ольга шохова
Профессиональная культура педагога дошкольной образовательной организации в структуре профессиональной компетентности
Культура личности -
1) уровень развития и реализации сущностных сил человека, его
способностей и дарований;
2) совокупность компетенций : политических и
социальных, связанных со способностью брать на себя ответственность,
участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты
ненасильственным путем, участвовать в совместном принятии решений по
поводу функционирования и развития демократических институтов;
компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе (понимание
Публикация «Профессиональная культура педагога дошкольной образовательной организации в структуре профессиональной компетентности» размещена в разделах
различий между представителями различных культур, языков и религий,
уважительное отношение к чужим традициям, верованиям) и т. п.
К. л. формируется в процессе воспитания и обучения, под влиянием соц. среды и личной потребности в постоянном развитии и совершенствовании.
В обыденном словоупотреблении культура личности означает степень ее
образованности и воспитанности.
Профессиональная культура –
интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности у
ровень мастерства; означает творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценки одновременно с двух позиций: – конкретно-технологической и социокультурной; формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности.
Педагогическая культура — это часть общечеловеческой
культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и
материальные ценности образования и воспитания, а также способы
творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания
исторического процесса смены поколений, социализации личности.
Исторически сложившиеся типы педагогической культуры соответствуют
типам развития человеческой цивилизации и характеру взаимодействия
между образованием и культурой в ту или иную эпоху.
В основе гуманистического типа педагогической культуры лежит целостное
представление о педагогической действительности, в эпицентре которой
находится личность ребенка.
Сущность педагогической культуры состоит в особом ценностном
отношении к детству как уникальному, неповторимому периоду
человеческой жизни и каждой детской личности как самоценности.
Культура педагога выполняет ряд функций:
а) передачу знаний, умений и навыков обучающимся, способствующих
формированию их мировоззрения;
б) развитие интеллектуальных возможностей и способностей,
эмоционально-волевой и действеннопрактической сфер и психики;
в) обеспечение сознательного усвоения обучающимися нравственных
принципов и навыков поведения в обществе;
г) формирование эстетического отношения к действительности;
д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и
способностей.
Профессионально-педагогическая культура
Профессионально-педагогическая культура как системное образование
представляет собой единство педагогических ценностей, технологий,
сущностных сил личности, направленных на творческую реализацию в
разнообразных видах педагогической деятельности.
Культура педагогического общения - это мера умений и способностей
педагога выбирать и использовать необходимые формы, методы и средства
взаимодействия с участниками педагогического процесса : учащимися,
родителями, коллегами. Основу культуры педагогического общения
составляет гуманное отношение к детям.
Критериями оценки культуры общения являются : вежливость, соблюдение
условных и общепринятых способов выражения доброжелательности, формы
приветствия, благодарности, извинений, правила поведения в общественных
местах, формы общения между учителем и учащимися, родителями,
коллегами и т. п.
Педагогическая культура общения проявляется в культуре речи, этикете и
такте, эмпатии, аттракции, рефлексии.
Нравственность — моральное качество человека, некие правила,
которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего
употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики.
Под нравственностью в ряде случаев подразумевают внутреннюю или
интериоризированную сторону морали, в то время как последняя
рассматривается как внешняя по отношению к индивиду.
Педагогическая этика –
это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая
нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений,
обусловленных педагогической деятельностью; наука, изучающая происхождение и природу, структуру, функции и особенности проявления морали в педагогической деятельности; профессиональная нравственность педагога.
Этикет от фр. tiquette — этикетка, надпиcь — правила поведения
людей в обществе, поддерживающие представления данного общества
о подобающем. В современном виде и значении слово было впервые
употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV. Этикет — очень
большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности,
морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в
соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности
— в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве,
бытовой целесообразности — в области культуры материальной.
Мораль - (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores —
общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе
представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и
зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих
представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему
обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль
и т. д.
Культура речи — распространённое в советской и российской лингвистике понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения». Этим же словосочетанием обозначается лингвистическая дисциплина, занимающаяся определением границ культурного речевого поведения, разработкой нормативных пособий, пропагандой языковой нормы и выразительных языковых средств. Это речевое мастерство, умение найти, выбрать стилистически уместный вариант языкового средства, выразительно и доходчиво его применить в процессе педагогического общения. Она предполагает владение педагогом нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать адекватные выразительные языковые средства в различных условиях общения. Роль речи в педагогической деятельности чрезвычайно высока, т. к. именно она является основным инструментом коммуникации и средством воздействия на личность учащегося. В. А. Сухомлинский называл речевую культуру зеркалом духовной культуры человека и важнейшим средством облагораживания его чувств и мыслей.
Речевой этикет - принятая в данной культуре совокупность
требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной
уместности высказываний. К речевому этикету, в частности, относятся слова
и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения,
принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные
особенности, характеризующие вежливую речь и т. д. Владение речевым
этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и
уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет
человека чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытать
неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со
стороны окружающих. Этикет тесно связан с этикой, нравственными
основами взаимодействия людей. Он способствует выработке у человека
отношения к другим людям, к обществу, государству, а также к природе, ко
всему, что называется окружающей средой.