Папки-передвижки

Проектно-исследовательская деятельность в детском саду. По программе «От рождения до школы»

Елена Алексеева
Проектно-исследовательская деятельность в детском саду. По программе «От рождения до школы»

МКДОУ «Карачельский детский сад» - филиал Галкинский детский сад

Проект «Знакомство с народной культурой и традициями»

Пояснительная записка

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по — иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего.

Публикация «Проектно-исследовательская деятельность в детском саду, По программе „От рождения до школы“» размещена в разделах

Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.

Формирование чувства патриотизма, невозможно без обращения к истории и национальным истокам. Только так мы можем воспитать здоровое подрастающее поколение с правильными духовными ценностями и уважительным отношением к другим народам и национальностям.

Очень важно собирать и знакомить подрастающие поколение с крупицами народной мудрости, народными традициями и обычаям сохранять их и преумножать. Наши дети и их родители занимаются исследованием своего рода, созданием интерактивного мини-музея где наши дети могут потрогать, использовать экспонаты по назначению

Проект «Знакомство с народной культурой и традициями»

Вид проекта: Краткосрочный, групповой, творческий.

Продолжительность: 2-3 неделя марта

Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатель, музыкальный руководитель.

Цель: Изучение русской народной культуры и традиции, взаимодействие родителей и детей.

Задачи:

Познакомить детей с народной культурой и традициями.

Развивать и обогащать потребности и желание детей в познании творчества народной культуры; восприятия природы, красивых предметов быта, произведений народного, декоративно- прикладного и изобразительного искусства; чтения художественной литературы.

Обогащать знания детей о взаимосвязи явлений природы с народными приметами, со способами действий с предметами быта, их функциями

Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.

Проблема: Необходимость формирования у детей дошкольного возраста представлений о культуре и традициях русского народа.

Методы проекта : словесный, наглядный, практический.

Форма проведения : дневная (на занятиях и в повседневной жизни)

Актуальность проекта: формирование у детей представлений о многообразии народных культур и традиций положительного отношения к ним;

создание предметно-развивающей среды обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа; развитие творческих способностей.

Предполагаемый результат:

Формирование у детей стойкого интереса к культуре и традициям русского народа.

Сформированная предметно-развивающая среда и условия для обогащения разнообразной художественной деятельности детей.

Создание мини-музея «Русская изба»

Воспитание патриотических чувств к Родине

Этапы реализации проекта:

1 этап Подготовительный

Подбор методической литературы.

Подбор фольклора русского народа: сказки, потешки, колыбельные песни, загадки, считалки, народные подвижные игры, пальчиковые игры, прибаутки.

Подбор иллюстративного, наглядного, дидактического материала.

Просмотр мультимедийной презентации на тему «Народные традиции» ,

«Русский костюм»

Взаимодействие с родителями, рекомендации.

Организация предметно-развивающей среды в группе.

Создание мини-музея «Русская изба»

2 этап основной реализация проекта по образовательным областям:

Образовательная деятельность в режимные моменты:

1. Рассматривание картинок и фотографий с изображением разных народных обрядов и оформление их в альбом.

2. Использование дидактических игр, посвященных разным видам народных праздников: «Назови время года и народный сезонный праздник», «Предметы народного быта», «Угадай, на чем играю?»

3. Составление сборника рассказов детей о любимом народном празднике.

4. Фотосессия «Мы любим народные праздники» (оформление стенда).

5. Беседы: «Народная культура и традиции», «Национальный русский костюм»,

6. Экскурсии в краеведческий музей в СОШ

7. Использование подвижные игры: «Карусель», «Пятнашки», «Гуси-лебеди»,»Мороз -Красный нос»,»Бабка-Ёжка», «Городки», «Мы веселые ребята»

8. Использование сюжетно-ролевых игр «Дочки-матери», «Семья»

а) Беседа «Народная культура и традиции»,

Цель: Познакомить детей с культурой и традициями

Задача:

Познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о русской национальной кухне.

Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Воспитывать уважение к русским традициям.

б) Беседа «Национальный русский костюм»

Цель: Познакомить с национальным русским костюмом

Задача: Познакомить с историей возникновения национального костюма.

Формировать художественный вкуси эстетическое восприятие предметов народного быта.

НОД

Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром)

1. Тема : Народные традиции

Задача:

Формировать представления о предметах быта в русской избе.

Обогащать словарный запас названиями предметов быта.

Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа

Познавательное развитие (ФЭМП)

1. Тема:» В гостях у матрешек»

Задача:Учить составлять арифметические задачи на сложение.

Закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Формировать социально-коммуникативные качества при выполнении заданий в подгруппах.

Уточнить знания детей об образцах матрешки

Развитие речи

1. Тема: Рассказывание русской народной сказки «Заяц -хвастун»и присказка «Начинаются наши сказки»

Цель: Вспомнить с детьми название русских народных сказок и познакомить их с новым произведением : сказкой «Заяц -хвастун», и присказкой «Начинаются наши сказки»

2. Тема : Заучивание стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне реченька лесная»

Цель: Продолжать учить детей заучивать народные стихотворения

Чтение художественной литературы

1. Тема : Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Цель: Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка»,помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных

2. Тема: Чтение русской народной сказки» Царевна -лягушка»

Цель: Познакомить с волшебной сказкой «Царевна-лягушка»

Художественное-эстетическое развитие (рисование)

1. Тема «Дымковская слобода»

Цель: Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. закреплять знание о дымковской игрушке, о дымковской росписи, эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Продолжать развивать навыки коллективной работы

2. Тема «Городеская роспись»

Цель: Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции. Продолжать знакомить с городецкой росписи. Учить рисовать элементы росписи. Упражнять в составление оттенков цвета (добавляя белую краску нужного цвета, чтобы получился нужный оттенок.

3. Тема :«По мотивам хохломской росписи»

Цель: Учить рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением. Упражнять в рисование тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета ритма, умение передавать колорит хохломской росписи.

Физическая культура

1.

Физкультурный досуг «Русские богатыри»

Цель

: Продолжать развивать детей физически (сила, ловкость, быстрота, выносливость) и эмоционально.

Задачи:

Физического развития: Продолжать развивать быстроту в беге, силу в перетягивании каната, глазомер в метании, ловкость в прыжках на одной ноге.

Развивающие: Формировать навыки соблюдать правила игр, действовать по сигналу, использовать различное физкультурное оборудование.

Речевые: Развивать связную речь,четко проговаривать кричалки и заклички, излагать свои мысли.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательность, умение радоваться своим успехам и достижениям товарищей, потребность в физическом развитии

Работа с родителями.

Консультация для родителей: «Роль семьи в приобщение детей к русской национальной культуре и традициям»,«Народные праздники на Руси», «Старинные русские обычаи», «Русские промыслы».

Разучивание с детьми пословиц и поговорок.

3 этап заключительный:

Выставка народных игрушек сделанные руками детей.

Фото выставка «Народные праздники в нашем детском саду»

Результат:

Оформлен Уголок русской избы.

Подобраны иллюстрации по темам: «Русский национальный костюм», «Украшения», «Предметы быта»

Дети приобрели знания о народной культуре и традициях, о русском национальном костюме; познакомились с укладом жизни и трудом крестьян, получили представление о предметах быта и их назначении. Прошл праздник «Масленица». У детей повысился интерес к русской национальной культуре.

Методическая литература:

1. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа»

2014 год.

2. Л. И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Старшая группа» 2014 год

3. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружение. Старшая группа.»2014 год

4. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа»2014 год

5. Э. Я Степаненкова «Сборник подвижных игр от 2-7 лет» 2014 год

6. Петрова В. И. ,Стульник Т. Д «Этические беседы с детьми 4-7 лет»2014 год

7. Веракса Н. Е. ,Веракса А. Н. «Проектная деятельность в детском саду»2014 год

8. ПомореваИ. А., Позина В. А. «Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа (5-6 лет)»2014 год

9. Гербова В. В «Развитие речи. Старшая группа»2014 год

Наглядно- дидактические пособия:

Серия «Мир в картинках» : «Гжель», «Городеская роспись по дереву», «Дыковская игрушка», «Хохлома», «Филимоновская народная игрушка»

Серия «Народно-декоративное творчество»: «Городеская роспись», «Дыковская игрушка», «Простые узоры и орнаменты», «Сказочная гжель», «Филимоновская игрушка», «Холомская роспись».

Электронные ресурсы:

http:www.maam.pu/detskijsad/proekt

Публикации по теме:

Экскурсия в краеведческий музей «Русская изба» (старшая группа)Экскурсия в краеведческий музей «Русская изба» (старшая группа) Родительский клуб. «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуре» Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим,.

Жизнь, традиции и обряды Кубанских казаков Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектно-исследовательская деятельность в детском саду. По программе «От рождения до школы»
Опубликовано: 12 марта 2015 в 11:19
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД