Лучший педагог года

Профессиональное и личностное самоопределение в старшем школьном возрасте

Екатерина Кирпичёва
Профессиональное и личностное самоопределение в старшем школьном возрасте

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧЕНИИ

PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DETERMINATION OF SENIOR PUPILS IN TEACHING

В статье раскрываются особенности личностного и профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте. Представлено исследование по изучению особенностей личностного и профессионального самоопределения старшеклассников.

Публикация «Профессиональное и личностное самоопределение в старшем школьном возрасте» размещена в разделах

The article describes the peculiarities of personal and professional self-determination in the senior school age. Here is presented a study of the characteristics of personal and professional self-determination of senior pupils.

Самым главным вопросом для выпускника становится вопрос профессионального выбора. Старшеклассники стараются учесть множество факторов: престижность профессии, возможность последующего трудоустройства, рекомендации родителей, друзей. Но еще одной главной группой факторов, которые могут повлиять на выбор подростка, являются его внутренние стремления, интересы, его уверенность в своих силах. Зачастую юноши и девушки сталкиваются с противоречиями между выбором, предлагаемым извне, и своими личными предпочтениями.

Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у старших школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного, готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Большинство авторов понятие «личностное самоопределение» раскрывают в его ценностно-смысловом контексте, т. е. как определение личностью своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей. При этом явно просматривается ударение на проективном (формирующем, устремленном в будущее) значении личностного самоопределения, а при анализе применительно к подростковому или юношескому возрасту это становится доминирующим.

Психолого-педагогические основы профессионального самоопределения молодежи рассматриваются в трудах отечественных ученых П. Р. Атутова, А. Е. Голомштока, С. С. Гриншпун, В. И. Журавлева, Н. Н Захарова, Н. Э. Касаткиной, А. Д. Сазонова, Б. А. Федоришина, Н. Н. Чистякова, С. Н. Чистяковой, П. А. Шавира, Т. И Шалавиной и др., а также зарубежных: Р. Берне, Д. Сьюпер, А. Маслоу, С. Фукуямы и др.

В современной психолого-педагогической литературе наиболее полный подход к проблеме личностного самоопределения был предложен в работах отечественного психолога М. Р. Гинзбурга [2], Н. С. Пряжникова [1], Ф. Р. Филиппова [3], М. М. Шибаевой.

Проблема исследования: каковы особенности личностного и профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте? Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: самоопределение личности.

Предмет исследования: особенности личностного и профессионального самоопределения старшеклассников в учении.

Мы предположили, что у учащихся 11 классов личностное самоопределение более интегрировано с профессиональным самоопределением, чем у учащихся 9-10-классов.

Исследования проводились на базе МБОУ «Разуменская СОШ» №3, п. Разумное Белгородской обл. В нем приняли участие 80 старшеклассников, из них 40 человек - учащиеся 9-10 классов, 40 человек - учащиеся 11 классов.

В качестве основных методов исследования были выбраны:

1. Тест смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев).

2. Опросник профессиональных склонностей (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной).

Для исследования представлений старшеклассников о будущей жизни мы использовали методику «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А Леонтьева. Методика исследует представления старшеклассников о будущей жизни по таким характеристикам, как наличие или отсутствие целей в будущем, осмысленность жизненной перспективы, интерес к жизни, удовлетворенность жизнью, представления о себе как об активной и сильной личности, самостоятельно принимающей решения и контролирующей свою жизнь.

Мы сравнили общий показатель осмысленности жизни (рис. 1., где видно, что показатель осмысленности жизни самый высокий у одиннадцатиклассников (129,73). У учащихся 9 и 10 класса показатели практически равные.

Рис. 1. Сравнительный анализ осмысленности жизни учащихся 9,10 и 11 классов

Cогласно Д. А. Леонтьеву, «осмысленность жизни» может эмпирически характеризоваться суммарным показателем выраженности так называемых смысложизненных ориентаций. Осмысленность жизни является показателем благоприятного развития и жизнедеятельности личности. Показателем ее автономности, независимости [4].

Средний уровень жизненного самоопределения (учащиеся 10 класса) характеризуется наличием ценностных ориентаций, но они не четко структурированы, имеются незначительные противоречия; временная перспектива не четко дифференцируемая, имеется смысл жизни, но возможно не совсем определены цели для его реализации. У учащихся девятых классов нет четкого жизненного самоопределения, характерно отсутствие структурированности ценностных ориентаций, ценности не определены, противоречивы; также характерен низкий уровень осмысленности жизни, либо смысл вообще отсутствует, то есть смысл жизни еще не определен.

Испытуемые 11 класса более осмысленно подходят к планированию своей дальнейшей жизни. Задумываются о способах самореализации, более четко строят реалистичные планы, задумываясь о своих возможностях и способностях для их реализации. Следовательно, уровень жизненного самоопределения у учащихся 11 класса выше, чем у учащихся 10 и 9 класса.

Далее была проведена методика Резапкиной для диагностики сформированности профессиональных склонностей.

Результаты, полученные по методике Резапкиной, следующие. Яркой профессиональной склонностью обладает 20% учащихся 11 класса и 8% учащихся 10 класса. Это говорит о том, что такие ученики уже знают, в какой вуз и на какую специальность они будут поступать. Они обладают уже в достаточной мере теми навыками и способностями той или иной специальности. У них присутствует желание получить ту или иную профессию и есть потенциал. Как правило, такие ученики имеют четко поставленные цели и желания.

Склонность к определенному виду деятельности присуща 65% учеников 11 класса, 44% учеников 10 класса и 25% - 9 класса. Как правило, таким ученикам предлагается на выбор несколько сфер деятельности. Этим ученикам нравится несколько сфер деятельности и имеющиеся у них качества могут пригодиться в нескольких сферах деятельности. Таким ученикам предстоит сделать выбор в пользу той или иной профессии, рекомендуется прохождение других тестов на профориентацию для более углубленного изучения будущей профессии.

Таким образом, мы видим, что ученики 11 класса имеют высокий уровень жизненного самоопределения, который характеризуется наличием четкой структурой ценностных ориентаций, то есть человек четко знает, что для него является в жизни главным, а что второстепенным; высокой осмысленностью жизни, у человека есть смысл жизни - то, для чего он живет и к чему стремится; временная перспектива четкая, имеются ближние и дальние цели планы на будущее. Профессиональная склонность к определенному виду деятельности присуща 65% учеников 11 класса, то есть выше, чем в 10 и 9 классах.

Литература:

1. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личност-ного самоопределения : учебно-методическое пособие / Н. С. Пряжников. М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Из-дательство НПО «МОДЭК», 2002. – 400с.

2. Поваренков Ю. П. Психология профессионального становления и реа-лизации личности как отрасль психологической науки // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. №1. С. 184-198.

3. Шиляева Л. Б. К вопросу изучения ценностных ориентаций как состав-ляющей жизненной перспективы личности // Международный журнал экспе-риментального образования. 2014. №6-1. С. 26-28.

4. Леонтьев Д. А., Калитеевская Е. Р., Осин Е. Н. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации // Личностный потенциал : структура и диагностика / Под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл. 2011. С. 611-641.

Публикации по теме:

Дежурство в старшем дошкольном возрастеДежурство в старшем дошкольном возрасте В этом возрасте дети могут самостоятельно под присмотром взрослых накрыть столы и убрать с них, приведя в порядок столы и пространство,.

Физкультурный досуг в старшем возрасте «Я — Защитник Отечества» Цели: Способствовать формированию у детей интереса к физкультурному совершенствованию. Задачи: 1. Закреплять представление об армии. 2.

Общение и его особенности в младшем школьном возрасте При поступлении ребёнка в школу он включается в процесс усвоения социального опыта – складывающиеся в школе межличностные отношения, благодаря.

Особенности воображения в старшем дошкольном возрасте. Дошкольный возраст, как и другие возраста, имеет специфические характеристики, связанные с социальной ситуацией развития ребенка данного.

Подвижные игры на прогулке в старшем дошкольном возрасте.Подвижные игры на прогулке в старшем дошкольном возрасте. В игре детей есть часто смысл глубокий. И. Ф. Шиллер. Подвижная игра — одно из средств всестороннего воспитания и развития старших дошкольников.

Проектная деятельность в старшем возрасте: «Зимующие птицы»Проектная деятельность в старшем возрасте: «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольника – это воспитание понимания природы, взаимосвязей с человеком. Человек – это часть природы. Старшая.

Роль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрастеРоль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрасте Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Творческие способности заложены.

Сюжетно — ролевая игра в старшем дошкольном возрастеСюжетно — ролевая игра в старшем дошкольном возрасте Сюжетно- ролевая игра в старшем дошкольном возрасте В чем же заключается принцип обучения в дошкольный период? Игра- залог успеха. Вспомним.

Психологические особенности мотивационной сферы личности в младшем школьном возрасте Тема нашего исследования: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В различных психологических.

Викторина «В мире насекомых» в старшем дошкольном возрасте Викторина «В мире насекомых» в старшем дошкольном возрасте Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профессиональное и личностное самоопределение в старшем школьном возрасте
Опубликовано: 24 октября 2017 в 21:07
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД