Лучший педагог года

Проект по развитию нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе приобщения к народному творчеству

Татьяна Янишаускене
Проект по развитию нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе приобщения к народному творчеству

Пояснительная записка АКТУАЛЬНОСТЬ

Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни человека — в быту, на телевидении, в музыке и т. п. Во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего эстетического воспитания детей. А русский народ, как показывает опыт, знает наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т. п. очень поверхностно.

Публикация «Проект по развитию нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе приобщения к народному творчеству» размещена в разделах

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции, что ели и пили. Родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствуют воспитанию патриотических чувств, приобщают к миру прекрасного. Человек должен гордиться своей Родиной. Любовь к отчизне необходимо закладывать с самого раннего детства. Беречь все то, что делает нас русскими. Из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу. С самого раннего возраста надо научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, воспитывать в них нравственные качества. А для этого надо познакомить их с русскими народными традициями, с историей нашего народа, с русским народным бытом.

Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.

Однако дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Да и большинство родителей и педагогов сами плохо знают традиции, обычаи русского народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием его величия. Нельзя сказать, что педагоги раньше не работали в этом направлении, но каждый делал это индивидуально, так, как представлял сам, и настолько, насколько считал это необходимым. Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей систему игр, упражнений, мастер-классов, экскурсий и праздников.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Развитие нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе приобщения к народному творчеству

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно-прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.

2. Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.

3. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.

4. Заинтересовать и привлечь родителей к участию в мастер-классах, фольклорных праздниках, изготовлению пособий.

5.

Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать со знакомства с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделять знакомству с русской народной избой. Проводить беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызывать интерес к музею и желание создать свой мини-музей в группе. Таким образом, накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви, фотографии из музея, фото-сессии, подготовленные родителями, который используется в работе с детьми в приобщении к русской народной культуре. Также знакомить детей с русским праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. На праздник Рождества с детьми разучивать колядки, русские народные песни, заклички. Проводить в ДОУ праздник Масленицы, на котором дети ближе узнают традиции встречи этого праздника и всей масленой недели.

В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле-самоделке). Знакомить с народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, Каргопольской игрушкой, хохломской росписью, Гжелью и т. д. Изготовлять игрушки своими руками: лепить из глины и расписывать их по известным нам народным промыслам, а затем организовать выставки детского творчества: «Русская барыня», «Лепка дымковского коня».На протяжении всего проекта знакомить детей с русскими народными подвижными играми.

Большое значение в приобщении детей к русской народной культуре имеет работа с родителями. С родителями должны проводиться беседы, дискуссии по теме «Воспитание патриотизма через приобщение к русской народной культуре». Родители могут принимать участие в организации праздников и развлечений, а также совместных мастер-классов по изготовлению своими руками игрушек, костюмов и т. д.

В результате дети получат первичные представления о русской культуре и ее истории, о русских традициях и праздниках. У детей должны улучшиться внимание, усидчивость, расширяться активный словарь, повыситься интерес к русским народным подвижным и хороводным играм, к русской народной культуре в целом.

Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Тип проекта: тематический. Срок проект: долгосрочный

Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители

Формы работы: беседы, занятия, творческая речевая, продуктивная деятельность, праздники и развлечения, мастер-классы.

Планирование и организация деятельности

1 этап – подготовительный

• Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми;

• Создание условий необходимых для реализации проекта;

• Планирование мероприятий проекта;

• Творческий поиск: разработка и использование инновационных подходов при ознакомлении с обычаями и традициями разных народов.

2 этап – основной

• Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;

• Организация и проведение разнообразных форм работы с использованием технических средств обучения

3 этап – итоговый

• Сбор и обработка методических, практических материалов;

• Сравнительный анализ полученных результатов;

• Обобщение материалов проекта;

• Презентация;

• Творческий отчет.

Тематическое планирование

Сентябрь "Милости просим гости дорогие"

1) «Осенины»

2)Посещение музея «Русская изба»

Октябрь Народные промыслы (посуда)

«Покровские посиделки» Фольклорный праздник для детей

Ноябрь

«Кузьминки»

Декабрь «Праздник русского валенка» Фольклорный праздник для детей и родителей

Январь «Рождество» Рождественские колядки

Февраль «Масленица широкая» Фольклорный праздник для детей

Март Народные промыслы (игрушки)

Апрель

«Пасха» Фольклорный праздник с включенной в него продуктивной деятельностью детей: изготовление пасхальных яиц и голубей

Май «Русская ярмарка. Город мастеров» Фольклорный праздник

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в семьях вопросы духовно-нравственного воспитания и патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к развитию нравственно-патриотических чувств детей требует от педагога особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.

С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По итогам участия в проекте дети обогащаются знаниями, усвоенными на занятиях и в повседневной жизни по нравственно-духовному и патриотическому воспитанию:

• Проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Имеют представления о природных богатствах края.

• Иметь представления о культурных традициях своей семьи.

• Объединение дошкольников и взрослых вокруг единой цели.

• Иметь представления о народных традициям и духовных ценностях русского народа.

Публикации по теме:

«Памяти павших будем достойны». Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста«Памяти павших будем достойны». Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста Формирование нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста всегда было актуальной темой. В рамках месячника, посвященного.

Воспитание нравственно-патриотических чувств при ознакомлении дошкольников с подвигом русского народа в годы ВОв План работы по самообразованию на 2014-2015 учебный год воспитателя средней группы «Почемучки» Голубевой Оксаны Александровны Тема: Воспитание.

Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления дошкольников с родным городом Воспитание патриотизма начинается в дошкольном возрасте и тесно связано с конкретными представлениями детей: семья, детский сад, родной.

Формирование патриотических чувств путем приобщения детей к культурно — историческому наследию республики Мордовии, страны «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости.

Система работы по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников в детском саду Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента.

Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников при взаимодействии с родителями ЦЕЛЬ: - Создать условия для осуществления комплексного подхода к воспитанию нравственно-патриотических качеств, для приобщения дошкольников.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников В 2015 году исполняется 70 лет со дня Великой Победы нашей страны над фашистскими захватчиками. Война несет боль, разрушения и смерть. Все.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольниковВоспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников В последние годы идёт переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитатель: Гусинская Марина Владимировна. Кого называют патриотом? Каковы главные обязанности гражданина Российской Федерации? Как помочь.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего возраста в процессе проектной деятельности: «Почему мы полюбили Самару?» Доклад на тему: «Почему мы полюбили Самару?» Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе приобщения к народному творчеству
Опубликовано: 25 сентября 2015 в 12:04
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД