МААМ-картинки

Профилактика дисграфии. Изучение трудных букв при обучении грамоте

Лидия Тарасова
Профилактика дисграфии. Изучение трудных букв при обучении грамоте

При изучении букв перед ребенком возникают многие трудности. Он долгое время не может запомнить - в какую сторону «смотрит» буква, и воспроизводит букву в зеркальном изображении. Некоторые маленькие печатные буквы совсем не такие, как большие, и поэтому ребёнку труднее их запомнить.

Любой педагог знает, что даже самый сложный материал, легко запоминается детьми в игре, через сказку, через яркие образы и ассоциации.

Публикация «Профилактика дисграфии, Изучение трудных букв при обучении грамоте» размещена в разделах

При изучении каждой буквы, можно найти для неё яркий, запоминающий образ с помощью предметов, понятий и волшебных превращений. Волшебные превращения из одной буквы в другую надо сопровождать «волшебными» звуками музыки и волшебной палочкой. Такая яркая картинка навсегда остаётся в памяти.

Используем самый известный метод педагогики - от простого, к сложному. Наиболее простая и легко запоминаемая буква – О. От этой буквы легко перейти к букве С, а от буквы С – к букве Э.

Буквы О, С, Э

Оля угостила Серёжу любимой баранкой. Она их любит, потому что баранка – это Олина буква – О. Серёжа поблагодарил ее, откусил баранку, и она превратилась в Серёжину букву С.

Этот пример запомниться наиболее ярко, если в группе есть дети с именами Оля и Серёжа. Детей угощаем настоящими большими, слегка вытянутыми, баранками. Обращаем внимание Оли на её имя и формой баранки. Предлагаем Серёже тоже превратить баранку в свою букву С. Как правило, ребёнок сам догадается надкусить баранку. Если мальчик не догадается, спросить у других детей –как можно превратить баранку в виде буквы О, в букву С? (Слайд 2)

Превратить букву С в букву Э можно с помощью анимации, (слайд 3). Обязательно обратить внимание детей, что буква С превратится в Э только тогда, когда перевернётся и будет «смотреть» в обратную сторону. Дайте ребенку конкретный ориентир, в какую сторону теперь смотрит буква и кому она показывала язык. Например,- к двери, когда заходил Артём. Тогда у ребенка отложится в памяти именно эта картинка. Так ребёнок легко запомнит правильный образ буквы, и уже никогда не будет воспроизводить её в зеркальном изображении.

Закрепить правильное положение букв можно с помощью простых упражнений «Найди правильную букву», (слайд 4).

Печатные большие буквы Ш, Е, Ё

Букву Ш превращаем в буквы Е,Ё (слайд 5).

Превращение буквы О в маленькие печатные буквы е, ё

Многие печатные буквы пишутся так же, как большие. За исключением 4 букв: а, б, е, ё. Эти буквы вызывают особые сложности, дети их труднее запоминают.

Буквы запоминаем с помощью пластилиновых фокусов. Это ещё одно волшебное превращение букв.

Дети делают из зелёного пластилина букву О. Затем - фокус: надрезаем кружок, и поворачиваем часть буквы в нужном направлении. Получилась буква е. Ножичком для пластилина надрезаем концы, как у веток ели. Связываем образ буквы с елью. (Слайд 6)

Для буквы ё – лепим игрушки (ёлка).

Букву б тоже лепим из пластилина (слайд 7).

Буква а сложная для запоминания. Предварительно показываю серию картинок, как змея может проглотить яйцо целиком. Теперь легко запомнить букву. (Слайд 7)

Кроме волшебных превращений одной буквы в другую и лепки букв из пластилина, для вызывания яркого образа, я рассказываю весёлые истории о буквах.

Буквы Р, Б, В, Ы Ъ, Ь, Я, Ф

«Буквы Р, Б, В, Ы Ъ, Ь все с животиками, очень солидные, важные буквы. Они считают, что делают всегда всё правильно, всегда правы. Поэтому и животики свои направили в правую сторону.

Только одна буква не захотела быть такой, как все. Она считала себя самой важной. Взяла и отвернулась, назло всем, НАОБОРОТ – влево. Да ещё и ножку туда же направила. Она везде себя выставляла – Я! Я! Так и называется эта буква- Я. А за то, что она себя везде ставила первой, много хвасталась, её наказали- поставили в алфавите самой последней. (Показать алфавит).

У буквы Ф нет никаких животиков. Это физкультурник Федя. Покажи, как он стоит». (Ребёнок стоит прямо, руки согнул на пояснице, чтобы получилась буква Ф).

Дети часто путают буквы Ц - Щ, Б- В. Яркий образ этих букв создаём из поделок. (Слайд 8)

Таким образом – каждую, даже самую трудную тему, можно превратить в занимательную игру. Перечисленные методы и приёмы позволяют:

• разумно сочетать традиционные и современные средства, а так же методы коррекционного обучения;

• стимулируют детей к учебной деятельности, повышается интерес детей к изучаемому материалу;

• развивают тактильные ощущения, общую и мелкую моторику;

• повышают качество коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя, учителя-логопеда или воспитателя.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в сказочный город букв» Программное содержание: Закрепить с детьми понятия: звуки и буквы, гласные и согласные буквы, разделение звуков на твердые и мягкие, звонкие.

Мастер-класс по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие по стране звуков и букв» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 14 «Брусничка» Мастер – класс.

Профилактика аграмматической дисграфии Этот вид дисграфии проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лекико-грамматического строя речи. Аграмматизмы.

Профилактика дисграфии у детей с ОНР Профилактика дисграфии у детей с ОНР Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о ДИСГРАФИИ - это частичное специфическое нарушение.

Профилактика и коррекция оптической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том,.

Профилактика оптической дисграфии Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного.

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста Изучение и коррекция специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время – одна из основных проблем учителей-логопедов и учителей.

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи Краткая аннотация статьи Статья посвящена способам профилактики оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи. Целью и.

Технологическая карта НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. ЗАС c применением правил употребления гласных букв Технологическая карта организованной учебной деятельности Область: «Коммуникация». Подобласть: обучение грамоте. Тема: «ЗАС c применением.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «В стране букв» Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «В стране букв» Образовательные задачи: -научить детей внимательно вслушиваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика дисграфии. Изучение трудных букв при обучении грамоте
Опубликовано: 27 ноября 2016 в 00:03
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД