Проектная и исследовательская деятельность в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения.

Лилия Ткачева
Проектная и исследовательская деятельность в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Основываясь на анализе ряда работ отечественных и зарубежных психологов (А. Валлон, А. В. Запорожец, О. М. Дьяченко, Н. С. Денисенкова, Н. Н. Поддъяков, раскрывающих закономерности и факторы психического развития детей дошкольного возраста, педагоги видят целесообразность внедрения предложенной модели проектно- исследовательской деятельности в практику работы с дошкольниками. Базируясь на психологических исследованиях, старшие дошкольники наиболее восприимчивы к социальным процессам окружающего их мира, что позволяет им проводить социальные эксперименты и принимать участие в коллективной проектной деятельности.

Для реализации этой цели необходима благоприятная развивающая среда. Взаимодействие с семьёй и социумом осуществляется через проведение совместных мероприятий, направленных на формирование устойчивых нравственно – патриотических качеств и благоприятную адаптацию детей в обществе. Для этого в дошкольном учреждении создана такая атмосфера, в которой преобладают доверительные гуманные отношения, перспективы личностного роста.

Проектная и исследовательская деятельность ведётся по следующим направлениям:

- развитие поискового поведения у старших дошкольников;

- формирование знаниевого компонента;

-нравственно-патриотическое, художественно-эстетическое развития дошкольников.

В ходе реализации любого проекта перед педагогами стояла задача связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми

ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка, таким образом вовлекая его в социально - значимую деятельность.

Содержание распределено по блокам: мой детский сад; будем Родине служить; моя малая родина; моя семья; страна, её символика, культура и традиции; земля – наш общий дом.

Каждый блок включает различные виды проектов, отличающиеся по продолжительности, количеству участников: комплексные, творческие, игровые, исследовательские, индивидуальные, межгрупповые, групповые.

В содержание проектов были включены разнообразные мероприятия, с применением различных форм и методов работы: занятия, праздники, экскурсии, игры. Публичное представление продукта проектной деятельности происходило на выставках, конкурсах, практических занятиях, акциях.

Для формирования поискового поведения, развития любознательности широко используется метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, опытно-исследовательскую деятельность.

Развивая творческую и поисковую активность в ходе реализации проектных методов обучения педагоги учитывают ряд особенностей: уважение к личности ребёнка, принятие его целей, интересов, создание условий для самоопределения и самореализации.

Исследовательско-творческий проект «Мир природы», проводимый в рамках блока «Моя малая родина» помог детям познакомиться с разнообразием природного мира, красотой и богатством нашего края. Данный проект объединил следующие формы работы: экскурсии по экологической тропе, рассматривание иллюстраций, гербариев «Цветы с нашей клумбы», «С какого дерева лист?», фотоальбомов и календарей: «Времена года», «Старик годовик», чтение художественной литературы и энциклопедий: «Удивительные растения», «Тайны нашей природы», «Что? Зачем? Почему?», «От осени до лета», «Рассказы – загадки о природе».

Знания, полученные во время экскурсий, цикла познавательных занятий «Природный мир нашего края», дети отображают в творческих работах. В рамках данного проекта были оформлены выставки «Рябины России», «Свой дом на своей земле», «Золотая осень». Дети группы приняли участие в муниципальной акции «Люблю родной Оскольский край», в которой стали лауреатами.

В нетрадиционной форме прошел праздник, посвященный Защитникам Отечества. Мотивацией детей для изготовления поздравительных открыток для своих пап, дедушек стала выставка военной формы разных родов войск, орденов, медалей. А изготовление совместно с взрослыми медалей из пластилина и разнообразных подручных материалов, способствовало появлению в группе мини-коллекции «Медали». Данное мероприятие позволило вовлечь родителей в образовательный процесс, сплотить детско-родительский коллектив.

Накапливая творческий опыт, старшие дошкольники самостоятельно создают игрово-ролевые проекты с народными игрушками, игрушками – говорушками «На ярмарке», «В музее», придумывают сказки «В царстве глиняных игрушек», озвучивают их в кукольном театре младшим дошкольникам, моделируют народные костюмы в своих творческих работах на занятиях и в свободной деятельности.

Развитие поискового поведения происходит в опытно-исследовательской деятельности. Наличие познавательной литературы в группе «Большая книга занимательных опытов», «Большая книга экспериментов для дошкольников» дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать получаемые знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Дети при поддержке педагогов становятся авторами индивидуальных исследовательских проектов: «Воздух – художник», «Статическое электричество», «Свойства магнита», «Кристаллизация кислотной среды». Свои проекты дети с гордостью демонстрировали сверстникам, детям других групп, гостям. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых порождают у детей уверенность в своих сил.

Проект «Зеленый огонек» объединил мероприятия: выставки семейных рисунков «Мы пешеходы», детских рисунков «На перекрестке». Закрепить полученные знания о правилах поведения на дороге позволило развлечение «Правил дорожных на свете немало».

В ходе проектной и исследовательской деятельности значимые взрослые содействуют восхождению личности ребенка к культуре: дети овладевают позитивным и отеческим отношением к себе, окружающим, к природе, получают право на саморазвитие.

Применение технологии проектирования актуально и очень эффективно. Оно дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать получаемые знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, способствует качественному формированию нравственно-патриотических чувств и в дальнейшем позволяет успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Публикации по теме:

Проектная деятельность. Презентация работы. Совсем недавно в нашем детском саду "Дельфин" прошёл районный семинар по проектной деятельности. Стремление к контакту и взаимодействию.

Выступление педагога-эколога Шарко Л. И. Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что ребенок с самого рождения является первооткрывателем и исследователем того мира, который его окружает.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Проектная и исследовательская деятельность в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения.
Опубликовано: 12 июня 2013 в 16:18
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Викторина по теме «Перелетные птицы»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию викторину по теме "Перелетные птицы", которую можно провести в старшей и...
Детский мастер-класс по аппликации «Открытка для мамы»
Материал для выполнения мастер – класса: цветная бумага двусторонняя, ножницы, простой карандаш, шаблон круглой формы, клеевой карандаш, готовая...
Фотоотчет по изготовлению открытки ко Дню матери «Мамочку поздравим!»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем скоро мы будем отмечать замечательный праздник-День Матери! Для каждого из нас мама-самый близкий и родной человек на...
Фотоотчет «Как мы готовились ко Дню матери»
Фотоотчет "Как мы готовились ко Дню матери" Уважаемые коллеги, дорогие друзья и гости моей странички, здравствуйте! День матери в России ежегодно...
Детский мастер-класс «Открытка для мамочки из бумаги»
Детский мастер-класс «Открытка для мамочки» Доброго времени суток, друзья и гости! Предлагаю ещё одну идею подарка ко Дню Матери или 8 марта. Будем...