Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников

Наталья Казова
Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников

Наталья Анатольевна Казова

Учитель-логопед высшей квалификационной категории СПб Коррекция дисграфии наиболее успешна при раннем ее начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Отсюда необходимо еще в дошкольном возрасте предупредить возможность возникновения дисграфии у детей путем устранения у них уже появившихся ее предпосылок.

Как указывает Л. Г. Парамонова (2001, наличие предпосылок дисграфии – это уже патология, одним из основных видимых признаков которой является отклонение от нормального хода речевого развития. Это отклонение проявляется в том, что у ребенка оказывается несформированной какая-то психическая функция (или ряд функций, которая уже должна быть сформирована к данному возрасту. Факт существования предпосылок дисграфии свидетельствует о том, что она уже как бы имеется, но пока еще в скрытом виде. «Скрыта» же она лишь до тех пор, пока ребенок не взялся за ручку и тетрадь. В работе Л. Г. Парамоновой «Предупреждение и устранение дисграфии у детей» рассматриваются предпосылки каждого из основных видов дисграфии, а также описываются конкретные способы их профилактики, выявления и преодоления.

Неуспеваемость многих учащихся по русскому языку – это явление не случайное. Его причины уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст и прежде, чем говорить о профилактике дисграфии, необходимо рассмотреть профилактику непосредственно речевых нарушений, которая складывается в основном из таких двух моментов:

1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и о сохранности его речевых органов, а именно:

– предупреждение ушибов в области головы;

– предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков профилактических прививок, исключение непосредственных контактов с больными и пр.);

– охрана органа слуха ребенка от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна, а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний;

– охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем: а) предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата; б) исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (что может привести к образованию так называемого перекрестного прикуса); в) раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов); г) своевременное оперирование расщелин верхней губы и неба; д) своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);

– охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерно громкие крики, излишне громкая и напряженная речь и т. п.);

– охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребенку во время любой болезни и в течение некоторого времени после ее окончания и т. д.); этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь – заикания.

2. Забота о правильном речевом развитии ребенка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий, что выражается в следующем:

– обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого ребенку образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребенка людей);

– поощрение лепета ребенка мимикой радости;

– воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни;

– медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, а также называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку «приступить» к постепенному овладению речью;

– отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его произношения;

– приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более быстрому ее усвоению;

– систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полу слова» и тем более с одного только жеста или взгляда). Необходимо организовывать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр. ;

– полное исключение случаев «сюсюканья» с ребенком, лишающего его правильного образца для подражания;

– занятия ритмикой, музыкой, пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточного гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;

– развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.

В целом, профилактика нарушений речи, как и профилактика любых заболеваний или патологических состояний строится на устранении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. К сожалению, иногда все же не удается полностью предупредить возникновение речевой патологии, и в этом случае задача профилактики сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших вредоносных факторов и к предупреждению появления вторичных и третичных нарушений речи на основе уже имеющихся.

К мерам ранней профилактики дисграфии Л. Г. Парамонова (2001) относит целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессом письма. Это: развитие слухового восприятия, развитие слуховой дифференциации звуков, развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза, обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи, развитие фонематического анализа и синтеза (в более позднем дошкольном возрасте).

Следует отметить, что наиболее подготовленными специалистами для осуществления профилактики дисграфии являются детские логопеды. Их главные задачи:

профилактика нарушений речи и ее недоразвития у детей раннего и младшего дошкольного возраста;

• преодоление нарушений речи, совершенствование речевого развития, языковых способностей и профилактика нарушений письма и чтения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Однако, по данным Е. А. Логиновой (2004) широкомасштабная профилактика дисграфии проводится логопедами пока лишь в условиях дошкольных логопедических групп для детей с общим недоразвитием речи.

Работа с детьми, страдающими ОНР, предполагает не только формирование у ребенка «инвентаря» языковых средств и совершенствование их использования в речи. Эта работа направлена и на всестороннее развитие психических функций ребенка: внимания, памяти, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, т. е. тех функций и качеств, без которых невозможна полноценная речевая деятельность, а также переход на новый качественный уровень речевого и интеллектуального развития - овладение письменной речью. Так, логопед, работающий с дошкольниками, обязательно уделяет внимание развитию у детей двигательных функций рук и графомоторных навыков, формированию у них навыков языкового анализа и синтеза. В большинстве случаев за время пребывания в логопедической группе дети овладевают и навыками символизации устной речи с помощью букв.

Иначе говоря, в правильно организованной работе логопеда с детьми дошкольного возраста, страдающими ОНР, затронуты все направления профилактики дисграфии. При этом работа логопеда тем эффективнее, чем ранее она была начата, поскольку с возрастом возможности гибкого изменения состояния ребенка и компенсации дефекта уменьшаются.

В целом, в профилактике дисграфии у дошкольников можно выделить следующие базовые направления работы:

1. Развитие сенсорных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций и графоизобразительных способностей).

2. Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцессивных функций (слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов).

3. Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти).

4. Развитие интеллектуальной деятельности (мыслительных операций: сравнения, сериации, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения; формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции в деятельности; воспитание мотивов к учебной деятельности).

5. Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям; совершенствование лексико-грамматического и фонетического оформления речи).

По этим направлениям может осуществляться и диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста в отношении предрасположенности к возникновению дисграфии. Естественно, для каждого возрастного периода должны быть подобраны соответствующие диагностические задания (Е. А. Логинова, 2004).

Используемые источники:

1. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003 – 336с.

2. Логинова Е. А. Нарушения письма. Учебное пособие. / Под ред. Волковой Л. С. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 208с.

3. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р. Е. Левиной - М.: Просвещение, 1968. - 367с.

4. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей - СПб.: Союз, 2001. - 240с.

Публикации по теме:

Мастер-класс для родителей дошкольников, имеющих нарушения речи. Тема: «Предупреждение дисграфии у дошкольников» План проведения мастер-класса. 1. Беседа с родителями с демонстрацией слайдов на тему: «Виды нарушений письменной речи». 2. Практическое.

Творческий план по теме «Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» Тема: Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Цель: сформировать у детей различные виды анализа и синтеза.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Насекомые и пауки
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников
Опубликовано: 16 марта 2014 в 19:00
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Лепка...
Интеграция ОО: "Социально-коммуникативное", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое...
Сценарий праздника «Выпуск в школу»
Выпуск в школу Ведущий: Светло и нарядно сейчас в нашем зале. У всех оживленный , взволнованный взгляд Сегодня мы праздник большой отмечаем Мы в...
Занятие-экскурсия по экологическому развитию (познавательно-исследовательская...
Занятие-экскурсия по экологическому развитию ( познавательно-исследовательская деятельность) «Природа зимой» Цель: получение экологических знаний в...
Проект в старшей логопедической группе «Новогодняя сказка»
Проект в старшей логопедической группе "Новогодняя сказка" Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно –...
Конспект занятия в младшей группе «Играем с куклой Машей».
Программное содержание: Учить чётко произносить звукосочетания. Закрепить правильное произношение детьми звука ш. Развивать голосовой аппарат ( произносить...