МААМ-картинки

Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ

Елена Ващенко
Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ

Скорость изменения современного мира задает темп развития социума, повышает спрос родителей на качественное образование, что в свою очередь побуждает ДОУ активизировать работу по наполнению своей деятельности новым содержанием.

Центром является личность ребенка, его внутренний мир. Чётко усвоив и то, что многое зависит от творчества работающего, слаженного педагогического коллектива, в котором даже молодой неопытный педагог может добиться многого, а если педагоги не объединены в сплоченный творческий коллектив, то даже опытный педагог не достигнет высоких результатов в работе с детьми.

Публикация «Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» размещена в разделах

Цель работы старшего воспитателя в детском саду такова, чтобы создать в ДОУ целостную педагогическую систему, обеспечивающею оптимальные условия для всестороннего развития детей, реализацию творческого потенциала педагога и педагогического коллектива.

Анализируя работу ДОУ, хочу выделить приоритетное направление и накопленный опыт на тему: «Проектный метод, как инновация в методической работе дошкольного учреждения».

Метод проектов самый трудный, но интересный в работе. Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель - ребенок, ребенок - родители, воспитатель - родители. Использую разнообразные технологии метода проектов : развлечения, творческие проекты, информационные, педагогические. В технологии проектирования позволяет создать такие педагогические условия, где каждому педагогу и ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе.

Метод проектов как педагогическая технология – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.

Цель: развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи:

• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

• развитие познавательных способностей, творческого воображения и мышления, коммуникативных навыков, поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы детей;

• формирование предпосылок учебной и исследовательской деятельности детей, умения работать в коллективе, координировать свои действия, распределять обязанности в соответствии с целью и этапами проекта;

воспитание личностных качеств дошкольников: любознательность, самостоя-тельность, целенаправленность, инициатива и др.

Исходным пунктом изучения являются детские интересы сегодняшнего дня.

В феврале 2014г. на базе нашего детского сада проходил районный семинар педагогических работников «Формы организации взрослых и детей в процессе образовательной деятельности. Метод проектов в работе с дошкольниками». Педагоги ДОУ поделились опытом работы по созданию, реализации и результативностью работы по проектам.

Проектная деятельность позволяет нам:

- повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в дея-тельность, сделать педагогический коллектив более сплоченным;

- формировать профессиональное взаимодействие педагогов с детьми дошкольного возраста

Проектная деятельность в нашем детском саду начала внедрятся с 2007 года. И за это время были разработаны и внедрены в учебно-воспитательный процесс детского сада не один десяток проектов. Я расскажу о наиболее интересных, значимых и продуктивных из них. Первым нашим проектом был педагогический физкультурно-оздоровительный проект «Здоровье». Цель - создание условий для полноценного физического развития детей и полноценной двигательной активности. В ходе реализации этого проекта в спортивно-музыкальном зале были созданы все условия для проведения физкультурных занятий, оборудован уголок спортивного оборудования и инвентаря, оборудована и расширена спортивная площадка на улице. Проводятся ежедневные физкультурные занятия инструктором физической культуры, как в спортивном зале, так и на улице.

Продолжением этой работы стали и ещё рад дочерних проектов. В апреле 2013 года нами был составлен социально значимый проект, который предусматривает организацию системы работы по коррекции и профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата со всеми воспитанниками детского сада. Проект выиграл грант на конкурсе социально-значимых проектов, посвященных 90-летию Купинского района в размере 20 тыс. рублей. На эти деньги нами было приобретено спортивное оборудование и инвентарь, предназначенный для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Ведётся профилактическая работа с детьми с нарушением осанки и плоскостопием как индивидуально, так и во время проведения занятий, гимнастики утром и после дневного сна, в течение дня при организации динамических пауз, в ходе работы коррекционного кружка «Крепыши».

В 2015г. победителем конкурса социально-значимых проектов Купинского района стал разработанный нами проект по созданию детской спортивной площадки на улице. Проект выиграл грант в размере 75 тыс. рублей. Деньги были освоены в полном объёме - 2 сентября 2016 года прошло торжественное открытие спортивной площадки, кульминацией которого стали малые районные олимпийские игры для дошкольников «Лето Сибири – 2016».

В результате дети стали реже болеть и на 15% выросла посещаемость ДОУ. У воспитанников сформированы навыки: дисциплины, двигательной активности, умственной работоспособности, умение действовать автоматизировано, без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания. Дети физически подготовлены к школе, что позволяет им быстрее адаптироваться к школьным условиям. Воспитанники ДОУ (131 человек) получили возможность заниматься физической культурой и спортом не только в музыкально - спортивном зале детского сада, но и при организации всех видов детской деятельности на свежем воздухе. Увеличилась сфера взаимосвязей с социумом, повысился эмоциональный фон воспитанников и их родителей, вырос престиж ДОУ, укрепилось физическое здоровье детей. У детей и их родителей сформировано положительное и бережливое отношение к здоровому образу жизни. Занятие физической культурой позволило воспитанникам показать высокие результаты в спортивных мероприятиях и соревнованиях города Купино и района. В рай-онных соревнованиях «Олимпийские надежды – 2015» воспитанники заняли 3 место, а в малых олимпийских играх «Лето Сибири – 2016» - 1 место.

С 2007 года в детском саду работает проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Растим патриотов России». Цель - воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию. В рамках этого проекта была разработана система занятий во всех возрастных группах по темам: «Земля наш общий дом», «Россия – Родина моя», «Моя малая родина», что помогает нам проводить работу по патриотическому воспитанию в системе и охватывать все его направления. Проект реализуется не только во время занятий, применяются также такие формы организации взрослого и детей, как совместная поисково-исследовательская деятельность по организации и пополнению мини-музея народного быта, подготовка и проведение праздников: «День защитников отечества»; «9 мая – день Победы»; «Мамин день»; «Праздники по народному календарю». Выставок на-родного творчества: «Славься Край Сибирский!»; «Город Купино – глазами детей» физкультурных мероприятий, акций «Покормите птиц зимой», «Скворечник», «Зелёный патруль», «Озеленение территории детского сада», экскурсий, создание герба семьи и генеалогического древа, создание семейных фотоальбомов различной тематики, оснащение предметно-развивающей среды детского сада по патриотическому воспитанию совместно дети – родители – педагоги. В результате наши дети знают историю родного города и края, культуру и обычаи русского народа, растут истинными патриотами России.

Тогда же стартовал и эколого-дизайнерский проект «Чудо рядом с тобой», в процессе реализации которого был создан парк отдыха и развлечений, в котором так любят бывать наши дети. Там же реализуется проект «Экология вокруг нас», цель которого воспитание экологической культуры дошкольников. Проекты по экологическому воспитанию были отмечены на конкурсе «Экобеби», где в течение 2 лет мы занимаем призовые места, в 2012 году диплом 2 степени в номинации «Экологический паспорт учреждения», а в 2013 году также диплом 2 степени, но уже в номинации «Ландшафтный дизайн территории дошкольного образовательного учреждения. В данное время участвуем в конкурсе «Экобеби – 2016» в номинации «Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников». В результате у детей сформированы элементарные представления о явлениях природы, привиты навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру, они с удовольствием гуляют в парке, наслаждаясь ароматами цветов и многотравья, летом бегают босиком по мягкому ковру густого газона, ухаживают за растениями на мини-огороде детского сада.

Уже шестой год в детском саду работают кружки : «Крепыши» и «Мастерилки» в рамках реализации проекта «Дополнительного образования в ДОУ». Пятый год в детском саду функционирует кружок «Юные исследователи», работа которого начиналась с разработки и реализации проекта по организации кружка поисково-исследовательской деятельности, в сотрудничестве с учителем химии лицея №2 Гарбузовой В. Е., и она же на протяжении 2 лет проводила занятия кружка в детском саду, а в настоящее время является его куратором. В детском саду создана лаборатория опытно – экспериментальной деятельности «Любознайка». В результате, работа данных кружков позволяет нам развивать детей всесторонне, углубить работу по физическому, художественно-творческому и познавательно-исследовательскому развитию детей. Работы, созданные детьми на занятиях кружка «Мастерилки» занимают призовые места в конкурсах детского творчества: «Красота божьего мира», «Пасхальный перезвон», «Мой любимый педагог», «Моя семья» и др.

После организации работы кружков у нас оставалась слабо развито художественно-эстетическое и интеллектуальное развитие детей. С целью заполнить этот пробел был разработан проект «Одаренные дети» для дальнейшего развитие одарё нных детей в разных видах деятельности: музыкальной, художественно-продуктивной, хореографической, индивидуальной и др. Результатом данной работы являются победы в конкурсах различных уровней и направлений, в условиях очень жёсткой конкуренции и высоких требований к конкурсантам. Стабильно высокие результаты в фестивале творчества детей дошкольного возраста «Радуга детства» : в номинации «Вокальное творчество» 2014г. - 3 место, 2015г. - 2 место, 2016г. – 2 место и ребёнок, исполнивший сольную песню стал лауреатом; в номинации «Оригинальный жанр» 2014г. - 1 место, 2016г. – 3 место; в номинации «Художественное чтение» 2014г. - 1 место, 2015г. – 1 и 3 место, 2016г. – лауреаты и в номинации «Танцевальное творчество» 2015г. – 3 место; 2016г. – 1 место. В конкурсе «Умники и умницы» воспитанники ДОУ занимают только призовые места: 2014г. – 1 место; 2015г. – 2 место; 2016г. – 3 место.

Развитие детей не прекращается и в летний оздоровительный период. С 2010 года в нашем детском саду действует проект «Лето Сибири», и в 2011 года нами создана программа организационно-педагогической работы в летний период, что помогает создавать в летне-оздоровительный период условия, способствующие оздоровлению детского организма; эмоциональному, личностному, познавательному развитию ребёнка. Работа по этому проекту ведётся через формы организации нерегламентированной деятельности детей, праздники и развлечения, ежедневные прогулки и игры в парке отдыха и развлечений, занятия на спортивной площадке, театрализованную и творческую деятельность, различные виды закаливания, организацию разнообразного сетевого взаимодействия и сотрудничества. Дети с удовольствием общаются со своими сверстниками и школьниками на совместных праздниках, развлечениях и соревнованиях, ходят на экскурсии на промышленные предприятия города, в библиотеку, посещают мастер-классы в ДК им. Кирова, проводят совместные акции с ГИБДД города. В результате, в новый учебный год, дети входят окрепшими и отдохнувшими, с но-выми впечатлениями и приобретёнными в непосредственной обстановке знаниями.

Начиная с 2014 года, детский сад реализует ряд проектов :

1. Проект «Чтобы не было беды». Работая по проекту, мы формируем у детей осознанное и ответственное отношения к выполнению правил пожарной и дорожной безопасности. Вооружаем знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях. Работа по проекту ведется через организацию совместной поисково-исследовательской деятельности, разбор опасных ситуаций, проведение досугов, викторин, организацию художественно-творческой деятельности, участие в конкурсах и акциях по пожарной и дорожной безопасности, проведение интегрированных занятий по образовательным областям «Безопасность и здоровье». Большое значение в данной работе отводится сетевому взаимодействию с пожарной частью и отделом ГИБДД Купинского района. Мы проводим экскурсии в пожарную часть и совместные учения пожарной безопасности, а с сотрудниками ГИБДД – совместные акции «Самый главный пассажир», «Дорога – символ жизни», викторины по правилам дорожного движения. В результате проводимой работы дети владеют правилами и навыками действий в случае пожара, знают и соблюдают правила дорожного движения.

2. Проект по взаимодействию ДОУ и школы, как условию формирования готовности воспитанников детского сада к школьному обучению. В начале каждого учебного года мы, совместно с педагогами лицея № 2, разрабатываем перспективный план по взаимодействию. Осенью дети подготовительной группы, традиционно, ходят на экскурсию в лицей № 2, а на осенних каникулах мы принимаем первоклассников у себя в гостях, где для них организовываем экскурсию по детскому саду и проводим спортивные соревнования «Весёлые старты» между командами детей подготовительной группы и первоклассниками. В этом году мы смогли пригласить первоклашек на новую детскую спортивную площадку для проведения совместных соревнований. Весной 2014 г. дети старшей и подготовительной групп ходили в гости в лицей, где ученики 5 класса показали им инсценировку сказки «Спящая красавица» в рамках «Театральной недели». Ежегодно для детей детского сада в лицее проходят дни открытых дверей с проведением мастер-классов по разным образовательным областям. На этот учебный год у нас запланированы взаимные встречи в течение всего года, сотрудничество в области конструирования и робототехники. Взаимодействие ведётся и среди педагогов. На базе детского сада прошёл совместный семинар «Взаимодействие детского сада и школы при подготовке детей к школьному обучению в соответствии с ФГОС ДО». Педагоги ДОУ посетили урок обучения грамоте в 1 классе лицея №2, и смогли обсудить общие требования готовности ребёнка к школе. Традиционно, на родительское собрание в подготовительной группе, приглашаем учителей лицея, которые будут набирать в свои классы выпускников нашего ДОУ и родители имеют возможность познакомиться с будущим учителем своего ребёнка, задать интересующие его вопросы. В результате такого сотрудничества воспитанники намного быстрее адаптируются к условиям школьного обучения, а родители более глубже вникают в школьную жизнь, находят общий язык с учителями.

3. В рамках проекта «Маленькая страна чудес» в группах создана и постоянно совершенствуется развивающая предметно-пространственная среда соответствующая ФГОС ДО. Она насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. В результате дети с удовольствием идут в детский сад, где могут развиваться, общаться, играть.

Часть перечисленных проектов уже реализованы и на их основе созданы педагогические условия, способствующая всестороннему развитию детей. Большинство разработанных проектов продолжает работать из года в год, повторяя педагогические циклы. Мы не останавливаемся на достигнутом и в этом году планируем работать по проекту, способствующему речевому развитию детей «Рукописная семейная книга» и реализовывать в работе с детьми целый ряд педагогических проектов, перспективное планирование которых отражено в рабочих программах педагогов ДОУ. Для участия в конкурсе социально-значимых проектов Купинского района мы работаем над разработкой проекта по организации кружка «Легомир» в детском саду, по обучению дошкольников легоконструированию и робототехнике.

Эти и другие проекты я представила в презентации «Калейдоскоп проектов».

Вывод: Используя в своей работе педагогическое проектирование, а в работе с до-школьниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности, мы реализуем личностно-ориентированный и развивающий подходы к обучению и воспитанию, обязательно ориентируясь на личность ребёнка. К выпуску в школу дети, действуя самостоятельно, учатся разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях (чтение книг, просмотр видеофильмов, экскурсии, общение с окружающими людьми и т. д.). У детей сформировалось представление, что источником информации является окружающий мир. Приступая к изучению новой темы, дети достаточно легко называют предполагаемый источник информации, знаний. Умеют использовать полученные знания для создания новых объектов деятельности, делятся своими впечатлениями, событиями, происходящими в их жизни, умеют выразить свою точку зрения, не бояться высказывать свои предложения. Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам. Внедрение в образовательный процесс технологии проектирования способствует развитию свободной творческой личности, помогает создать в ДОУ целостную педагогическую систему, обеспечивающую оптимальные условия для всестороннего развития детей, реализацию творческого потенциала педагога и педагогического коллектива.

Публикации по теме:

«Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения» Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и.

Доклад на тему: «Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений с детьми». Работая с детьми, каждый педагог находится в постоянном поиске новых идей. И новые требования к образованию двигают нас к использованию.

Интерактивные формы в методической работе с педагогами ДОО В дошкольной образовательной организации существует множество форм работы с педагогическим коллективом. Перестройка дошкольного образования.

Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Консультация для воспитателей «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников» Цели и задачи проектного метода в дошкольном.

Проектный метод как средство повышения качества дошкольного образования Проектный метод как средство повышения качества дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального.

Проектный метод в детском саду. Возникновение, история развития Проектный метод в детском саду. Содержание. 1. Общие понятия и история развития метода. 2. Проектный метод в России. 3. Проектный метод.

Проектный метод в образовании дошкольников 1 слайд. Проектный метод в работе с детьми дошкольного возраста Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования.

Самоанализ деятельности «Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников» (часть первая) Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Самоанализ деятельности «Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников» (часть третья) Дети моей группы принимают активное участие в районных конкурсах, которые помогают выработать у детей стремление к активному творческому.

Самоанализ деятельности «Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников» (часть вторая) Тематика и содержание проектов, реализованных мною экологических проектов разнообразна. В младших группах проекты короткие, простые. Например,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ
Опубликовано: 1 ноября 2016 в 06:54
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД