МААМ-картинки

Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста

Ольга Рощина
Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста

Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Оптическая дисграфия – дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Публикация «Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно – пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы, по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

- недописывание элементов букв;

- добавление лишних элементов;

- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;

- зеркальное написание букв. [2, с. 248]

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции нарушений письма у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок письма в детском саду очевидна сегодня для всех. [1, с. 76 – 77]

К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма.

Рассмотрим содержание основных направлений логопедической работы по профилактике оптической дисграфии у дошкольников :

1. Выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания, развитие зрительного восприятия.

Можно использовать следующие виды заданий:

- назвать контурные, недорисованные, перечеркнутые, наложенные изображения предметов;

- найти ошибку в изображении предмета;

- распределить предметы по величине, учитывая их реальные размеры;

- найти пару картинке, выбрав сходную из ряда предложенных;

- найти лишний предмет, который не соответствует по своему расположению остальным;

- найти и соотнести предмет с геометрической фигурой;

- угадать предметы по отдельным деталям;

- синтезировать реальные изображения предметов (разрезные картинки, пазлы, «заплатки»);

- соотнести черно – белые изображения предметов с цветными.

2. Развитие зрительной памяти.

Основной вид деятельности – работа с образцом. Сначала ребенок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запомнить образец. Подобную работу с образцом целесообразно проводить на таких видах деятельности, как рисование, лепка, срисовывание с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам и т. д. Кроме того, можно предложить следующие упражнения:

- запомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти;

- запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги;

- восстановит пары картинок;

- восстановит первоначальные варианты картинок (кукла, мяч, мишка – мяч, кукла, мишка);

- сравнить две картинки и найти их отличия;

- запомнить расположение палочек (спичек) в течение нескольких секунд, затем восстановить порядок их расположения на столе (палочки расположены хаотично или из них выложены геометрические фигуры).

3. Развитие пространственных представлений: формирование способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, в малом пространстве.

Развитие пространственных ориентировок и представлений осуществляется в той же последовательности, в которой они формируются в онтогенезе:

- формирование ориентировок ребенка в собственном теле;

- формирование ориентировок в окружающем пространстве в следующей последовательности: определение пространственного расположения предметов по отношению к самому ребенку; определение пространственного расположения предметов, находящихся сбоку от ребенка; определение пространственных отношений между 2 – 3 предметами. Когда ребенок начинает безошибочно ориентироваться в пространственном положении предметов, переходят к заданиям с картинными изображениями, геометрическими фигурами, цифрами, буквами;

- формирование понимания значений и верного употребления в речи предлогов, описывающих пространственные ситуации;

- формирование ориентировок в пространственном расположении частей предметов и изображений;

- формирование ориентировок в пространственном расположении букв, цифр.

Можно рекомендовать следующие виды заданий для развития пространственных представлений:

- назвать и показать верхние, затем нижние части тела на рисунке, а затем у себя, сначала стоя перед зеркалом, потом – по памяти;

- назвать, что выше (ниже) всего;

- показать и назвать действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища и т. д.);

- показать и назвать действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседания, махи ногами, вращения бедрами и т. д.);

- назвать и показать части тела, которые находятся спереди (сзади);

- назвать как можно больше предметов, которые находятся справа (слева, спереди (сзади);

- стоя на одном месте, назвать предметы, которые расположены высоко (низко, далеко (близко);

- нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры: в центре листа – круг, в верхнем правом углу – квадрат, в верхнем левом углу – овал, в нижнем правом углу – прямоугольник, в нижнем левом углу – треугольник;

- провести на листе бумаги дорожку от одного предмета к другому;

- пространственные слуховые диктанты;

- отработать правильность употребления предлогов перед, за, между, после, около, рядом, на, под, над, в. [4, с. 54]

4. Развитие буквенного гнозиса, автоматизация и дифференциация смешиваемых букв.

- выделение первого звука из ряда слов, называние буквы, отличие звука от буквы;

- стихотворное описание графического образа буквы;

- подбор зрительного образа к букве (найти предметы, зрительно напоминающие букву);

- конструирование и реконструирование букв из элементов (по образцу, по словесной инструкции, по памяти);

- знакомство с объемным вариантом буквы. Закрепление образа буквы (вырезание, лепка, складывание буквы из геометрических фигур);

- подбор пары для буквы (вторая буква написана другим шрифтом);

- узнавание недописанных, наложенных друг на друга, непривычно расположенных в пространстве букв;

- нахождение букв, написанных неправильно;

- знакомство с траекторией движения руки при написании буквы;

- самостоятельное написание буквы;

- слуховые и зрительные диктанты;

- автоматизация изучаемой буквы в слогах,

- автоматизация изучаемой буквы в словах;

- запись букв и составление из них слова с его последующей записью; [3, с. 48]

Дифференциация смешиваемых букв проводится в следующей последовательности:

А) дифференциация графически сходных букв изолированно:

- разобрать, что общего (чем похожи) и чем отличаются изображения букв, уточнить артикуляторный образ каждого звука;

- записать смешиваемые буквы поэлементно и целостно;

- реконструировать одну из смешиваемых букв в другую;

- найти и обвести различными цветами смешиваемые буквы, записанные в ряд слитно;

Б) дифференциация графически сходных букв в слогах:

- составить слоги из букв;

- выделить различным цветом слоги с дифференцируемыми буквами;

В) дифференциация графически сходных букв в словах:

- составить словосочетания из слов с дифференцируемыми буквами (в первом слове – одна изучаемая буква, а во втором – другая);

Г) дифференциация графически сходных букв в предложениях:

- найти в предложениях и подчеркнуть разным цветом графически смешиваемые буквы;

- вставить в предложения смешиваемые буквы.

Реализация предложенных направлений коррекционно – профилактической работы в ходе обучения дошкольников позволит успешно подготовить детей к обучению в школе, предотвратит возникновение стойких нарушений письменной речи, улучшит социальную адаптацию детей к школьным условиям.

Таким образом, проблема предупреждения нарушений письма у дошкольников существует и остается актуальной. Но ее недостаточная изученность требует от педагогов поиска инновационных направлений и приемов логопедической работы по предупреждению у детей дошкольного возраста возможных нарушений письменной речи. [4, с. 56 – 57]

Список литературы

1. Брехунова Г. Н. Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5 – 7 лет с нарушениями речи // Логопед. – 2007. - № 4. – с. 76 – 80

2. Вологодина Н. Г. Домашний логопед / Н. Г. Вологодина. – Ростов н/. : Феникс, 2006. – с. 245 - 253

3. Логинова Е. А. Предупреждение возникновения нарушений письменной речи в психолого – педагогической работе с детьми дошкольного возраста // Логопед в детском саду. – 2005. - № 4. – с. 46 – 50

4. Михайлова Г. А. Основные направления коррекционно – профилактической работы по предупреждению оптических нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. – 2004. - № 1. с. 53 – 57

5. Правдина О. В. Логопедия. – М., Просвещение, 1973. – с. 208 - 221

Публикации по теме:

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из.

Аннотация к пособию по обучению грамоте и предупреждению оптической дисграфии «Звукобуквоград»Аннотация к пособию по обучению грамоте и предупреждению оптической дисграфии «Звукобуквоград» Аннотация к пособию по грамоте «Звукобуквоград» Разработала учитель-логопед: Бурьянова Л. В. Незаменимым помощником при обучении детей грамоте.

Игровые приёмы в профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста Одним из нарушений речевого развития является дисграфия. Дисграфия представляет собой нарушение письменной речи. Письменная речь – это графически.

Формирование фонематического восприятия для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста Специалисты школ (логопеды, учителя) утверждают: «Всегда получаем дисграфию или ее элементы у детей с общим недоразвитием речи, с алалией.

Презентация «Профилактика дисграфии у дошкольников» Акустическая дисграфия возникает на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем). Чаще всего механизм этого вида дисграфии.

Приложение к программе «Предупреждение дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста» Приложение к авторской программе «Предупреждение дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста» Важные маленькие буквы.

Проблема своевременной диагностики и профилактики предрасположенности к дисграфии у детей старшего дошкольного возраста Аннотация: В данной статье рассматриваются проблема роста у детей младшего школьного возраста специфических нарушений письменной речи (дисграфии,.

Рекомендации для родителей «Профилактика дисграфии у школьников» Рекомендации для родителей Профилактика дисграфии у школьников Дисграфия - это неспособность овладеть в должной мере письмом, которое является.

Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска детский сад № 484 комбинированного вида «Профилактика.

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР Трудности усвоения программы школьного обучения в большинстве случаев возникают из-за нарушения у детей чтения и письма. Нарушения письменной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 января 2018 в 13:05
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД