МААМ-картинки

Проектная работа «Современные подходы к реализации задач речевого развития»

Татьяна Медведева
Проектная работа «Современные подходы к реализации задач речевого развития»

Оглавление

Содержание стр

Введение 3

1. Актуальность проекта 3

2. Цели и задачи проекта 4

2.1 Цель проекта 4

2.2 Задачи проекта 4

2.3 Целевая группа проекта 4

3. Проектное решение 4

4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта 5

5. Программа проектных мероприятий 6

6. Ожидаемые результаты реализации проекта 9

7. Риски реализации проекта 10

Публикация «Проектная работа „Современные подходы к реализации задач речевого развития“» размещена в разделах

Заключение 11

Список литературы 12

Приложение 1 15

Введение

“Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи”.

Выготский Л. С.

Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с. 5).

Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми.

Лучше всего речь детей дошкольного возраста развивается посредством игры, которая является ведущим видом деятельности ребенка. Игрой он живет и дышит, познает мир и готовится к взрослой жизни, она ему более близка и понятна. Недаром В. А. Сухомлинский подчеркивает, что, «игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Существует много игр для развития связной речи ребенка, но основной является театрально-игровая деятельность.

Театрально-игровая деятельность дает ребенку возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, познавать мир взаимоотношений взрослых, правила общения и нормы поведения в обществе; вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. А главное, в процессе игры, происходит формирование речевых навыков и умений ребенка.

Театральные игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности речевого развития, такого как связная речь.

1. Актуальность проекта

С каждым годом растет число детей, имеющих отклонение в развитии речи. А речь - это один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Без речевого окружения ребёнок никогда не заговорит.

Речь - “зеркало” протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. И чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, общаться со сверстниками и взрослыми, раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому необходимо позаботиться о своевременном формировании речи детей, о ее правильности и чистоте.

Театрально-игровая деятельность помогает развитию связной и грамматически правильной речи, в ненавязчивой форме подводит детей к приобщению и участию в театрализованной деятельности, обобщает и углубляет знания о театре. Расширяет словарный запас детей по данной теме, формирует познавательный интерес.

Именно поэтому чрезвычайно актуальной на сегодняшний день является проведение с детьми спектаклей в совместной деятельности, рассказывание сказок, инсценировка песен, сказочных этюдов и т. д.

2. Цель и задачи проекта

2.1 Цель проекта :

- Обогащать активный и пассивный словарный запас детей по различным лексическим категориям через театрально - игровую деятельность;

- Развивать фонематический слух детей.

2.2 Задачи проекта :

- Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

- Обогатить словарь детей, активизировать его;

- Совершенствовать диалогическую речь, ее грамотный строй;

- Воспитание звуковой культуры речи;

- Развитие диалогической речи;

- Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками;

- Создание условий для реализации совместной с родителями деятельности

в процессе изготовления атрибутов.

2.3 Целевая группа проекта :

дети дошкольного возраста, воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

2.4 Вид проекта : творчески-продуктивный.

3. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

- элементарная театрально-игровая деятельность - это путь ребенка к речевому развитию;

- особый творческий подход - это способность детей применять навыки,

приобретенные при решении одной задачи к решению другой с

помощью творческого воображения;

- занимательность - это интерес детей к театрально-игровой деятельности, поддерживающийся различными дидактическими средствами и демонстративным, иллюстративным материалами;

- оригинальность - это способность детей придумывать атрибуты;

- познавательность - это включение детей в игровое моделирование

изучаемых явлений, переживание ими нового опыта в обстановке игры.

4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта

4.1 Сроки реализации проекта 14.11. 2016г. по 25.11. 2016г.

4.2 Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный (с 14.11.2016г. по 20.11.2016г.)

2. Основной (с 20.11.2016г. по 30.11.2016г.)

3. Заключительный (с 30.11.2016г. по 15.12.2016г.)

5. Программа проектных мероприятий

№ Комплекс

мероприятий Место проведения Срок проведения Ответственный

Этап 1

1 Изучение методической литературы. методический

кабинет 14.11.2016г. -

17.11.2016г. воспитатель

2 Разработка конспектов образовательной деятельности. методический

кабинет 14.11.2016г. -

17.11.2016г. воспитатель

3 Проведение анкетирова-

ния с родителями:

«О развитии речи в семье» Музыкальный зал 20.11.2016г. воспитатель

4 Разработка мониторинга «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста» методический

кабинет 20.11.2016г. -

23.11.2016г. Старший воспитатель

5 Организация практической мастерской для родителей по изготовлению атрибутов музыкальный зал 15.11.2016г. -

20.11.2016г. Воспитатель, музыкальный

руководитель

6. Создание разных видов театра Методический кабинет

7. Подбор музыки Музыкальный зал Воспитатель\. Музыкальный руководитель

Этап 2

1 Проведение игр – драматизаций и театрализованных игр.

•Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека ( выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки") 25.11.2016

Воспитатели, музыкальный руководитель

2 Образовательная

деятельность:

• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке)

Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса"). Музыкальный зал 01.12.2015-

31.01.2016г.

Воспитатели, музыкальный руководитель

3 Образовательная

деятельность: • Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами"). 01.02.2016г-

18.03.2016г.

воспитатели.

4 Образовательная деятельность:

Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя"). 18.03.2016-

19.04.2016г. воспитатели

Этап 3

1 Подведение итогов реализации проекта

с детьми дошкольного возраста (мониторинг) методический

кабинет 12.12.2016-

14.12.2016г воспитатель

2 Показы театрализованных представлений. Музыкальный зал 12.12.2016-

14.12.2016г Воспитатель,

Музыкальный руководитель

3 Планирование дальнейшего использования проекта. методический кабинет 12.12.2016-

14.12.2016г воспитатель,

старший воспитатель

6. Ожидаемые результаты реализации проекта

- Расширять и углублять знания детей об окружающем мире;

- Развивать психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулировать мыслительные операции;

- Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационную сторону речи, темп, выразительность речи.

- Сформировать навык общения.

- Совершенствовать моторику, координацию, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

- Развивать эмоционально-волевую сферу;

- Развивать коррекцию поведения;

- Развивать чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формировать опыт нравственного поведения;

7. Риски реализации проекта и пути их преодоления

1 2 3

Риски Условия возникновения Пути преодоления

Мотивационные Недостаточная активность родителей Беседы и консультации о необходимости сотрудничества для достижения общих целей

Организационные Введение в ДОО карантинного режима

Здоровьесберегающие технологии. Перенос даты проведения.

Заключение

Проектная деятельность на тему: «Современные подходы к реализации задач речевого развития» показывает, что через театрально – игровую деятельность можно развить интересы и способности ребенка, способствующие общему развитию. Практика показала, что работа по развитию речи не будет полноценна без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Успешность развития речи детей в большей степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье, имеет ли оно продолжение дома, насколько родители осознают необходимость содействия педагогам детского сада в осуществлении непростых задач, связанных с развитием связной речи, формирования у детей базового объема знаний и навыков в области художественно-эстетической деятельности.

Известный писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку». Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Список использованных документов и источников информации

Основная литература:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность в детском саду». М. : Мозаика-Синтез, 2008.

2. Агапова И, Давыдова М. «Развивающие игры со словами для детей» М. ., Рипол Классик Дом, 2007

3. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи» М., Мозаика –Синтез, 2009

4. Антипина А. Е. «театрализованная деятельность в детском саду» М., 2003

5. Акулова О, Вербенец А., Гогоберидзе А. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Издательство: Детство-

пресс, 2016год.

6. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. «Народные праздники в детском саду»

Издательство: Мозаика-Синтез, 2010год.

7. Князева Л. Ю. «Импровизируем в игре, поём, ставим спектакль»

Издательство: Вако, 2016год.

8. Мерзлякова С. И. «Фольклор-музыка-театр» -М, Владос,2011год.

Радынова О. П. «Настроения, чувства в музыке» ТЦ Сфера, 2016год.

Дополнительная литература:

1. Гогоберидзе А. Г. Детство с музыкой. / А. Г. Гогоберидзе, В. А Деркунская. –

ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010 – 656с.

2. Т. Э. Тютюнникова «Звездная дорожка» Москва 2009.

3. Т. Э. Тютюнникова «Нескучные уроки» Москва 2009.

Интернет-ресурсы:

1. Сайт «Всё для детского сада» www.moi-detsad.ru/forum/nsportal/ru

2. Сайт ИД «Воспитание дошкольников» dovosp.ru

3. Сайт «Департамент образования» gym 1565 sv.mskobr/ru

4. Сайт «Дошколёнок. ру» do.ru

Публикации по теме:

Современные подходы к организации взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ Тема: Современные подходы к организации взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ Что же такое взаимодействие и что под этим словом.

Конспект НОД по реализации познавательно-речевого развития во второй младшей группе «Путешествие с солнышком» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии.

Нравственно-патриотическое воспитание. Современные подходы "Патриотическое воспитание в ДОУ". Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду. «Любовь к родному.

Семинар-практикум для воспитателей «Основополагающие аспекты речевого развития на этапе реализации ФГОС» Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах выбора эффективных форм и методов, а так же способов передачи содержания.

Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеном системы образования Перспективные подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в настоящее время нашли отражение в содержании.

Современные подходы к экологическому воспитанию дошкольников Современные подходы к экологическому воспитанию дошкольников. Башарова Расима Гайнулловна- воспитатель высшей категории. Детский сад №3.

Современные подходы сотрудничества детского сада с семьей в условиях реализации ФГОС Самое главное, в современном мире, чтобы развитие дошкольного образования было положительным оно должно быть объединено одним важным и значимым.

Современные подходы сотрудничества детского сада с семьей в условиях реализации ФГОС. Самое главное, в современном мире, чтобы развитие дошкольного образования было положительным оно должно быть объединено одним важным и значимым.

Современные подходы в экологическом воспитании в ДОУ. Из опыта работыСовременные подходы в экологическом воспитании в ДОУ. Из опыта работы Одним из приоритетных направлений в работе с детьми для меня является экологическое воспитание. И этот выбор не случаен. Убеждена, что в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная работа «Современные подходы к реализации задач речевого развития»
Опубликовано: 5 декабря 2016 в 19:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД