МААМ-картинки

Проектная работа по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики»

Марина Кушнарева
Проектная работа по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики»

Актуальность.

Почему я выбрала эту тему проекта? Работая логопедом я выявила, что у детей с речевыми нарушениями отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движения пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Поэтому проблема сенсорного развития детей с речевой патологией приобретает всё большее значение.

Публикация «Проектная работа по развитию мелкой моторики „Веселые пальчики“» размещена в разделах

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то и речевое развитие ребёнка задерживается.

В настоящее время существуют противоречия в том, что теоретически разработанные упражнения по развитию мелкой моторики не находят достаточного применения на практике. В основном используются традиционные приёмы для развития тонких движений пальцев рук (упражнения на их сгибание и разгибание, сжимание кулачков и лишь изредка на растяжение и почти никогда на расслабление, способствующее дополнительному повышению тонуса пальцев рук). Только на физминутках применяются игры, способствующие развитию мелкой моторики. Недостаточно используются игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными движениями развивают резервные возможности головного мозга. Крайне мало внимания уделяется массажу и самомассажу кистей рук, способствующих оздоровлению организма.

Паспорт проектной работы.

Название проекта : «Веселые пальчики»

Руководитель проекта : Кушнарева Марина Геннадьевна.

Образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Возраст детей: данный проект рассчитан на детей 5-7 лет.

Состав проектной группы : дети старшей логопедической группы, воспитатели.

Тип проекта : игровой.

Продолжительность проекта : 01.11.2015 г. – 30.04. 2016 г.

Проблемные вопросы:

Чем обусловлена необходимость развития мелкой моторики у дошкольника?

Как более эффективнее использовать игры и игровые упражнения во всех логопедических занятиях?

Чем разнообразить задания, чтобы избежать у детей утомляемости и повысить их интерес к занятиям?

Гипотеза: Если ребенку систематически развивать тонкую моторику пальцев рук, то он успешнее преодолеет речевые нарушения.

Цель проекта : преодоление речевых нарушений у детей с нарушениями речи при помощи развития тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Задачи проекта :

Развивающие :

• Стимулировать развитие речи через активизацию движений пальцев рук.

Развивать тактильную чувствительность и умение оперировать мелкими предметами.

Развивать изобразительные и графические навыки.

• Повысить уровень зрительно-двигательной координации, моторной ловкости.

Развивать двигательную память, произвольность и точность движений.

Обучающие:

• Сформировать переключаемость с одного вида движения на другое.

• Учить действовать по словесным инструкциям, контролировать свои действия.

• Овладеть приемами самомассажа и расслабления.

Воспитывающие:

• Воспитывать культуру речевого общения, дружеские взаимоотношения между детьми.

Здоровьесберегающие технологии:

Развитие мелкой моторики, посредством разнообразных практических заданий, используемых на всех видах логопедических занятий.

Совершенствование координации пальцев рук.

Использование релаксации.

Условия реализации проекта :

Формировать интерес детей к занятиям.

Подобрать и разработать специальные задания.

Заинтересовать родителей результатами коррекционной работы.

Этапы проекта :

I этап - Подготовительный.

Разработка темы;

• Формулировка цели проекта;

• Подбор и изучение методической литературы по данной теме;

• Подбор упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастом;

• Подбор дидактического материала и пособий.

II этап – Основной.

На данном этапе проводилась следующая работа :

• Проведение подгрупповой и индивидуальной деятельности на развитие мелкой моторики рук.

• Использование пальчиковой гимнастики физкультурных минуток в воспитательно-образовательном процессе.

• Игры с использованием дидактических игрушек.

• Художественно-эстетическое развитие (лепка, рисование, аппликация, ручной труд).

• Совместная деятельность логопеда, воспитателей и детей.

Реализация поставленных задач осуществлялась в ходе подгрупповой и индивидуальной деятельности, на которых использовались традиционные и нетрадиционные формы работы. Основная задача тренировочных упражнений состояла в том, чтобы сделать эти упражнения доступными и легко выполнимыми для ребёнка. Достигнуть этого можно было лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемого в результате перехода к всё более и более сложным для ребёнка заданиям.

Работа по развитию движений пальцев и кисти рук проводилась систематически согласно лексическим темам недели.

В качестве совместной деятельности на данном этапе нами производились:

Совместные игры в группе и на участке на развитие моторики рук. Оформление коррекционного уголка в группе.

Перечень возможных видов деятельности для развития у ребёнка ручной моторики можно продолжать до бесконечности. Неограниченный простор в этом отношении даёт сама жизнь, нужно только умело и своевременно привлекать ребёнка к доступным для него видам деятельности. Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребёнка, постепенно приобретают точность, силу и дифференцированность движений.

III этап – Заключительный.

Заключительным этапом было:

• Подведение итогов.

• Оформление проектной деятельности.

• Проведение мастер-класса для педагогов»Умные руки-умный ребенок», где воспитатели изучали и осваивали азы пальчиковой гимнастики и развитие мелкой моторики рук в целом.

• Велась работа с родителями :

• Были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье.

• Слайдовая презентация, защита проекта.

Результат работы :

Развитие мелкой моторики рук пальцев рук.

Дети овладели навыками самомассажа кистей рук.

Расширился лексический запас.

Наблюдается положительная динамика в формировании грамматических категорий.

Осознание родителями необходимости и значимости развития ручной моторики у детей с нарушениями речи.

Продукт проектной деятельности :

Продукты детской деятельности:

Работы детей : рисунки, аппликации.

Игровые пособия.

Наглядная информация для родителей:»Игры в пальчиковом бассеине»»Затейливые игрушки»,» Узоры из счетных палочек»и т. д.

Вывод:

Таким образом:

- тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка;

- функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй, т. к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом;

- развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в логопедической коррекции дошкольников, кисть их руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Пальчики играют» в средней группе .

Конспект НОД по развитию мелкой моторики рук в средней группе «Умелые пальчики»Конспект НОД по развитию мелкой моторики рук в средней группе «Умелые пальчики» Цель: развитие познавательных процессов, мелкой моторики рук. Содействовать развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Кружковая работа по развитию мелкой моторики «Умелые ручки» в средней группе. Актуальность проблемы. «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит,.

Кружок «Пальчики помогут — сказка оживет!» (развитие речи и мелкой моторики рук). Кружок «Пальчики помогут – сказка оживет» во второй младшей группе «Непоседы» Развитие речи и мелкой моторики. Воспитатель: Моторина.

Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста «Веселая работа для пальчиков» Цель: показ родителям и педагогам ДОУ приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. ХОД МАСТЕР - КЛАССА Педагог.

Отчет: Работа с детьми по развитию мелкой моторики рук Работа с детьми по развитию мелкой моторики рук Развитие пространственной ориентации – важный шаг при подготовки дошкольников к письму.

Проект по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» (средняя группа)Проект по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» (средняя группа) Ах, эти человеческие руки, Какую красоту они порой творят…АКТУАЛЬНОСТЬ У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание.

Проект по развитию мелкой моторики рук «Веселые ручки» в средней группе Проект «Веселые ручки» в средней группе. Тема: «Игры для развития мелкой моторики рук» Вид проекта: образовательный, игровой, краткосрочный.

Работа с родителями (фотоотчёт) о проведении «мастер класса по развитию мелкой моторики рук детей»Работа с родителями (фотоотчёт) о проведении «мастер класса по развитию мелкой моторики рук детей» Здравствуйте посетители сайта! исходя из моих наблюдений во время проведения занятий с детьми,могу сделать вывод,что мелкая моторика.

Уголок для развития мелкой моторики «Пальчики учат говорить»Уголок для развития мелкой моторики «Пальчики учат говорить» Движения рук играют большую роль в развитии детей. Давно доказано, что общее развитие детей и развитие речи зависит от степени развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная работа по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики»
Опубликовано: 19 сентября 2016 в 14:51
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД