Профессиональное «выгорание» у педагогов

Любовь Джумагазиева
Профессиональное «выгорание» у педагогов

Профилактика профессионального «выгорания» у педагогов

Что же включает в себя понятие профессиональное «выгорание»?

«Профессиональное «выгорание»:

«это неблагоприятная реакция человека на стресс,

полученный на работе, включающая в себя

психофизиологические и поведенческие компоненты

«выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооценки и др.»

(Гринберг Д., 2002)

Профессии  педагога и психолога специальности, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей психики.

Почему это происходит?                    

- Профессия педагога относится к публичным профессиям, т. е. педагог ежедневно общается с огромным количеством людей (детей, родителей, коллег) это требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение;

- Работа педагога сопряжена с огромной физической  и эмоциональной нагрузкой, с противоречивыми мыслями и чувствами, сомнениями и отчаянием,  что приводит к истощению  эмоциональных ресурсов и как следствие возникновение стрессовых состояний;

- Педагоги часто не испытывают удовлетворение от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия дети, с которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимым материалом и как следствие низкая степень социальной адаптации: повышенная тревожность, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость и т. д. ;  

- Педагоги вынуждены  беспрестанно повышать свой профессионализм, чтобы быть в курсе инновационных технологий и соответствовать  предъявляемым требованиям что, в свою очередь, ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам.

Что же делать? Какая возможна профилактика?

Психологи приводят следующие советы, которые помогут   педагогам справиться с состоянием эмоционального опустошения, вернуться к эффективному взаимодействию с окружающими.

Так, они предлагает сделать следующее:

1. Составить список реальных и абстрактных причин, побуждающих вас работать. Определить мотивацию, ценность и значение работы.

2. Перечислить то, чем вам нравится заниматься, в убывающей последовательности. Вспомнить, когда вы занимались этим в последний раз.

3. Регулярно встречаться с друзьями и сотрудниками – это ваша «группа поддержки».

4. Начать заботиться о физическом здоровье: делать зарядку, правильно питаться, бороться с вредными привычками.

5. Делать каждый день что-либо легкомысленное: кататься на скейте, прыгать через скакалку, пускать мыльные пузыри и др.

6. Начать заботиться о психическом здоровье: использовать тренинги релаксации, ведения переговоров, ассертивности. и др.                                                                           

(Гринберг Д.)

Тренинг –  как форма профилактики профессионального «выгорания»

Эффективность использования тренингов в работе с педагогами

Чем может помочь тренинг?[/b]

- Поможет справиться с негативными эмоциями и стрессом, восстановить силы;

- Научит практическим приемам, техникам уверенного поведения и способам саморегуляции;

- Повысит профессионализм и компетентность в вопросах психологии;

- Будет способствовать профилактике профессионального «выгорания» педагогов.

  

Используемые формы работы  в тренинге:

- Игры-приветствия, упражнения на регуляцию эмоционального напряжения - помогут справиться с негативными эмоциями и стрессом и восстановят силы;

- Мини-лекция в тренинге  включающая теоретическую базу по теме встречи - повысит профессионализм и компетентность в вопросах психологии;                  

- Практические упражнения, тесты, арт-терапевтические техники и методики -  научат практическим приемам, техникам уверенного поведения и способам саморегуляции и будут способствовать профилактике профессионального «выгорания» педагогов.

ИГРАЮТ С УДОВОЛЬСТВИЕМ НЕ ТОЛЬКО ДЕТИ, НО И ВЗРОСЛЫЕ.

Профессиональное «выгорание» у педагогов

  

Публикации по теме:

Анкета для педагогов. Анкета для выявления способности педагогов к саморазвитию1. Я стремлюсь изучать себя 5- да 4-скорее да, чем нет 3-и да, и нет 2-скорее.

Автор публикации:
Профессиональное «выгорание» у педагогов
Опубликовано: 25 января 2012 в 16:20
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...
Презентация «Открытое мероприятие «Путешествие в зеленую страну»
Открытые занятия или мероприятия для детей до¬школьного возраста — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Открытое занятие в...
Проект «Птицы» во второй младшей группе
Проект «Птицы» во второй младшей группе Воспитатель: Каримова Лариса Ивановна МАДОУ «Детский сад №21» Свердловская область, город Ирбит Одной из наиболее...