Лучший педагог года

Проектно-исследовательская деятельность. Семейный проект

Ольга Никитина
Проектно-исследовательская деятельность. Семейный проект

Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Публикация «Проектно-исследовательская деятельность, Семейный проект» размещена в разделах

Проектная деятельность является проектной только в том случае, когда педагог вместе с детьми приходит в ходе обсуждения к решению о необходимости проведения исследования, затем планирует пути, ведущие к достижению данной цели. Наша группа в течении трех лет работает над проектной деятельностью совместно с родителями. Разрабатываются семейные проекты. Дети вместе с родителями и педагогами, в течении нескольких недель подбирают, изучают и презентуют информацию, смотрят и обсуждают презентации и видеофрагменты, развивают свои знания, умения и навыки, применяя их в практической и творческой деятельности. И итогом этой деятельности становится праздник.

Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности, «В какой форме будет презентован продукт?»

Ребенок может высказать оригинальную идею. В этом случае воспитатель должен акцентировать внимание на своеобразии идеи ребенка. Например, ребенок задал вопрос «Разве у пчелы есть хобот?» или «Почему печенье и пирожное это хлеб?», «Кто такие богатыри?»

Исходя из интереса ребенка к познанию окружающей действительности, педагог ставит перед собой цель вовлечь дошкольников в решение этой проблемы. Первостепенная задача воспитателя обсудить план движения к цели на родительском собрании. Главная цель заинтересовать самих родителей в участии в проектно- исследовательской деятельности, в оказании помощи в сборе информации, материала совместно с детьми. Привлечение родителей дошкольников к жизни детского сада, сотрудничеству, совместному творчеству является неотъемлемой частью технологии проектирования, так как роль родителей в проектной деятельности очень значима. Но данный вид деятельности не совсем понятен родителям, поэтому мы стараемся тесно сотрудничать. Совместно определять темы, собирать материал для работы, составлять выступление, готовить презентацию.

Родители должны быть заинтересованы в совместной деятельности с детьми, так как дети при родителях чувствуют себя творцами, участниками экспериментов, дискуссий. Они эмоционально свободны, активны, любознательны, удовлетворяется потребность в общении со взрослыми и сверстниками. И чтобы заинтересовать родителей проектной деятельностью, на родительском собрании в доступной форме рассказывалось о создании и этапах реализации детско- родительских проектов. Родители активно принимают участие в обсуждении предложенных тем проектов; проявляют заинтересованность и несмотря на свою занятость, безотказно подключаются к работе.

Не менее важен этап реализации проекта. На заседании мы рассматриваем какой вид деятельности выбрать- творческий или экспериментальный. Как правильно применить домашнее задание родителей, подобрать игры, конкурсы, продемонстрировать изготовленные поделки.

Во время презентации проекта мы стараемся создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Результаты исследований рассматриваются в кружке «Мамочки- папочки, дочки- сыночки». Форма презентации семейных проектов была выбрана свободной. Это могли быть разные виды работ: схема- стенгазета, слайды, рассказы и эксперименты, творческая продуктивная деятельность, театрализованная деятельность.

Уже реализовано несколько родительских проектов.

Познавательные: «Русская игрушка» - актуальность проекта заключается в возвращении молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней культуры.

Наш проект позволит : зародить интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам, освоить искусство изготовления игрушки своими руками и элементы росписи; привить уважение к истории России; пополнить предметно развивающую среду; вложить частичку своей души в игрушку, стать мастерами. Поэтому, учитывая значимость игрушки, как для ребенка, так и для взрослого, необходимо знакомить детей с народной игрушкой.

«Богатыри земли русской» - Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, поэтому актуальность проекта очевидна. С чего начинается любовь к Родине? С дома, с семьи, а далее круг ширится – дети учатся любить и защищать друг друга, становятся солдатами, любят и защищают свою Родину. Воспитывая патриотов своей Родины, очень интересно создать образы сильных и мужественных защитников Родины на примере русских богатырей, воспетых в произведениях литературы и искусства. Хорошим материалом для этого служат сказки и былины.

Данный проект пробудил не только интерес к защитникам земли русской, но не менее интересна была и одежда богатыря- шлем, кольчуга, создание образа богатыря. Целью проекта было, привлечь родителей к созданию костюма богатыря, применение которому нашлось и в представлении не только в ролевой деятельности, но и на конкурсе.

Исследовательские: «Чем полезно дерево» - Современные дети, особенно проживающие в городе, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Развивать интерес и воспитывать бережное отношение к природе необходимо с подробного знакомства с объектами ближайшего окружения. Практическая исследовательская деятельность очень увлекает детей. Это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Дерево - благодатный объект для наблюдений. Детям было интересно познакомиться со свойством дерева, пользе дерева как в природе, так и в жизни человека. Познавательна организация выставки «Все из дерева», экспериментальная деятельность «Свойства дерева». Увлекателен процесс создания стенгазеты «Чем полезно дерево» и творческих работ детей.

«Витамины» - Именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилась основной причиной создания нашего проекта.

Реализуя проект, мы познакомили детей с понятием «витамины», их роли в жизни человека; формировалось представление о содержании витаминов в овощах, фруктах, ягодах и в других продуктах питания, как выращивать «витамины» на подоконнике. Развивали желание экспериментировать, т. е как получить витаминизированный сок в домашних условиях и приготовить витаминный салат, умение аргументировать свой выбор. Формировали навыки коллективного труда, организаторские способности; воспитывали желание оказать помощь, чувство ответственности за свое здоровье.

«Посуда из глины» - Дети, узнав о разных предметах посуды, проявили интерес к ее созданию. Предполагается, что, расширив и систематизировав знания детей о видах росписи посуды, о материалах, из которых она сделана, о истории её возникновения и создания, мы будем способствовать их всестороннему развитию. Творческие задания проекта стимулировали потребность детей в самореализации, творческой деятельности, сблизили их с родителями и сверстниками. Дети приняли активное участие в создании и росписи коллекции посуды.

«Как хлеб пришел на стол» - Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми. На Руси он считался главным богатством. К хлебу народ всегда относился с благоговением, как к дару. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, а затем испечь хлеб. Дошкольники имеют неточные знания о хлебе и его полезных свойствах. Дети плохо употребляют в пищу хлеб, небрежно относятся к нему. Формированию у детей представления о том, что хлеб – это итог большой работы многих людей, знаний о злаковых растениях (рожь, пшеница, овес) и продуктах, которые из них получают, о свойствах муки и теста, знакомство с старинными русскими обычаями, связанными с хлебом, орудиями землепашцев, а также воспитанию уважительного отношения к хлебу и людям, занятым его приготовлением, способствовал реализуемый проект «Как хлеб пришел на стол». А также посредством продуктивной деятельности «Мы- пекари», сформировали систему представлений детей о приготовлении хлеба.

«Как появилось мыло» - Актуальность проекта состоит в том, что каждый день, дети, находясь дома, в гостях, в детском саду, слышат фразу: «Мойте руки с мылом». А зачем мыть руки именно с мылом, что такое мыло, и как оно появилось в нашей жизни дети никогда и не задумывались.

В ходе проекта дети познакомились с историей появлении мыла на Руси, узнали о разновидностях мыла и о производстве мыла в домашних условиях.

Отличительной чертой проекта стала практическая деятельность. Эксперименты по мыловарению в нашем ДОУ проводились впервые. Оказывается, изготовить мыло в домашних условиях может каждый. Это увлекательное занятие открывает необъятные горизонты для творчества. Процесс изготовления мыла в домашних условиях был многогранен, но результат порадовал детей, потому что оно сделано с любовью и своими руками.

Проект «Когда фантики слаще конфет» является не только познавательным, но и сочетает один из приемов- коллекционирование.

Как быстро все кончается, что вкусно начинается! Тянулась бы конфета от двери до буфета! Р. Алдонина. В этом стихотворении выражена мечта большинства людей. Все: и взрослые, и дети - очень любят конфеты! Я наблюдала как зачастую малыши, полакомившись конфеткой, аккуратно разглаживают помятый фантик и как ценную реликвию убирают в свой шкафчик. Мне захотелось поглубже заглянуть в историю фантика, открыть для детей все его тайны: когда появился, как и почему менялся с течением времени, как рождались названия конфет и почему люди, даже очень серьезные, взрослые, увлекаются коллекционированием фантиков. В ходе проекта расширили представления детей об использовании фанта в игре, прививали интерес к коллекционированию, развивали воображение детей, мелкую моторику рук, привлекали родителей к совместной деятельности.

«Моя семья». Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».

В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях, живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, родословие, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а также повышению интереса к истории происхождения своей семьи.

«Деньги и дети». Чтобы купить одежду, игрушку или продукты – людям нужны деньги. Что такое эти деньги? Мы все зависим от них. Деньги определяют достаток семьи. Наличие денег делает человека уверенным в дне сегодняшнем. У наших детей большие потребности, но что такое деньги, всегда ли они были и когда появились, обычно над этим никто не задумывается. Узнать историю появления денег. Как правильно говорить о них с ребенком? Как научить вместе планировать бюджет? Как правильно копить деньги на игрушки и другие нужные вещи?

Исходя из опыта работы, мы смело можем сказать, что, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проектно-исследовательская деятельность в старшей группе «Проектно-исследовательская деятельность в старшей группе» Умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь.

Детская проектно-исследовательская деятельность «Мы — дети одной планеты» (подготовительная группа, 6–7 лет) Вид проекта: досугово-познавательный. Тип проекта: Долгосрочный Участники проекта: Дети, педагоги, родители воспитанников. Возраст детей,.

Проект «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» дошкольников» Цель проекта: Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами.

Проект «Растим витамины своими руками». Исследовательская деятельность в старшей группеПроект «Растим витамины своими руками». Исследовательская деятельность в старшей группе Проект "Растим витамины своими руками". Исследовательская деятельность в старшей группе Актуальность проекта. Знакомя детей с правилами.

Проектно-исследовательская деятельность дошкольников. Проект «Мы посуду моем чисто»Проектно-исследовательская деятельность дошкольников. Проект «Мы посуду моем чисто» Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Цель проекта: изучение действия моющего средства для посуды на человека. Задачи: Найти.

Проектно-исследовательская деятельность «Путешествие в мир динозавров»Проектно-исследовательская деятельность «Путешествие в мир динозавров» Тип проекта:Краткосрочный Вид проекта: Познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, учебно-игровая деятельность,.

Проектно-исследовательская деятельность «Удивительный мир кристаллов и минералов» .

Проектно-исследовательская деятельность в старшей группе «Солнце» Проектно-исследовательская деятельность в старшей группе. Тема «Солнце». Выполнила воспитатель МБДОУ «Светлячок» Старостина Ольга Васильевна.

Проектно-экспериментальная деятельность. Мини-проект «Вишенка» Паспорт проекта Участники проекта: все дети группы (2-3г, сотрудники детского сада. По доминирующему методу: познавательный По характеру.

Родительское собрание «Проектно-исследовательская деятельность дошкольников-двигатель познавательного развития ребенка»Родительское собрание «Проектно-исследовательская деятельность дошкольников-двигатель познавательного развития ребенка» Цель: помочь родителям понять значение, значимость и пользу проектно - исследовательской деятельности детей в дошкольном возрасте. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектно-исследовательская деятельность. Семейный проект
Опубликовано: 27 февраля 2016 в 19:16
+70Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД