Папки-передвижки

Проектные технологии в работе с одаренными детьми

Светлана Бурханова
Проектные технологии в работе с одаренными детьми

Проектные технологии в работе с одаренными детьми

Бурханова С. В., руководитель НОО «МАГ»

МАОУ «СОШ № 29»

В Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года и президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что важной задачей образовательного процесса считается целенаправленное развитие у учащихся самостоятельности мышления, способности самим заниматься познавательной исследовательской деятельностью [Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 2010 г].

Публикация «Проектные технологии в работе с одаренными детьми» размещена в разделах

Указанные документы ставят перед школой задачу внедрения в учебно-воспитательный процесс форм и методов работы, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, что определяет актуальность содержания исследования.

Проблемой активизации познавательной деятельности занимались следующие методисты, психологи и историки: И. З. Озёрский, В. Б. Бондаревский, З. И. Щукина, Н. Г. Дайри, И. Я. Лернер, Ю. К. Бабанский. Особого внимания заслуживают работы известного педагога Ю. К. Бабанского, который на основе своей многолетней преподавательской деятельности и экспериментальной работы теоретически обосновывает принцип оптимизации обучения и раскрывает методические основы его осуществления на практике. И. Я. Лернер, основываясь на достижениях педагогической науки и собственных теоретических и экспериментальных исследованиях, раскрывает процесс формирования мировоззрения учащихся при обучении истории, описывает рациональные методы развития их мышления.

В последние годы учителя нашей школы широко используют в своей работе исследовательский метод. Естественно, научно-исследовательская работа требует особых личных данных и не может носить всеобщий массовый характер, поэтому проводится с наиболее увлеченными, одаренными детьми.

Понятие одаренности в большинстве словарей трактуется как талант, а это, в свою очередь, предполагает заинтересованность, увлеченность какой-либо деятельностью. Следовательно, становление таланта ребенка зависит прежде всего, от того, сможет ли учитель увлечь детей своим предметом.

В нашей школе работа с одаренными детьми ведется по всем предметам и направлениям. Самым сложным, на наш взгляд, является этап выявления одаренного ученика. Значительную роль в этом процессе играют школьные олимпиады, конкурсы, викторины, регулярно проводимые по всем предметам. Обычно одаренные дети сами с желанием участвуют в подобных мероприятиях и показывают хорошие результаты, но не менее важна на данном этапе и массовость, когда опытный учитель среди многих участников замечает мельчайшие проблески таланта, которые можно развить.

Работа с одаренными детьми ведется на всех этапах школьного обучения. При работе с одаренными детьми необходимо учитывать их психологические особенности.

Во время уроков в начальных классах для активизации исследовательской деятельности используются развивающие игры, в процессе которых ребятам прививаются первые навыки самостоятельного изучения предмета. Увлекшись занимательной игрой, дети с удовольствием продолжают исследовательскую работу в кружках, и тогда можно увидеть первые результаты и первые проявления индивидуальных способностей.

В среднем звене для учащихся проводятся дополнительные занятия и спецкурсы по предметам. Проходят предметные олимпиады, ребята посещают спортивные секции, театральную студию, кружки краеведения, пожарно-прикладного дела, «Юный художник». Данная работа гораздо менее связана с деятельностью непосредственно на уроках, но этого и не требуется, так как дети уже имеют определенные навыки исследовательской и творческой работы и психологически готовы к ней.

Учащихся старших классов отличает способность пользоваться приемами логического мышления, более активный, самостоятельный и творческий характер умственной деятельности, потребность в самостоятельном поиске информации, широта, устойчивость и действенность познавательных интересов. Учитывая эти факторы, работа должна быть направлена на развитие исследовательских умений и навыков, удовлетворение потребностей в творчестве. Это участие в школьном и городском научных обществах, школьных, городских и республиканских олимпиадах, в работе школы «Эрудит». Кроме того, это посещение кружков, факультативов, спецкурсов по предметам, направленных на углубленное изучение программных дисциплин.

Организационным органом управления исследовательской и творческой работой выступает в нашей школе научное общество учащихся – НОО «МАГ».

Главная задача научного общества, функционирующего в нашей школе дает ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей в различных областях науки и искусства.

С результатами своей работы участники НОО «МАГ» ежегодно выступают не только на школьной научно-исследовательской конференции, но и на городской научно-практической конференции НОО «ЛИК», Шолоховских, Ломоносовских, Киетбаевских и Ибрагимовских чтениях и занимают призовые места. Так, в прошедшем учебном году в Ломоносовских чтениях учащиеся нашей школы заняли одно 1 место, два вторых и одно 3 призовое место.

В этом учебном году на городской научно-практической конференции НОО «ЛИК» учащиеся нашей школы заняли 4 призовых места (2 место - начальные классы, 1 место и два вторых - старшие классы).

Ниже представлен график, в котором приведен сравнительный анализ работы НОО «МАГ» за последние четыре года.

Из предложенного графика видно, что ребят, занимающихся научно-исследовательской работой становится с каждым годом все больше и больше.

Отметим, что с открытием экспериментальной площадки по проблеме проектирования образовательной среды на базе нашей школы дало учителям больше возможности для работы с любознательными и творческими ребятами школы. Этому способствовали и курсы повышения квалификации по проблеме проектирования информационной образовательной среды в современной школе, и обучающие семинары по различным проблемам учебного педагогического проектирования.

В заключение хочется вспомнить слова академика А. Н. Колмогорова, который писал: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе». С этим мнением трудно не согласиться, так как именно в наше время идет интенсивный поиск новых форм и методов в образовательном и воспитательном процессе.

Литература:

1. Семененя И. И. Психологические основы взаимодействия учителя с одарёнными детьми. Мозырь, 2006

2. Поддьяков А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности [Интернет-портал Исследовательской деятельности учащихся] // https://www.researcher.ru

3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. – М. : Арманов-центр, 2010.

Публикации по теме:

Использование игровой оздоровительной технологии «БОС-Здоровье» в коррекционной работе с детьми Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из важнейших проблем нашего времени. Охрана жизни и укрепление здоровья, функциональное.

Использование технологии проектирования в работе с детьми (из опыта работы) Основоположником проектов считают Джона Дьюи (1859-1952, американского педагога-демократа, автора более тысяч книг и статей по проблемам.

Итоговое интегрированное занятие по работе с одаренными детьми «Русский сувенир»Итоговое интегрированное занятие по работе с одаренными детьми «Русский сувенир» Музыкальный руководитель: Чеботько Елена Александровна Воспитатель: Ковалева Татьяна Ивановна Задачи: - Закреплять умение узнавать и называть.

Консультация для воспитателей «Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста» В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.

Инновационные технологии в работе с детьми с патологией зрения. Сенсорная комната Авторы статьи и фото: Коскина М. М. ,Фомина М. М. Мы искали идеи, как сделать пребывание детей в нашем учреждении полезным и комфортным. Наиболее.

Проектные технологии в работе с одаренными детьми В Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года и президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается,.

Проектные технологии в воспитательной работе ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ. Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы.

Проектные технологии в воспитательной работе ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ. Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы.

Ресурсный центр по работе с одаренными детьми. Интеллектуальный конкурс «Путешествие в страну Сообразилию» Цель: способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Задачи: формировать учебно-познавательную.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста. Ясельный возраст справедливо считают временем формирования интеллектуальных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектные технологии в работе с одаренными детьми
Опубликовано: 23 января 2016 в 20:04
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД