Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи. Занятие по дифференциации звуков и букв С-Ш

люция хасанзянова
Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи. Занятие по дифференциации звуков и букв С-Ш

Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.

В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом овладевают грамотой, не успевают за темпом класса, пишут со специфическими ошибками, и очень скоро попадают в разряд неуспевающих.

Среди таких детей чаще встречаются дети с речевыми нарушениями, понимая свой недостаток, они становятся еще и молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, а это порождает неуверенность в своих силах, и учебная деятельность становится для ребенка в тягость. Возросшие требования к поступающим в первый класс детям, еще больше ухудшают положение детей с нарушением речи, так как программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение и письмо. Ведь дети с общим недоразвитием речи (ОНР) — являются особой категорией дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения письменной речи и чтению.

На сегодняшний день под понятием дисграфия понимается - частичное специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ И БУКВ [С-Ш]

Цели:

Образовательные:

- закрепление правильного произношения их в речи

- совершенствование навыков дифференциации букв на письме

- уточнение и сравнение артикуляции звуков С -Ш

-развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов со звуками С-Ш

Коррекционно-развивающие:

- развитие мелкой моторики

- развитие фонематического слуха

- развитие памяти

- развитие мышления

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в коллективе

- воспитание аккуратность при работе в тетради

- воспитание умения действовать по инструкции педагога

Оборудование:

- карточки-схемы

"V

-зеркала

- счетные палочки

-карточки с наклеенной из бархатной бумаги буквы С и Ш

План занятия: Организационный момент

Взаимное приветствие

Релаксационное упражнение «Шум леса» !. Актуализация знаний, умений и навыков

1) Характеристика звуков. Сравнение по артикуляционным и акустическим признакам

2) Введение в тему

П. Формирование новых понятий

1) Обоснование новой темы

2) Письмо букв в воздухе

3) Конструирование букв из счетных палочек

4) Графический диктант

5) Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

III. Формирование и применение умении и навыков

1) Развитие мышления. Подружи согласную букву с гласной. Чтение слогов и слов

2) Развитие тактильных ощущений. Игра «Что за буква»

3) Развитие фонематического слуха. Игра «Узнай звук»

4) Физкультминутки «Раз, два, три.», «Ухо-нос»

5) Звуко - буквенный анализ слов с опорой на схемы

6) Обобщение по занятию

Подведение итогов

Ход занятия

Орг. момент {релаксация "Шум леса")

Логопед: Здравствуйте, ребята! Представьте, что мы сейчас в лесу. Там растут разные деревья. Покажите, какие там высокие деревья (руки вверх).

Подул тёплый ветерок: Ш-Ш-Ш-Ш, зашелестели листья (быстро, быстро шевелим пальчиками).

Подул холодный ветер: С-С-С-С-С закачались сосны (покачиваемся и. машем руками) Ветер затих ни шевелятся больше ни листочки, ни ветки (РАССЛАБИЛИСЬ). Снова подул ветер.

Логопед: Скажите, пожалуйста, как шумела листва от тёплого ветерка? Ученики: Ш-Ш-Ш А когда подул холодный ветер? Ученики: С-С-С-С

I. Актуализация знаний, умений и навыков

Логопед: Молодцы, садитесь. Ребята, как вы наверное догадались сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки и буквы "С-Ш".

Характеристика звуков. Сравнение по артикуляционным и акустическим признакам

Логопед: А сейчас давайте вспомним, какое положение занимают губы, язык при произношении звука "С" Контроль в зеркало.

Виталий: Когда мы произносим звук С, губы у нас в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка упирается в нижние зубки.

Логопед: Молодец, правильно Виталий! Ксюша, а какая струя у нас холодная или теплая? Ксюша: Струя воздуха идёт по серединке, холодная (контроль рукой). Логопед: Правильно. Марат, а голосовые связки у нас вибрируют или нет? Марат: Голосовые связки не вибрируют, нет голоса. Логопед: А звук С у нас какой? Глухой или звонкий? Ученики: Звук С глухой.

Логопед: Правильно. А сейчас я вам прочитаю про этот звук стихотворение. А вы внимательно слушайте. Стихотворение про звук "С": Распластай язык пошире, Кончик к нижним зубкам ближе. Посредине языка струйку воздуха пускай.

Улыбнись и просвисти, ССС произнеси.

Логопед: А кто мне скажет, какое положение занимают наши губы, зубы и язычек, когда

мы произносим звук Ш?

Вероника: Когда мы произносим звук Ш, губы у нас округлены и слегка выдвинуты

вперёд, зубы сближены, язык в форме чашечки поднят вверх.

Логопед: Молодец, правильно. Саша, а выдыхаемая струя воздуха какая теплая или

холодная?

(Контроль рукой)

Саша: Выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Логопед: Правильно, молодец! А какой у нас звук Ш?

Шамиль: Звук Ш глухой.

Логопед: Хорошо, молодцы! А сейчас я вам прочитаю стихотворение про звук Ш

Стихотворение про звук "Ш":

Чтобы звук красивым вышел,

Шире язычок и выше.

Сделаем из язычка

Чашечку подняв бока.

Эту чашку по бокам к верхним мы прижмём зубам,

Вот теперь над чашкой можно дуть красиво, осторожно,

Чтобы ветерок бежал, чтобы "ИГ как шёлк шуршал.

Логопед: Понравились вам стихотворения про звуки?

Ученики: Да

II. Формирование новых понятий

Логопед: А давайте подумаем, чем отличается произношение звука "С" от "Ш",

Вспомним, какими буквами на письме мы обозначаем эти звуки.

Родион: Звук С мы обозначаем буквой "ЭС"

Логопед: Правильно,

Эмиль: А звук Ш мы обозначаем буквой "ША"

Письмо букв в воздухе

Логопед: Правильно, молодцы! А теперь, ребята поднимем руки и обеими руками будем

писать звуки С и Ш в воздухе,

Логопед: Сейчас мы с вами сделаем задание «Зеркальное письмо». Откройте тетради,

возьмите в обе руки ручки. Мы вместе и правой и левой рукой будем писать букву С,

затем букву Ш.

Зеркальное письмо - обеими руками одновременно в тетрадях пишем букву С и букву III

(при выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются, глаза, руки).

Конструирование букв из палочек.

Логопед: Молодцы, у всех очень хорошо получилось. А сейчас мы с вами поиграем в игру

«Конструирование». Я вам раздам палочки, а вы с этими палочками должны написать

буквы С и Ш.

Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

Логопед: А сейчас, ребята, мы с вами поиграем с нашими пальчиками.

Кулачки мы вместе сложим,

Нашим пальчикам поможем,

Разогнуться и подняться.

Пальчик к пальчику прижмём

Снова в кулачки сожмём.

Разгибаем, загибаем,

Снова в кулачки сжимаем.

ПI Формирование и применение умений и навыков

Чтение слогов и слов

Давайте наши буквы С и Ш подружим с гласными. Кто мне может сказать какой нибудь

слог с этими буквами?

Виталий: Ша

Логопед: Правильно, молодец.

Алмаз: Шо и т. д.

Логопед: Молодцы, ребята. А сейчас составьте с этими буквами слова

Ксюша: Слова, сок

Логопед: Молодец, хорошо

Шамиль; Шуба, шина и т. д.

Развитие тактильных ощущений (каждому ученику даётся карточка с наклеенной из

бархатной бумаги буквой).

Логопед: А сейчас мы поиграем в интересную игру «Что за буква». Я каждому дам

карточку с буквой. Вы должны будете закрыть глазки и не подглядывать, а на ощупь

определить, какая буква на вашей карточке. Назвать можно букву только тогда, когда я

прикоснусь к вашей руке.

Развитие фонематического слуха. Игра "Узнай звук"

Логопед: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай звук». Я буду называть вам слова, а вы внимательно слушаете, определяете, какой в этом слове слышится звук, и поднимаете соответствующую руку. Если услышите звук С, то поднимаете правую руку, если звук Ш то левую руку, всем задание понятно?

Ученики: Да.

Перечень слов: сад, шаль, кошка, камыш, сом, голос, мышата, лиса, шоколад, соловей,

сапог, крышка, сыр, шумит, душ, шутка, нос, стакан, штора, крошки.

Физкультминутка «Раз, два, три.»

Логопед: Ребята, давайте немножко отдохнем. Все встанем.

(Логопед вместе с ребятами выполняют упражнения)

Мы устали сочинять

Надо нам на ножки встать.

Потянуться и согнуться,

Повернуться, улыбнуться,

Захватить горстями солнца

Из оконца, из оконца.

Будем снова сочинять -

Раз, два, три, четыре, пять.

(Ребята выполняют соответствующие движения)

- Ухо-нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное

ухо. Одновременно отпустите ухо и нос. хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.

Звуко - буквенный анализ слов с опорой на схемы

У каждого ученика карточки - схемы. При помощи них ученик определяет где (в начале, в середине или в конце) находится буква С или Ш и поднимает соответствующую схему.

Логопед: Ребята, сейчас я вам раздам карточки - схемы. Если буква С или Ш находятся в начале слова, то вы должны поднять первую карточку. Если буква С или Ш находятся в середине слова, то вы должны поднять вторую карточку. А если буква С или III находятся в конце, то вы должны поднять последнею карточку.

Перечень слов: Сумка, шапка, песок, шубка, седло, штаны, шарик, носок, судно, галош, миска, малыш, кокос.

Итог занятия

Логопед: Какую тему мы сегодня с вами прошли?

Ученики: Звуки и буквы «С-Ш»

Логопед: Что вам на занятие понравилось?

Ученики: Играть в игру узнай звук, выполнять задания.

Логопед: А что вам показалось сложным?

Ученики: Ничего

Логопед: Хорошо. Домашнее задание: написать предложения с буквами С и Ш.

Затем логопед благодарит всех ребят.

Логопед: Спасибо, ребята. Вы все сегодня хорошо позанимались. Спасибо всем, до

свидания. Занятие закончено.

Публикации по теме:

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Презентация опыта работы. Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Использование разных видов деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи. Занятие по дифференциации звуков и букв С-Ш
Опубликовано: 27 ноября 2013 в 17:25
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Люблю берёзку русскую…» История одной выставки
Александр Прокофьев Береза Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С...
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...