патриотизма, любви к своей малой родине и к реке

Амур;

- Воспитывать чувство сопричастности к делу спасения реки,

ответственности за родную реку;

- Формировать познавательный интерес к реке Амур;

- Формировать у детей четкие представления о реке Амур;

- Учить понимать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой

природы в экосистеме реки;

- Обогащать словарный запас, развивать связную речь;

- Обучать творчески подходить к решению проблем;

- Формировать осознанно-правильное отношение к природе.

Проект: «Амур-батюшка»

(старший дошкольный возраст).

Проблема:

Дети живут возле великой русской реки – Амур. А что они о ней знают? Многие, кроме названия – ничего! Некоторые даже не бывают на ней! А те, которые бывают, порой ничего не замечают, даже красоты реки. Дети не знают о ее проблемах, не задумываются о том, как наша жизнь связана с жизнью Амура. Вот почему надо познакомить детей с рекой Амур. Узнав, они полюбят нашу реку и, по возможности, будут оберегать.

Замысел:

Познакомить детей с рекой Амур. Знакомство обязательно должно быть активным. Дети – полноправные участники проекта. С помощью посещения Музея Амура, игр, занятий, чтения художественной литературы, различных конкурсов и заданий дети узнают о своей реке очень многое, проникнутся ее проблемами.

Реализация.

Подготовительный этап:

Подбор художественной и научно-популярной литературы, иллюстраций и картин с изображением реки Амур. Изготовление дидактических игр. Продумать и написать конспекты занятий по ознакомлению детей с рекой Амур и городом Хабаровском. Составить примерный план всех мероприятий проекта «Амур-батюшка» (этот план обязательно будет корректироваться в процессе работы).

Исследовательский этап:

1. Психологическая подготовка детей.

Создать радостное настроение, в основе которого – ожидание чудесных дел, занятий, различных игр; вызвать желание активно участвовать в проекте и больше узнать о реке Амур, её обитателях, о городе Хабаровске.

2 .Рассматривание вместе с детьми иллюстраций и картин с изображением реки Амур, чтение художественной литературы об Амуре.

3. Проведение занятий.

Темы занятий:

• - «Великий Амур. Амур–батюшка»,

• - «Амур – труженик, кормилиц»,

• - «Амур – поилиц. Амур – водная дорога»,

• - «Амур – природное сообщество»,

• - «Человек и Амур»,

• - «Спасем наш Амур».

4. Наблюдения.

Совместные наблюдения с детьми проводить нет возможности. Поэтому наблюдения проводились родителями при поездках с ребенком на Амур и ее притоки. Для этого со всеми родителями была проведена консультация, где рассказывалось, на что надо обратить внимание детей при поездке, что пронаблюдать, как вести себя в некоторых ситуациях. Затем ребенок рассказывал детям в группе о своей поездке к реке Амур, что он видел, делал, что ему понравилось и запомнилось, каким он со своей семьей оставил берег реки.

5. Художественное творчество.

Совместно с родителями и детьми оформить выставку детских работ по темам: «Амур-батюшка», «Город, в котором я живу», «Любимые места отдыха хабаровчан».

6. Дидактические игры:

- «Хорошо – плохо», назвать, что в отношениях людей к реке Амур хорошо, а что плохо;

- «Мозаика», взять две картинки с изображением реки Амур, одну разрезать на 8-12 частей, а по другой картинке (образец) собрать ее;

- «Найди отличия», у двух, на первый взгляд одинаковых пейзажей реки Амур найти 5 – 10 различий;

- «Что неправильно нарисовал художник?», найти ошибки, которые допустил художник при рисовании обитателей реки Амур;

- «Четвертый лишний», взять три картинки с изображением амурских рыб и одну, например, морскую;

- «Расшифруй амурских рыб», прочесть по первым буквам слов или названий картинок название рыбы, например, взять картинки с изображением солнца, обруча, мяча. Сложим первые буквы, прочтем – сом.

Любой воспитатель при желании сможет придумать немало своих игр.

7. Лабиринты:

- «Помоги ершу и красноперке спрятаться в зарослях»;

- «Покорми карасика»;

8. Ребусы об амурских рыбах.

Дети с удовольствием разгадывают несложные ребусы, получив в итоге названия амурских рыб

9. Кроссворды об амурских рыбах.

На первом этапе кроссворды с картинками, изображающих рыб, затем без картинок

10. Подвижные игры:

- «Рыбы». После первой команды: «День», - все «рыбы» (дети) плавают; после второй – «Опасность», - замирают; третьей - «Ночь» - присаживаются на корточки и «засыпают».

- «Рыбки плавают в водице». В группе раскладываются небольшие обручи, на улице рисуются круги - это домики для рыб, их должно быть меньше на один, чем количество детей. Читаю стихотворение – рыбки плавают, на слове «поймать» плывут к своим домикам.

- Рыбки плавают в водице, рыбкам весело играть.

Рыбки, рыбки, озорницы, я хочу вас всех поймать.

Ребенок, не успевающий занять домик, становится водящим.

11. Живые обитатели реки Амур из Красной книги (обзорное знакомство с рассматриванием иллюстраций и показом части фильма на ДВД из «Красной книги Дальнего Востока. Животные. Растения. Фотогалерея.»).

12. Пословицы и поговорки о реке Амур.

Крылатая народная мудрость, выраженная в пословицах и поговорках. Они украшают речь, придают ей наглядность, делают видимым то, о чем идет разговор. Приучать детей использовать эти пословицы и поговорки в своей речи, и при описании реки.

13. Посещение Музея Амура

14. Конкурс художников.

Объявить заранее об этом конкурсе. Это может быть и рисование по памяти, и по своим прошлым зарисовкам, и срисовывание с иллюстраций картин. Продумать и обговорить с каждым ребенком индивидуально композицию рисунка. Предложить на выбор ребенка различные материалы: гуашь, акварель, пастель.

Во время конкурса создать у детей настроение праздника, включить тихую классическую музыку, например Моцарта.

Оценка работ. Всем детям раздать по одной звездочке, которую он кладет возле лучшей на его взгляд картины. Пригласить для оценки ребят параллельной группы. Троих-пятерых детей, чьи работы набрали большее количество звездочек, наградить «медалями» - «Лучший художник».

Лучшие рисунки детей украсят группу – оформить выставка, на которую пригласить всех желающих детского сада.

Итог проекта:

- Фоторепортаж «Как мы ездили в Музей Амура».

- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта.

- Выставка творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями.

- Презентация фотоальбома «Амур-батюшка»

Публикации по теме:

Викторина «Хабаровск — мой город родной» в старшей группе Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе с интеграцией образовательных областей: познание, коммуникация, музыка Викторина.

ВыставкаВыставка 12 апреля прошла очередная выставка в детском саду,  посвященная 50-летию Космонавтики и авиации! [cut=Читать далее. ].

Автор публикации:
«Амур-батюшка». Проектная деятельность в старшей группе, посвященная 155-летию г. Хабаровска
Опубликовано: 7 июля 2013 в 09:50
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год!!!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...